Братья, я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы людям, приговорённым к смерти на арене. Ведь мы стали зрелищем для всего мира — и для ангелов, и для людей. Мы безумны Христа ради, а вы во Христе такие разумные. Мы слабы, а вы сильны. Вы в чести, а мы в бесчестье.
Мы по сей день голодаем и жаждем, мы ходим в отрепьях, нас избивают, мы скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы отвечаем добрыми словами. Мы стали для мира как мусор, всеми попираемый доныне. Я пишу всё это не для того, чтобы вас пристыдить, а чтобы наставить на ум, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи воспитателей во Христе, но отцов не может быть много! Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
Когда мы поздравляем наших близких с каким-нибудь праздником, мы по заведённому обычаю желаем им здоровья, благополучия и всяческих успехов, что понятно и естественно. Ведь этих благ большинству людей так недостаёт! Таков уж наш мір, в котором радости нечасты, а всякого рода скорби и заботы – наши постоянные спутники. Но век сей – век преходящий. Вместе с ним прейдут и все его радости, и все его скорби и заботы. Непреходящий же – век грядущий, Царство Божие, которое и ныне среди нас.
Пришедшее в мір с Иисусом Христом оно есть Царство «радости Духа Святого», которой исполнена жизнь истинно верующего христианина (1 Сол. 1:6). И так – в любых обстоятельствах, далеко не всегда благоприятных для мірской радости. Более того, говоря о «радости Духа Святого», Апостол Павел напоминает, что эта духовная радость сосуществует со многими мірскими скорбями, которые неизбежно ожидают верующих в веке сем, «ибо вы сами знаете, что так нам суждено» (1 Сол. 3:3). Увы, христиане часто об этом забывают. Они как бы не помнят слова Спасителя о том, что Он принёс Своим последователям, пока они живут в этом грешном міре, не материальное богатство, не физическое здоровье, не успех в делах, не гарантии мира и покоя. Нет, совсем наоборот, Спаситель говорил, что верующие в Него должны нести свой крест, следуя за Ним. Куда следовать? Да на крест! И через крест – к высочайшей цели, к совершенству богоподобия и жизни безконечной в Царствии Божием, которое «теперь мы видим ... гадательно, тогда же – лицом к лицу» (1 Кор. 13:12). Именно таков узкий и трудный путь в Царствие Божие.
Но коринфяне избрали путь лёгкий и широкий. Ещё вчера язычники, они приняли крещение. Но это таинство они поняли на языческий манер, как магический обряд, автоматически гарантирующий им уже здесь, на земле, беззаботное и совершенное пребывание в Царстве Божием. Похожий энтузиазм мы можем наблюдать и в современном христианстве, особенно часто у так называемых неофитов, то есть у новообращённых, но не укоренённых в вере христианах. Апостол Павел иронически обращается к таким оторвавшимся от земли мечтателям: «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас» (1 Кор. 4:8). Подчёркивается словечко «уже». Возможно, что коринфяне находились под влиянием современного им философского учения, которое утверждало: мудрец уже сейчас обретает совершенство и стоит над тленным міром. При этом, правда, считавшие себя «совершенными» христиане в реальной жизни враждовали друг с другом и совершали всяческие неблаговидные поступки. Но этому обстоятельству «совершенные» как-то не придавали значения. Они видели себя выше всей этой мірской суеты. Апостол Павел желает свести коринфян с их мнимого неба на реальную землю. Он знает, что совершенство достигается не прыжком через страдание, но трудным путём сквозь страдание во Христе. Для него ясно: через Крест – к славе, от смерти – к Жизни. Иного пути нет. И сам он видит себя до сих пор в пути, далёким от цели.
И вот, в резком контрасте с мнимым «духовным полётом» коринфян, Апостол описывает своё внешне жалкое и вряд ли вызывающее зависть существование. В то время как они «парят» над міром страданий в своём иллюзорном «блаженстве», он исполняет свою будничную миссию, испытывая множество трудностей. Конечно, он не жалуется, но просто констатирует, что его Евангелие Креста неизбежно формирует и сам образ жизни. С горькой иронией рисует он карикатуру на завышенную самооценку коринфян, когда говорит, что он безумен, а они – разумные, мудрые «во Христе». Но речь-то ведь идёт о Христе распятом! Христианское существование основано на вере в спасительный Крест; а для міра это – безумие, отсюда неизбежный антагонизм мірской мудрости и жизни во Христе. Именно Крест Христов формирует жизнь Его вестника. Это Апостол иллюстрирует впечатляющим перечислением своих житейских бедствий. Он описывает нужду и трудность своей жизни странствующего проповедника: он скитается в холоде и голоде, часто унижаемый как последний сор этого міра. Он, Апостол Павел, возвещающий Слово о Кресте, стоит не наверху, а внизу, на последнем месте. Он сравнивает своё положение с положением на арене приговорённых к смерти преступников, которые на гладиаторских боях должны были служить развлечением для публики, жаждущей кровавых зрелищ. Таким образом, Апостол сравнивает себя с теми людьми в римском обществе, у которых отняты остатки человеческого достоинства. Ниже стоять уже просто невозможно. Нет, Апостол Павел вовсе не ищет страданий, не произносит им хвалебную речь. Эти страдания вынужденные, они – следствия той Вести, которую он должен возвещать.
Печально-ироническая речь Апостола прерывается словами, которые дышат духом Нагорной проповеди. Несмотря на все унижения, он не отвечает злом на зло, не мстит, но призывает Божие благословение на злословящих его. И это, разумеется, тоже воспринимается міром как признак слабости и ничтожности. В заключение он в контраст гордыне коринфян называет себя «сором, отбросом общества». Так мір оценивает жизнь того, кто несёт ему весть спасения. Коринфяне в своём оторванном от реальности энтузиазме подошли опасно близко к такой оценке. И Апостол желает спустить их с высот их восторга на почву земной действительности.
Слушая энергичную речь Апостола Павла с перечислением его страданий, коринфяне, скорее всего, должны были почувствовать стыд. Поэтому Апостол спешит заверить их, что он отнюдь не желает ни стыдить коринфян, ни принизить их, но обращается к ним как к «возлюбленным детям». Это не пустая фраза: ведь Апостол Павел «породил» (буквально – «зачал») Коринфскую церковь Евангелием. Поэтому он вправе считать себя отцом коринфских христиан. Как отец, он сознаёт своё уникальное отношение к Церкви и свою ответственность за неё. Он однозначно отделяет себя от прочих христианских или мнимо-христианских проповедников, называя их пекущимися о коринфянах «наставниками» (буквально – «дето-водителями»). Говоря о том, что таких детоводителей целая тьма, то есть десять тысяч, – насмешливо-иронический намёк на партийные распри в Коринфе.
Сознавая своё призвание и отеческое достоинство, Апостол призывает коринфян подражать ему, брать его за образец. Понятие «подражания» было широко распространено в древности и означало следование ученика добродетелям учителя. Но Апостол придаёт этому понятию необычный смысл. Коринфяне должны подражать не высоким добродетелям Апостола, но его жизни, проходящей под знаком Креста. Апостол не добивается признания собственной личности. В центре его внимания Крест Христов! Он желает привести коринфян к тому, чтобы они уразумели смысл Евангелия. Они должны подражать ему, Павлу, потому что сам он ориентируется на Крест. Они должны соразмерять себя по образцу страдающего Апостола, который принимает жизнь с её трудностями в полном доверии к близости Господа и всё переносит в неутомимой верности Ему (4:6-13). Он не желает блистать, не выставляет себя на первый план, но верно служит делу распятого Господа (2:1-5). Он – образец, потому что сам берёт себе за образец Иисуса Христа (11:1).
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Когда они вернулись к народу, то подошёл к Нему человек и, упав перед Ним на колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо час-то бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
— О люди, неверующие и развращённые! — сказал Иисус. — Долго ли Мне ещё с вами быть?! Долго ли ещё вас терпеть?! Ведите его сюда ко Мне!
Иисус приказал бесу выйти, и бес вышел, а мальчик в тот же миг выздоровел.
Когда ученики остались с Иисусом одни, они подошли к Нему и спросили: — Почему мы не смогли его изгнать?
— Потому что у вас мало веры, — ответил Он. — Говорю вам, если бы у вас была вера хоть с горчичное зерно и если бы вы сказали этой горе: «Передвинься отсюда туда», она бы передвинулась. И не было бы для вас ничего невозможного. Сей же род изгоняется только молитвою и постом.
Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: — Сына человеческого скоро предадут в руки людей и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они сильно опечалились.
Как прошлое Воскресенье нам говорило о буре на море Тивериадском, так и сегодняшнее Евангелие повествует нам тоже о буре, только уже о буре ещё более страшной: там были волны морские, а тут... Послушайте, что говорит Христу отец юноши: «Господи! помилуй сына моего; он в новолунии БЕСНУЕТСЯ И ТЯЖКО СТРАДАЕТ, ибо часто бросается в огонь и часто в воду. Там Пётр вышел из лодки, в которой плыли другие апостолы; заметьте, не Христос его послал, так как послал всех учеников переплыть море, а Пётр сам, исполненный восторга веры, видя Христа, идущего по волнам, испросил себе разрешение на это. И что же произошло? Он усомнился и начал тонуть. И Христос сказал ему: «Маловерный, зачем ты усомнился?»
А что в сегодняшнем Евангелии? В сегодняшнем Евангелии отец бесноватого сына привёл его сначала к ученикам Христовым. Ведь им была дана власть изгонять бесов, и целить недуги, — это как бы входило в их послушание, и, однако, ОНИ НЕ МОГЛИ ИСЦЕЛИТЬ ЕГО. И когда отец с глубокой скорбью поведал об этом Господу, Христос с гневом Воскликнул: «О род неверный и развращённый! Доколе буду терпеть вас! Приведите его ко Мне сюда!» И запретил ему Иисус, и бес вышел из него. Тогда ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: «Почему мы не могли изгнать его?!» Иисус же сказал им: «По неверию вашему. Ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдёт, и ничего не будет невозможного для вас. Сей же род изгоняется только молитвою и постом.»
Вот что значит вера! Где же обрести эту веру? Только в Церкви. Апостолы, плывя в лодке по послушанию Христову, несмотря на бурю, не усумнились. Лодка их имела борты, которые защищали их от напора волн, имела дно, которое отделяло их от водной стихии, имела и руль, направляющий её. Так и КОРАБЛЬ ЦЕРКОВНЫЙ имеет всё нужное для переплытия житейского моря, через бури его, к другому берегу Вечной Жизни. Как в лодке дно является основой её, так и в Корабле Церковном основою является учение Христово, указывающее путь к жизни через Заповеди Блаженства: нищета духовная, плач о грехах, то есть, покаяние, кротость, алчба, жажда правды, милосердие, чистота сердечная, миротворство, страдание за правду, — вот основа Корабля Церковного. А борты Его — это правила Апостольские. Это всё то, что Христос передал Своим Апостолам, и что большею частью опять таки основано на Священном Писании, а частью хранится в сокровищнице Церковного Предания. А какое же сокровище везёт в себе этот Корабль Церковный? Это семь таинств церковных, которые все имеют основание в Священном Писании. Книга Деяний Апостольских повествует нам о рукоположении иереев и диаконов, — отсюда наше Таинство Священства. В первом явлении Своём по Воскресении Христос дунул на Апостолов и сказал: «Приимите Духа Свята... Кому отпустите грехи, тем будет отпущено». Вот основа Таинства Исповеди. Слова Христа на Тайной Вечери: «Сие творите в Моё воспоминание...» и все те главы от Иоанна, где говорится о Хлебе Жизни, — установление Таинства Причастия. Поучение Апостола Павла об отношении мужа к жене — говорит о святости Таинства Брака. В книге Деяний даются указания о помазании болящего маслом и о молитве веры за него. Так и все таинства, И ещё: все церковные установления идут от Самого Господа. Вот и в сегодняшнем Евангелии говорится о необходимости поста и молитвы. И говорит это Христос Своим ученикам. В Церкви Православной нет ничего придуманного людьми, добавленного, но нет ничего и убавленного, сокращённого из учения Христа и Его Апостолов.
ВЕРУЮ ВО ЕДИНУ, СВЯТУЮ, СОБОРНУЮ И АПОСТОЛЬСКУЮ ЦЕРКОВЬ. Ведь другой соборной и апостольской церкви и нет на земле.
Будем же беречь наш Корабль Церковный. Не будем никогда покидать Его. В нём для нас всё есть. Есть и эта вера дивная, которая и горами двигает, а с такой верой ничего не будет невозможного. И проведёт Он нас через бури житейские, и приведёт нас к берегу Жизни Вечной.
Архиепископ Андрей (Рымаренко)