Послание к Евреям святого апостола Павла Глава XI, 24-26, 32 — XII, 2
Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Если внимательно вслушаться в только что прозвучавшее перечисление всех подвигов веры — легко предположить, что и награда будет грандиозной — не менее, чем сама вера. Однако сам апостол одной фразой разрушает все наши ожидания: они ничего не получили взамен веры. Да, именно так он и пишет: «все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного». Странное для нашего слуха слова «свидетельствованные» — по-гречески μαρτυρηθέντες от μαρτυρέω свидетельствовать — означает буквально «получать свидетельство», сертификат.
То есть «сертифицированные» Самим Богом верующие и верные Ему люди — ничего из обещанного Богом так и не получили. Стоп: получается, что их обманули? Но разве может Бог так поступать? Что-то не складывается...
На самом деле, перед нами — прекрасный пример риторического мастерства апостола Павла. Широко развернув подвиг веры на примерах библейских персонажей — он делает абсолютно парадоксальный вывод: да, их вера была невероятной силы, но... ничего из ожидаемого они не получили. Таким образом, в воздухе повисает вопрос: а дальше-то что? И ответ у апостола очень убедителен: да, всё именно так — потому что Бог для них «предусмотрел нечто лучшее».
Современные нейрофизиологи в один голос утверждают, что наш мозг — гениальный обманщик. Он всегда старается «уберечь» нас от излишних трудов, беспокойств и напряжений, поэтому снова и снова подсовывает уже давно отработанные алгоритмы, образы, даже если они ну не особо-то и подходят. Наш мозг — хитрец и халтурщик. Чтобы вырвать его из наезженной колеи, надо очень потрудиться. Потому что его задача — экономия ресурсов. Так легче выживать. А вот у личности — куда более важный вопрос: а зачем вообще жить? Вот так и разворачивается вековечная драма между выживанием и целеполаганием.
Апостол Павел предлагает нам способ решения этой дилеммы. Если мы ставим перед собой вполне достижимую цель — пусть даже с очень большим усилием — но, когда её достигли, не останавливаемся и продолжаем двигаться дальше — таким образом внутренний конфликт между стремлением к экономии и жаждой высоких результатов снимается. Касательно веры — очень схожее: движение по вере укрепляет сам опыт близости к Богу, опыт «хождения по водам» — который в определённый момент оказывается значительно важнее, чем получение ожидаемого результата веры.
Из сегодняшнего чтения надо сделать два очень важных вывода. Первое — нет ничего зазорного, чтобы верой ожидать решения тех или иных проблем, или надеяться на получение каких-то конкретных благ. Можно и нужно и просить, и умолять, и крепко держаться надежды. Второе — если мы на самом деле через эту устремлённость к Богу укрепляемся в вере — в определённый момент она сама становится настолько значимой ценностью, что по сравнению с ней любые, даже самые невероятные по своей масштабности, наши цели становятся просто детскими игрушками!..
протоиерей Павел Великанов.
Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 43-51
На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Согласно древним предсказаниям, Мессия должен был прийти из Вифлеема. И действительно, в этом городке рядом с Иерусалимом Христос и родился. Однако детство Своё Он провёл в Назарете. Поэтому, когда Филипп говорит Нафанаилу о том, что он встретил Мессию, Иисуса из Назарета, Нафанаил очень скептически относится к этому. Ведь пророки чётко сказали: Мессия должен быть из Вифлеема и точка. Кроме того, сам город Назарет пользовался дурной славой. Это было захолустье, палестинская тьмутаракань. Его жители имели довольно скверную репутацию среди своих единоплеменников, которые не без основания считали их невежественными и грубыми. Всё это и промелькнуло в голове Нафанаила, когда он услышал об Иисусе. В его картине мира Назарет и Мессия — две вещи несовместимые. В ответ на это Филипп говорит очень кратко: «иди и сам посмотри». Нафанаил идёт, лично видит Христа, получает от Него откровение и потрясённый этим опытом признаёт в Нём Мессию. Он обретает истинного Бога там, где совершенно не ожидал Его встретить. Можно лишь догадываться о том, как изменилась его картина мира. Привычные шаблоны, которые он воспринял от своих наставников, от родителей, раввинов, священников, были разрушены. Господь открылся для него по-новому.
Неслучайно этот отрывок читается в первое воскресенье Великого поста. Ведь в этот день Церковь установила день торжества Православия. День, когда мы чтим ту традицию, которая была нам передана от отцов. День, когда мы славим святых, которые эту традицию сформировали и сохранили для нас в чистоте. Услышанное Евангелие побуждает нас задуматься о важной истине, относительно нашей веры.
Нафанаил многое знал о Мессии. Опираясь на Священное Писание и предания старцев, он мог убедительно доказать, что Христос не может прийти из Назарета. Но вся эта логика рухнула, когда он лично встретил Спасителя. Оказывается, на деле всё обстояло несколько иначе. Появились такие подробности, которые очень многое изменили. Так и с нашей верой. Как говорил современный сербский святой преподобный Иустин Попович, «Православие не доказывается, а являет себя». Иными словами, его нельзя доказать, его можно лишь показать. Наши представления о Боге, об истинах веры, которые мы получаем из книжек, слышим от священников, от церковных учителей, несколько отличаются от самой реальности. Да, именно так, мы можем иметь богословское образование, посещать богослужения, общаться с духовными людьми, но та картина духовного мира, которая живёт в нашей голове и которую мы называем для самих себя Православие, может не соответствовать действительности. Как Нафанаил, мы можем быть убеждены, что Бог действует только по тем правилам, которые нам известны.
Поэтому, каждому из нас Господь говорит сегодня: «Иди и посмотри». То есть соверши ради своей веры конкретные действия. Что именно делать, можно найти в Евангелии. Дам даются чёткие инструкции, как вести себя с Творцом и окружающими людьми на ежедневной основе. Чем тщательней будем исполнять эти заповеди, тем сильнее будет меняться картина духовной реальности в нашем сознании. Тем ярче будет проступать подлинный образ Православия. За верность Своему Евангелию Господь будет давать нам новое видение мира, новое ощущение окружающей действительности. Но самое главное, мы будем глубже познавать Бога. Каждый раз Он будет открываться нам с новой стороны. Не только как Бог, о котором мы узнаём из книг и со слов других людей, но как Бог живой, личный, бесконечно познаваемый и непредсказуемый.
священник Дмитрий Барицкий.