Трудно жить христианской жизнью без знания Священного Писания. Так же трудно, как плыть по морю без карты и компаса или строить здание, не имея плана. Каждый день на Божественной литургии Церковь напоминает нам те или иные отрывки из Евангелия и Апостольских посланий, чтобы мы задумались об их смысле, сравнили свою жизнь с тем, чего хочет от нас Бог.
Самые важные отрывки — зачала — читаются по воскресеньям. О чём шла речь сегодня? Не расслышали? Не поняли по-церковнославянски? Забыли? Упущенное можно наверстать. Предлагаем вашему вниманию русский перевод и толкование чтений Недели 5 по Пятидесятнице. Подборка подготовлена Обществом им. М.Н. Скабаллановича при Свято-Троицком Ионинском монастыре, г. Киев.
Братья, моё самое горячее желание и молитва к Богу об Израиле — чтобы они были спасены. Я свидетельствую, что они жаждут исполнить волю Бога, но у них нет истинного знания. Поэтому они, не зная, какой путь избрал Бог для оправдания людей, и стремясь утвердить свой собственный, не подчинились праведной воле Божьей. Потому что Христос — конец Закона: теперь каждый, кто верит, оправдан Богом.
Моисей пишет об оправдании через Закон: «Только тот, кто исполнит все повеления Закона, будет жить». Но вот что говорит Писание об оправдании за веру: «Не спрашивай себя: кто взойдёт на небо?» (это значит: для того, чтобы привести на землю Христа). И не спрашивай себя: «Кто спустится в бездну?» (это значит: для того, чтобы возвести Христа от умерших).
Но что говорит Писание? «Рядом с тобой Слово Бога — на устах твоих и в сердце твоём», то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься, потому что кто верит сердцем — будет оправдан. Кто исповедует устами — будет спасён.
Центральное слово прочитанного отрывка — «праведность», или «правда» в церковнославянском варианте. Собственно, это — одно из ключевых слов Библейского богословия вообще. Что же касается Послания к Римлянам, то в нём оно и в самом деле «ключевое», то есть тот ключ, который открывает дверь в самую острую проблему иудейской среды, из которой вышел апостол Павел.
Речь идёт о проблеме «правды (или праведности) Божией». Следует заметить, что слова «правда» и «праведность» — разные переводы одного и того же слова оригинального греческого текста. Просто контекст диктует переводчику, какой из этих двух переводов предпочтительнее употреблять в том или ином случае.
Если обратиться к библейским источникам понятия «правда», то смысл его лучше всего отражают такие слова как «надёжность» и «верность». Так, например, когда говорится о «правде Божией», то чаще всего имеется в виду надёжность, верность Бога: на Бога можно положиться, Он верен Своему Слову, Своим обетованиям, Своему творению, верен и Своему народу, который Он «отделил Себе в удел из всех народов земли»(3 Цар. 8:53). И вот это последнее, то есть верность Бога избранному народу, со временем стало подвергаться сомнению.
В самом деле: проходят столетия, но участь Израиля остаётся прежней. Одни захватчики сменяются другими: вышедший из египетского рабства народ снова попадает из одного рабства в другое. Где же обетования Божии, данные Аврааму? Где правда Божия? Когда она из предмета веры и надежды станет реальностью?
И вот Послание к Римлянам начинается с великого утверждения апостола: Ныне правда Божия стала реальностью, она открывается в Евангелии Иисуса Христа, в Его Слове о спасении всякого верующего:«Я не стыжусь благовествования Христова», — пишет апостол Павел, —«потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. Ибо в нём открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет»(Рим. 1:16-17).
И всё дальнейшее в Послании посвящено доказательству этого тезиса: Именно вера в Иисуса Христа, «нас ради» умершего и «нашего ради спасения» воскресшего, приносит всем людям праведность, которая «по вере», а не «по Закону», от Бога, а не от наc, как дар благодати, а не как плата за наши заслуги, чаще всего мнимые.
Спасение — всем людям, — утверждает апостол, — Иудеям и Еллинам! Но вот это «всем людям» вызывало сопротивление большинства иудеев, вызывало обиду и отторжение. Ибо в известном смысле приравнивало иудеев язычникам! И это было соблазном для иудеев: они«преткнулись о камень преткновения»(Рим. 9:32).
Израиль отверг Иисуса Христа, не уверовал в своего Спасителя, что приносит апостолу Павлу великую печаль и непрестанное мучение его сердцу (Рим. 9:2). Он размышляет о трудной судьбе своего народа и молится о его спасении. Этими словами о молитве за Израиль открывается прочитанный сегодня отрывок.
Апостол свидетельствует о глубоком уважении к религиозной «ревности» Израиля. Ведь и сам он до своего призвания и обращения был страстным«ревнителем отеческих преданий»(Гал. 1:14). Однако уважение к религиозному усердию Израиля не препятствует ему со всей определённостью говорить о том, чтó ныне отличает иудеев от христиан.
Отличает же иудеев отказ признать, что в Иисусе Христе действовал Сам Бог для спасения всех людей, что в Иисусе Бог даровал нам праведность. Поэтому ревность Израиля о Боге стала религиозным усердием «без разумения» (каким было и усердие самого апостола Павла перед его призванием, пока он был просто Савлом).
«Без разумения», конечно, не означает без знания того, чтó израильтяне отвергают (ведь и Савл знал, чтó и кого он преследовал, иначе бы он и не преследовал!). Но их знание было ложным, оно вело не к признанию, не к послушанию истине, но к помрачению их сознания:«Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня»(Рим 11:8). Страстное усердие Израиля было направлено мимо истины и против истины.
После откровения в Иисусе Христе, после Его Евангелия стало ясным, что стремление Израиля к праведности в рамках послушания Закону Моисея было тщетным стремлением утвердить перед Богом собственную праведность вместо принятия праведности от Бога, дарованной в Иисусе Христе. — И здесь апостол высказывает свой основной тезис:«они не починились праведности от Бога»,потому что они чувствовали, интуитивно понимали, что«Христос — конец Закона».
Вероятно, то же чувствовал и Савл, когда он гнал Церковь. Признать Христа — значит пойти дальше и выше Закона, дальше и неизмеримо выше упования на свои законные заслуги, ибо концом и целью Закона является Христос, и праведным теперь становится всякий верующий не в свои заслуги, а в благодатный дар Божий в Иисусе Христе. Но иудеи выходить за пределы Закона не хотят! Они не желают с ним расставаться. Потому и не покоряются истине Евангелия.
Апостол Павел очень образно противопоставляет «Закон» и «праведность по вере». Если Моисей о «праведности по Закону» пишет, то новая «праведность по вере» говорит, как бы возвышает свой живой голос. Как тут не вспомнить противопоставление буквы и Духа:«буква убивает, а Дух животворит»(2 Кор. 3:6). Если Моисей пишет отстранённо, обращаясь к человеку вообще, в третьем лице:«исполнивший его человек жив будет им»(Лев. 18:5), то вера говорит «на ты», обращается к сердцу человека:«Не говори в сердце своём: Кто бы взошёл на небо?». Если Моисей связывает обетование жизни с неким условием (жив будет только тот, кто будет соблюдать заповеди Закона), то праведность по вере даётся без условий, она приходит к человеку сама, она близко.
Апостол Павел при этом цитирует книгу Второзакония:«весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоём, чтобы исполнять его»(Втор. 30:14). Но ведь Второзаконие говорило о «слове заповеди Закона». На каком же основании апостол Павел относит эти слова ко Христу? — Дело в том, что уже задолго до апостола Павла иудейские книжники в том «близком Слове» признавали Премудрость Божию, которую они отождествляли с Законом.
Об этой Премудрости Божией написано:«Кто взошёл на небо, и взял её, и снёс с облаков? Кто перешёл моря и нашёл её? Нет никого, знающего путь её, ни помышляющего о стезе её. Но Знающий всё знает её. ... Он нашёл все пути Премудрости и даровал её ... возлюбленному Своему Израилю. ... Вот Книга заповедей Божиих и Закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся её, будут жить ...»(Вар. 3:29-32,37-38; 4:1). Но для апостола Павла явившаяся на земле Премудрость и праведность от Бога есть Христос (1 Кор. 1:30)! Эта Премудрость сошла с небес, она воскресла из бездны преисподней, она близка в Слове веры, которое возвещают апостолы.
Подразумевается древнее исповедание веры, или, точнее, два исповедания. Одно возглашалось в церковном собрании верных: «Иисус — Господь!», другое исповедали как «символ веры» перед крещением: «Бог воскресил Его из мёртвых». И эти слова веры даруют человеку радостную убеждённость в том, что он соединён с Господом и, следовательно, перед ним открыта дверь в спасение и в жизнь вечную.
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Когда Иисус перебрался на другой берег в страну Гергесинскую, навстречу Ему вышли из могильных склепов два бесноватых. Они были такими свирепыми, что никто не решался ходить той дорогой.
— Что Тебе надо от нас, Иисус, Сын Божий? Ты пришёл сюда раньше времени мучить нас? — закричали они.
Вдали паслось большое стадо свиней. Бесы стали просить Его:
— Раз Ты нас изгоняешь, пошли нас в это стадо свиней!
— Идите, — ответил Он.
И они, выйдя, вселились в стадо свиней, но в тот же миг всё стадо ринулось с кручи в море и утонуло в его водах. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всём, и о том, что было с бесноватыми. И вот весь город вышел навстречу Иисусу. Увидев Его, они стали просить Его покинуть их края. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
Евангельское чтение прошлого воскресенья преподало нам урок глубокого смирения Римского сотника, который пришёл просить Христа об исцелении своего слуги. Евангелие же сегодняшнего воскресенья не даёт нам уроков того, что мы должны делать, а показывает нам скорее то, чего мы должны избегать, чего нам не надо делать. Это показывает нам так ярко реальность существования злой силы. В наше время эта реальность не требует и доказательств. Ведь каждая газета ежедневно говорит нам о целом ряде преступлений, которые просто нельзя объяснить, не признавая в них одержимости человека посторонней, и притом, злой силы.
Жуткие картины рисует перед нами сегодняшнее Евангелие: два бесноватых выходят из гробов «весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путём...» Христос разрешает бесам войти в огромное стадо свиней... Бесноватые исцеляются... а всё стадо свиное бросается с крутизны в море. Какая страшная сила! Реальная, открытая сила зла!
Но вот последний стих Евангелия: «И вот весь город вышел навстречу Иисусу...» И вот думаешь хоть тут найти что-то отрадное: весь город объединился и пошёл навстречу Господу... Хочется думать, что это вера объединила их, что они, как некогда Самаряне попросят Господа остаться у них, возблагодарят Его за исцеление, за спасение двух их же сограждан, да и за освобождение их от опасности при прохождении этого пути... И что же? Да, они попросили Господа... но только не остаться у них, а стали просить Его «чтобы Он отошёл от пределов их»!
Вот самое страшное место из этого Евангелия. Вначале бесы были в двух одержимых. Потом мы их видим в целом стаде свиней. А здесь... Целый город, одержимый... чем? Да страстью к наживе. Ведь производство свиное было по еврейскому закону незаконное, греховное... Но в нём были деньги, и деньги огромные. А тут... Целое стадо пропало.
И они как бы говорят Господу: «Ты только вступил на нашу землю и причинил нам такой страшный убыток. Что же будет, если Ты здесь останешься дольше. Да Ты нас совсем разоришь! Мы видим, мы понимаем Твоё величие: даже бесы повинуются Тебе! Но нам что от этого? Какое нам дело до этих двух исцелённых? Нам не нужны Твои чудеса. Нам нужны тысячи, миллионы... Ты не для нас. Уходи, уходи сейчас же!»
Братья и сёстры! Проверим свою душу. Не бывает ли и с нами так? Какая-нибудь страсть охватывает нас, а Христос мешает. И мы в душе шепчем те же ужасные слова: уйди от нас! Да сохранит же нас Господь от этого! Да будет же наше слово обращённое к Нему: «приди к нам и никогда не удаляйся от нас».
Архиепископ Андрей (Рымаренко)