Послание к Галатам апостола Павла. Глава II, 16-20.
...однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Только верой!» — так звучит один из главных лозунгов протестантизма. Сторонники протестантской Реформации подчеркивают, что поступки имеют перед лицом веры — оправдывающего человека дара Божия — второстепенное значение. Для подтверждения такого понимания используются обычно цитаты из посланий апостола Павла. Например — из его послания к Галатам.
Апостол Пётр в своем соборном послании однажды заметил, что в текстах его собрата по служению — апостола Павла — встречаются не совсем понятные места. Как кажется, одно из таких мест мы с вами только что услышали. Здесь довольно тонко святой Павел говорит о соотношении веры и добрых дел в вопросе спасения. И некоторые из читателей апостола не поняли, что он, собственно, хотел сказать.
Например, именно на прозвучавшем отрывке из послания к Галатам построили собственную концепцию спасения и оправдания вожди Реформации. И прежде всего — Мартин Лютер. Лютер, устав от бесконечных внутренних метаний и болезненных размышлений о собственном спасении, по сути, отверг идею о возможности оправдания через дела. При этом, реформатор цитировал как раз апостола Павла, который пишет о превосходстве веры над законом. Но прав ли был Лютер? Действительно ли апостол призвал нас забыть о значении добрых поступков и увидеть спасение исключительно в вере?
Забегая вперёд, сразу скажу — нет. Апостол никогда и ни при каких обстоятельствах не поощрял греховности и лености. В его рассуждениях о превосходстве веры над законом заключается совершенно иной посыл. Понять его можно, только соприкоснувшись с религиозно-культурной спецификой среды, в которой Павел был воспитан и затем проповедовал. Речь об иудейском сообществе, конечно же.
Внутри ветхозаветной цивилизации на самом позднем этапе её существования оформилось и закрепилось представление о самоценности религиозных обрядов. Что работать они могут без какого-то искреннего духовного вклада со стороны человека. Конечно — в обыденной жизни дела часто говорят сами за себя. Но даже в светской жизни правильный поступок, осуществлённый без душевного сопереживания, может обернуться пустышкой. Что уж говорить про духовную сферу?
Апостол настаивает, во-первых, на недопустимости какой-либо неискренности и лукавства в духовной жизни. Когда форма подменяет собой содержание. А какое-либо религиозное действие осуществляется только внешне. Подобное, надо сказать, было распространено в иудейской среде. Во-вторых, и как следствие предыдущего утверждения, правильная иерархия в духовной жизни выстраивается только тогда, когда в её основание полагается крепкая вера в Бога.
Вера в данном случае представляет собой не просто согласие с тем, что Господь существует, а доверие к Нему и верность, которая выражается через совершение конкретных поступков. Но они ценны, в первую очередь, не сами по себе, а потому что служат средством реализации внутренних убеждений человека. Потому не правы оказались вожди Реформации, указавшие на отсутствие необходимости тщательного исполнения заповедей Божиих. Апостол к подобному, как мы выяснили, не призывал.
Рассуждения святого Павла, безусловно, посвящены очень тонкой материи и требуют основательного осмысления. Но если христианин поймёт педагогический посыл апостола и благодаря его указаниям выстроит верное понимание духовной жизни, то избежит ненужных крайностей, превратив свою духовную жизнь в гармоничный союз веры и действия.
священник Антоний Борисов
Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 5-15
...вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
В
от что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Нередко Евангелие, говоря о проповеди Спасителя, делает особый акцент на силе Его слова. О какой же силе идёт речь и какую пользу из этого мы могли бы извлечь для самих себя? Ответ на этот вопрос звучит в том отрывке из 8-й главы Евангелия от Луки.
Этот отрывок является прекрасной иллюстрацией того, какой огромной силой может обладать слово. Оно может прожигать до самого сердца и в корне менять человеческую жизнь. Однако для того, чтобы это произошло, необходимы два важных условия.
Наша жизнь нередко проходит на фоне бесконечного потока письменной и устной речи. Это целый вал слов. И нередко они пустые и бессмысленные. Почему же? Не потому, что не содержат в себе полезной информации. Согласитесь, информация о том, как повыгодней продать недвижимость, очень даже полезная; путеводитель по местам развлечения в столице тоже может пригодиться; а уж сколько пользы можно извлечь, просто посидев на лавочке около подъезда и пообщавшись с соседями. Но какое значение всё это имеет с точки зрения преображения моей жизни? Зачастую никакого. И даже напротив. Нередко именно этот информационный шум формирует ту негативную атмосферу тревоги, беспокойства, раздражительности, страха и претензий к людям, из которой мы не можем выбраться и вязнем в ней, как в болоте, всё глубже и глубже. Слово, которое влечёт за собой коренные изменения, должно быть наполнено Духом Божиим. И это первое важное условие. Такое слово не о том, как лучше устроиться в этом мире. Не о том, как быть умнее, быстрее, компетентнее окружающих, чтобы занять своё место под солнцем и покомфортней организовать свой быт и быт своих близких. Это не о том, как получить. Это, скорее, о том, как, если потребуется, потерять всё, что у меня есть, но найти себя в этом хаосе жизненных обстоятельств и событий. Как раскрыть в своём сердце Царство Божие. Увидеть своё предназначение в замысле Творца. А потому зачастую это слово далеко не приятное. Оно открывает мне правду о себе, бьёт по моему эгоизму, который в ответ, как жёсткая и тернистая почва, отвергает его.
Поэтому, второе важное условие того, чтобы слово изменило мою жизнь — моя готовность услышать его и принять. Много полезных вещей мы читаем в духовной литературе, многое слышим от священников в храмах. И в ответ радостно с пониманием киваем: «Да, да, правду говорит батюшка, всё это обо мне». Однако срабатывает всегда один и тот же механизм: «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Эта особенность нашего искажённого восприятия, о которой говорил ещё Господь: «видя не видят и слыша не разумеют». Рады бы мы принять слово Бога, да не можем. А не можем по той простой причине, что не применяем его в своей жизни. Мы просто просим у Бога что-то в молитвах и ждём, когда Он их исполнит. Уже который год сердце точит обида на близкого. Прошу слезно Бога избавить от этой тяжести. Но почему-то совсем не приходит в голову мысль, что необходимо ещё и действие какое-то совершить. Попытаться примириться с человеком. Не делаем. Боимся. Точнее, боится наш эгоизм. Нашёптывает мне, как нелепо, смешно и глупо я буду выглядеть. А представьте, как бы пострадала наша самость, если бы мы вышли навстречу своему страху и вопреки ему совершили бы евангельский поступок. Сразу бы почва сердца размягчилась. Мы моментально ощутили бы в душе действие благодати. А что, если так поступать во всех своих делах? Что если все свои мысли, чувства, слова и поступки сверять с Евангелием и принимать слова Христа как чёткую инструкцию к действию? Сразу же стараться исполнять её, несмотря на смущения и страхи больной самости. Ведь каждое подобное действие проходит по сердцу подобно бороне, разрушает эгоизм. Сердце становится мягким. Слово Божие приживается в нём. В нём укореняется божественная благодать. И Царство Божие проступает всё ярче и ярче.
священник Дмитрий Барицкий