Послание апостола Павла к Галатам. Глава VI, 11-18.
Видите, как много написал я вам своею рукою.
Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.
Сквозная тема сегодняшнего чтения — «мёртвость», умирание во Христе — о котором говорит апостол Павел как о главном условии для жизни. «Смертью смерть поправ» — это не только о той главной победе над диаволом и смертью, которую одержал Своим Воскресением Господь наш Иисус Христос. Это ещё и о том базисном, основном принципе жизни, который Павел старается донести до своих читателей: условием обновления жизни является постоянное «умирание» для греха, для жизни в «мире сем» — то есть «распятие» мира для себя, и себя — для мира.
В современном обществе о смерти, смертности, умирании говорить не принято. Это считается неудобным, даже вредным — с точки зрения психологического комфорта. И если смерть тем или иным образом всё равно вторгается — её минимализируют, исключают из фокуса внимания, стараются поскорее забыть. Пока жил человек — о нём говорили. Умер — словно бы и не было вообще.
Это вытеснение «памяти смертной» — очень тревожный признак. Не помню, кому принадлежат эти слова, но они очень точно отражают место смерти в процессе формирования смыслов: «только об смерть человек начинает бытийствовать». Убери её из поля зрения — останется один «вечный праздник жизни» — который всё равно, неизбежно закончится смертью — не только временной, но и вечной.
В фильме Бергмана «Седьмая печать» рыцарь Антониус Блок, чтобы отсрочить кончину, начинает играть со Смертью в шахматы. Этот шедевр мирового кинематографа помогает нам лучше понять, что же сделала Церковь: она не только обыграла Смерть, Церковь сделала нечто большее: приручила Саму Смерть! Поясню.
Победа Воскресшего Христа над смертью действительно, по словам апостола, «вырывает жало у смерти»: то, обо что раньше разбивалось любое доброе намерение, любая мысль, то, что отравляло любую радость — смертность — для христианина перестаёт быть «проблемой номер один». Более того: также, как смертный яд змеи в малых дозах становится целебнейшим лекарством — также и «управляемая» смертность — проявляемая в ограничениях, в строгом следовании заповедям, в постах, аскетических подвигах и всех других способах «умерщвления» своего «эго» — становится своего рода «вакцинацией» от вечной смерти. Не убегая в паническом страхе перед лицом смерти — а спокойно, с верой, принимая её — христианин становится неуязвимым: ни страдания, ни самоограничения, ни даже сама смерть уже не могут поколебать его намерения жить правильно — потому что он идёт дорогой, проторённой Самих Христом — и конец её — не смерть, а жизнь вечная!...
протоиерей Павел Великанов.
Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 26-39
И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.
Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.
Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.
Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
Человек, одержимый нечистым духом, себе не принадлежит. Он не способен принимать никакие самостоятельные решения. Злая сила руководит не только его словами и поступками, но также парализует волю, порабощает мысли и чувства. Он теряет всякую связь с реальностью. Нормальное общение с окружающими людьми и Богом становится невозможным. Быть рядом с кем-то является для бедняги катализатором агрессии. Яркий пример этого мы видим в только что прозвучавшем отрывке. Расчеловечивание бесноватого дошло до такой степени, что он вёл совершенно дикий образ жизни. Бегал от людей, ходил обнажённый, жил в могильных пещерах, а когда к нему пришёл Бог, он отнюдь не испытывает облегчения по этому поводу, но видит в Нём источник ещё больших терзаний. После исцеления преображаются ум и чувства больного. Он становится способным к нормальному общению. Его речь осмыслена. В присутствии Христа и Его учеников он ведёт себя спокойно. Но, пожалуй, самое важное, к исцелившему возвращается способность слышать Творца. То есть совершать поступки, руководствуясь Его волей, а не безумным порывом страстей. Евангелие говорит, что он очень хочет остаться со Спасителем, так как ощущает на себе Его любовь и заботу. Однако, вопреки собственному желанию, покоряется просьбе Христа, оставляет Его, чтобы проповедовать о чуде своим соплеменникам.
Какое же отношение всё сказанное имеет к нам? Одержимость — состояние не только человека, которым владеют злые духи. Одержимость — состояние, когда мы идём на поводу собственного «хочу». Хочу, потому что так я буду лучше себя чувствовать. Мне будет хорошо. Одержимость наступает в результате того, что мы культивируем эти многочисленные «хочу» в своём уме и сердце. Постепенно все наши чувства, мысли, слова и поступки подчиняются этим желаниям. В результате мы перестаём чувствовать окружающих. Моё больное состояние побуждает меня использовать их в своих целях. Мы перестаём чувствовать Бога. Если и случается между нами какой-то диалог, это или требования о помощи в удовлетворении моих «хочу» или упрёки и претензии в адрес Бога. То есть у нас по всем фронтам пропадает способность к полноценному общению. Не замечая того, мы оказываемся вне источника жизни, вне Творца. Яркий пример — жители Гадаринской страны. Свиньи были для них бизнесом, который давал гарантии стабильной, комфортной, уютной жизни. И они не хотели её лишаться даже ради Спасителя. Так работало их «хочу». Есть горькая ирония в этой истории. Вначале кажется, что по сравнению с одержимым местные жители вполне здоровые люди. Однако в итоге получается, что они в ещё большей опасности, чем он. Ведь болезнь бесноватого была очевидна всем. И окружающим, и самому страдальцу. А потому и Христа Он принял с радостью и благодарностью. А их болезнь настолько обыденна и прозаична, что незаметна. С ней можно жить долго и пребывать в иллюзии, что у тебя всё нормально. Но именно в этом её коварство и опасность. Ведь пустота и смерть наваливаются внезапно. Задумаемся об этом. Так ли мы здоровы, если очевидно не страдаем от каких-то душевных и духовных недугов? Чему подчиняются наши мысли, чувства, слова и поступки — воле Бога или собственным желаниям? Ведь будет печально, если в день пришествия Христа, мы останемся со своими свиньями, которых пасли всю жизнь, и будет для нас удивительно, что те, кого мы считали изгоями общества, первыми войдут в радость Небесного Царства как самые ревностные исполнители Евангелия Спасителя.
Священник Дмитрий Барицкий