Главное

Расписание богослужений

chin proschenieВо имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры!

Ныне — особое время, начало Великого поста, день, который Святой нашей Матерью Церковью называется Прощеным воскресеньем. Начало Великого поста святые отцы называют «весной для души», и с завтрашнего дня в храме все будет иное: будет иное облачение, иное богослужение, иные великопостные распевы и молитвы, будет иная пища на нашем столе — и все это ради того, чтобы мы сами стали иными. Чтобы мы стали детьми Божиими, детьми Бога любви, призванными к чистоте, святыни, призванными всей своей жизнью восхвалять Бога Отца, призванными стать похожими на Него, как дети похожи на своего отца. Как ученики похожи на своего учителя, так и мы должны быть похожи на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

В эти святые дни апостол Павел призывает всех нас такими словами: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны» (Кол. 3, 12–15).

Ныне Святая наша Матерь Церковь отправляется в плавание Великого поста, чтобы достичь тихой пристани — праздника Святой Великой Пасхи, для того, чтобы встретить ее обновленными телом и душой, умом и сердцем, чтобы из земных нам стать небесными, чтобы из тленных стать нетленными, чтобы из миролюбивых стать боголюбивыми, чтобы из плотских нам стать духовными. Именно к этому изменению призывает нас Великий пост, именно в этом состоит весь его смысл. В сегодняшних песнопениях говорится: «постное время светло начнем», потому что это действительно есть праздник для души. В течение долгого времени — в течение семи недель — душа будет призвана искать Бога, Которого мы все потеряли за суетой, за своим миролюбием, за своей нелюбовью и эгоизмом. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Найди Христа, Он сокрыт в Евангелии». Это не значит, что мы, усиленно читая Священное Писание, можем найти Христа: не слышатели закона, но исполнители его являются детьми Божиими (см.: Иак. 1, 22). Мы читаем Священное Писание, вникаем в его смысл для того, чтобы начать жить по Евангелию. Весь этот пост еще и еще раз будет бить в наше жестокое и грехолюбивое сердце. В этот пост, изо дня в день читая великопостную молитву святого Ефрема Сирина, произнося многочисленное «Господи, помилуй», мы будем умолять Бога, чтобы в первую очередь изменилось наше сердце.

В стихире говорится: «к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти». Мы должны поститься не только в еде, но и во всякой страсти. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Да постится чрево, да постятся и глаза, да постятся руки, да постятся уста, да постятся твои ноги, да постится весь твой человек».

«Постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающееся духа» — вот что мы должны стяжать: добродетели, чтобы наслаждаться плодами духа. Апостол Павел нам говорит: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 22–24). Святитель Василий Великий говорит: «Мы не телоубийцы, мы страстоубийцы». Это и есть стержень, основа, фундамент всего Великого поста. Борьба со страстями, стяжание добродетелей, память слов псалмопевца Давида: «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33, 15). «Добродетельми наслаждающееся духа. В нихже совершающееся любовию, да сподобимся вси видети всечестную Страсть Христа Бога и Святую Пасху, духовно радующеся».

В житии преподобной Марии Египетской написано, что когда святые отцы собирались в этот день — день перед началом Великого поста, прося благословения Церкви на пост, прося прощения друг у друга, они расходились в пустыню, чтобы в безвестности, наедине с Богом провести дни святого Великого поста, и запасались на этот пост определенным количеством пищи, которая поддержала бы их жизнь. И, зная о том, что многие из них по старости или по немощи, может быть, встретят в этой пустыни свой смертный час и не доживут до праздника Святой Пасхи, святые отцы установили правило: в этот день петь стихиры Пасхи, как напоминание о том, что мы призваны к вечной жизни, призваны, чтобы победить внутри себя смерть, начало которой — грех и гордыня диавола. Поэтому первая заповедь, заповедь Господа нашего Иисуса Христа — это слова, с которых началась Нагорная проповедь: «Блаженны нищие духом» (Мф. 5, 3). И в этих словах скрывается тайна, некий парадокс. Почему нельзя было сказать: «Блаженны богатые добродетелями»? Именно к этому должен стремиться человек, чтобы стать богатым святыней, богатым добрыми делами, богатым молитвой, богатым подражанием Христу. Но Господь говорит: «Блаженны нищие духом». Это не значит, что мы должны жить в грехах, чтобы стать нищими добродетелями. Нет. При богатстве добродетелей и при богатстве святыни мы в противовес гордыне диавола должны иметь такое устроение, чтобы, имея добродетели, не видеть их. Не вменять их ни во что, помня слова Христа Спасителя: «когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10). Один из преподобных отцов говорит, что тщательное исполнение евангельских заповедей научает человека его немощи. Сейчас, когда горят только свечи, мы даже с трудом различаем лица друг друга. Если зажечь паникадило, то лица будут более светлыми и видными. Летом, когда луч солнца проникает в наш храм, бывает видна тончайшая пыль, рассеянная в воздухе. Так и человеческая душа: чем ближе она к Богу, тем все более и более она видит свое несовершенство, свою далекость от Бога. Епископ Игнатий (Брянчанинов) говорит, что видение своих грехов есть признак начинающегося здравия души. Поэтому мы молимся: «Даруй ми мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».

Несколько дней назад на Богословских курсах мы спросили учащихся: «Что бы вы хотели приобрести для своей души в течение этого Великого поста?». Многие ответили: «Любовь, смирение, долготерпение, милосердие, смиренномудрие, доброту, сердечность, понятливость, вдумчивость, справедливость, честность». На доске, где это писалось, не хватило места, чтобы все перечислить. Так если мы все это хотим иметь, и мы видим и знаем, что у нас этого нет, тогда кто мы такие? Кто мы такие, если мы носим имя христиан, имя Бога любви, и таковыми не являемся? Мы ни по отдельности, ни все вместе не являем общину детей Божиих — ту общину первых христиан, которая жила небесной жизнью и о которой язычники говорили: «Посмотрите на них, как они любят друг друга!». Вот что поражало в жизни христиан первых времен, в жизни тех людей, которые видели Христа, видели апостолов, и которые взяли лучшее от них: тот свет, который все более тускнет и тускнет в нашей с вами жизни. Мы честно должны признаться, что по сравнению с тем, чем мы должны быть, мы абсолютные нули. И за нашей душой нет абсолютно ничего доброго и святого. И пост нам дан именно для этого. Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Да, мы духовные нули. Но если впереди нуля поставить единицу, то есть Единого Бога, в Троице славимого, то с этой единицей мы уже будем не нули. Бог творил этот мир из ничего, и когда мы по своему уму, по осознанию своей недостаточности и несовершенства, честно скажем перед Богом, что мы ничто, Бог из этого ничто будет творить великое».

С этого и начинается Нагорная проповедь: «Блаженны нищие духом» — те, которые нашли в себе силу духа признать, что наше — это только то, что дал нам Бог, и всю славу приписывают Богу: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113, 9). Преподобный Иоанн Лествичник так об этом и говорит: «Что ты имеешь в своей жизни, какие добродетели, которые ты совершил без своего ума? Потому что ум дал тебе Бог. Только то, что сделал без него, только то и считай своим. Те добрые дела, которые ты сделал без твоих рук, без твоих ног и без твоего сердца, только те и почитай твоими. Потому что и руки, и ноги, и само сердце, и тело дал тебе Бог». И ум, и наше тело — все от Бога, любые движения к добру, к молитве, к любви, к смирению есть дары Божии, которые мы должны преумножить в своей жизни, но это все-таки дар Божий, который не дай Бог приписать себе и за что-то в жизни почитать себя. С этого всем нам надо начинать. И прийти именно к этому осознанию, чтобы мы стали именно при богатстве добродетелей нищими духом, абсолютно не считая себя за что-то великое, славное, добропорядочное или христианское.

В своих притчах премудрый Соломон говорит всем нам: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4, 21). Сердце — самое главное. Сердце надо хранить от расхищающих его врагов. И закрывать его не бронированными дверями, а молитвой Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Преподобный Иоанн Лествичник говорил: «Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет более сильного оружия ни на небе, ни на земле». Сердце — это те таинственные подмостки, на которых разыгрывается драма всей человеческой жизни.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Поэтому мы и молимся: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50, 12). Вся наша борьба идет как раз за эту внутреннюю чистоту сердца. Преподобный Исаак Сирин сказал: войди во внутреннюю клеть твоего сердца, и там увидишь лестницу, возводящую на небо — на небо добродетелей, на небо жизни с Богом.
Пост — это и есть еще одна возможность, еще одна попытка очищения нашего сердца. И процесс этот очень долгий, очень непростой и многотрудный. Нужен пот, нужно, прежде всего, смирение, а основанием для этого смирения будет труд. Преподобный Исаак Сирин говорит, что «дарования даются не труду, но проистекающему из него смирению». Не труду, потому, что все нам дается даром, и ничего мы не совершаем такого, что достойно награды — Царствия Небесного, так как оно превосходит все наши труды. Это — благодать, и это — дар Божий, даруемый не трудам, но проистекающему из трудов смирению. Мало иметь заповеди, надо их соблюдать. Это самое главное. И каждый из нас знает это из своего собственного опыта. Наше падение бесконечно. И каждый день приносит нам «сводки» о поражениях с нашего духовного «фронта».

Однажды некий ученик приходит к своему учителю и говорит: «Авва! Я пал». Тот отвечает: «Вставай и иди». «Авва, я опять пал!» — «Опять вставай и иди».— «Авва, я опять пал!» — «Опять вставай и иди».— «До каких же пор?» — «До самой смерти!» Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Не падать свойственно только Ангелам. Падать и вставать свойственно людям. А, падши, никогда не вставать свойственно одним только бесам. И мы будем осуждены не за то, что пали, а за то, что мы, падши, не встали». И притча о блудном сыне, читавшаяся в подготовительные недели поста, показывает нам широту и глубину милосердия и любви Божией. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Наши грехи — это горсть песка, брошенная в море». Вот такое сравнение наших грехов с милосердием Божиим. А потом святитель Иоанн Златоуст говорит: «Нет! Я ошибаюсь! Море имеет предел, а милосердие Божие предела не имеет». Бог принимает всякого грешника, но грешника кающегося. «Снова начинать после падения,— говорит нам святитель Феофан Затворник,— таков закон духовной жизни». Пост же должен всех нас воодушевить. Должен разбудить нашу душу, потому что пост — это время духовного вдохновения, время покаяния и борьбы, время обретения Бога на путях смирения и любви. Ибо Бог открывается не пытливому уму, а смиренному сердцу. Пост — это попытка каждого из нас победить что-то мрачное в нашем сердце, то, что мешает нам двигаться ко Христу. В нашей душе, в нашем сердце должна обязательно произойти эта благодатная перемена. Изменить свою душу, подвигнуть ее к добру, к сокрушению, к молитве, к сочувствию, к любви гораздо труднее, чем изменить свою одежду, чем изменить свой стол со скоромного на постный. Именно на эту внутреннюю, сокровенную, духовную составляющую Великого поста мы и должны обратить все свое внимание.

Сегодня, когда мы беседовали перед началом вечерней службы, кто-то задал такой вопрос: «Молитва — это дыхание и жизнь души, а как же добрые дела? Они должны идти перед молитвой или после?». Они должны сопровождать молитву! Они должны с ней срастись, потому что «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). И фундамент этих добрых дел мы будем полагать именно сегодня. Если бы мы были настоящими людьми, если бы мы были по-настоящему человечны, если бы мы были по-настоящему христианами, то не было бы необходимости в сегодняшнем дне. Не было бы необходимости в этом Чине прощения, который мы будем сегодня совершать. Многие из нас и «дотянули» с примирением до сегодняшнего дня, не помня слов апостола: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26) и Евангелия: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23–24). Если бы каждый наш день заканчивался примирением в душе и сердце, то не было бы необходимости в этом дне. Но многие из нас немощны. Многие из нас не смогли преодолеть в себе эгоизма. И сегодняшний день стоит как некая преграда, как некий барьер, как некая дверь. И нам как будто говорится: «Вот, ты дошел до этих пор. За этой дверью — чистота и святыня. В Царство Божие "ничто нечистое не войдет" (ср.: Откр. 21, 27). Оставь грязную одежду там, за этими дверями, простив всем и все в своем уме, душе и сердце». Этим постом «мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать, но ближнему» (ср.: Рим. 15, 1–2). Мы должны идти по этому пути, вспоминая свою неверность: неверность Богу, неверность Церкви, неверность друг другу, неверность тем людям, которые любили и любят нас, и которых мы так часто предавали, так часто не замечали. Мы так часто были неблагодарны Богу, людям и Церкви, невзирая на то, насколько Бог, люди и Церковь любили нас. Помня эту свою неверность, будем поддерживать друг друга. Поддерживать так, как поддерживал друг друга богоизбранный народ, когда выходил из Египта в землю Обетованную и сильные выносили на своих плечах больных, стариков и детей, чтобы никто не остался в этом греховном плену. Так и мы: мы спасаемся не в одиночку — мы спасаемся все вместе. Мы составляем с вами Церковь — Святую, Соборную и Апостольскую. Но грех одного человека ложится на всю Церковь. Святыни, молитвы, любовь одного человека освящают всю Церковь. Поэтому будем осознавать свою ответственность, осознавать, что мы не одни, что мы — единое тело. И в этом едином теле мы должны явить единый Дух — Дух любви Божественной. Апостол Иоанн Богослов так нам и говорит: «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3, 10).

И в этот святой день мы должны знать, что все мы едины в своей жизни, в своих добродетелях, в своем стремлении быть с Богом. И мы призваны в этой жизни стать руками, устами, глазами Божиими, чтобы через нас умножались святыни и добро в этом мире. Именно в этом заключается смысл нашей с вами жизни, нашей человечности и нашей похожести на Бога. Есть одна древняя молитва о нас самих, какими мы должны быть, и которая направляет наше сердце, наш ум и волю на путь святой, небесной и Божественной жизни:

«Господи, Боже мой! Удостой меня быть орудием мира Твоего, чтобы я вносил любовь туда, где ненависть; чтобы я прощал, где обижают; чтобы я соединял, где ссора; чтобы говорил правду, где заблуждение; чтобы я воздвигал веру, где давит сомнение; чтобы возбуждал надежду, где царит отчаяние; чтобы вносил свет туда, где тьма; чтобы я возбуждал радость, где живет горе. Господи, Боже мой! Удостой, чтобы не меня утешали, но я утешал; не чтобы меня понимали, но чтобы я понимал; не чтобы меня любили, но чтобы я любил. Ибо кто дает, тот получает; кто себя забывает, тот обретает; кто прощает, тому простится; кто умирает, тот просыпается к вечной жизни».

Это — молитва человека о самом себе. Но не только о себе должны мы думать в этой жизни. Подумаем и о тех, кого нет среди нас, кто блуждает по путям этого греховного мира и несчастен в своей жизни. Знаменитый философ и математик Блез Паскаль сказал, что все люди делятся на три разряда: одни разумны и вполне счастливы — это те, кто знает Бога и служат Ему; другие неразумны и несчастливы — это те люди, которые не ищут Бога и не знают Его; и есть люди, которые ищут Бога, но они пока Его не нашли. Эти люди вполне разумны, но пока несчастливы. Помолимся о всех этих людях. «Господи! Тем, кто молится Тебе, даруй им молитву совершенную. Многие Тебя сейчас просят — исполни их прошения. Многие сейчас насыщаются Твоей пищей — благослови ее. Многие умирают сейчас — да будут их последние минуты во благодати Твоей. Многие Тебя ищут — откройся им. Многие сейчас грешат — прости их и обрати к свету. Многие стоят сейчас на пороге греха — не допусти их до него. Служащих Тебе укрепи на путях Твоей правды. Прими покаяние кающихся. Многие еще Тебя не знают — даруй этой нашей молитве быть верою за них. Слава державе и благодарение Твоей правде во веки веков. Аминь».

В этот святой день, возлюбленные о Господе братья и сестры, от себя лично как настоятель этого храма, от всей нашей во Христе братии, испрашиваю у всех вас прощения и благословения на этот святой Великий пост, чтобы наше служение, чтобы наши молитвы были окрыляемы вашей любовью, вашим благосердечием, вашей доброжелательностью. Чтобы мы все в этот святой день забыли и снизошли к нашему несовершенству и нашей человеческой немощи, по которой мы часто бывали невнимательны, часто бывали раздражительны, часто не показывали пример ни молитвы, ни всепрощения, ни милосердия, ни любви, ни долготерпения, ни благости. Мы часто бывали таковыми — мы тоже люди, но тоже, как и вы, хотим быть святыми, хотим быть с Богом. Поэтому я думаю, что милосердный Господь знает все наше несовершенство и знает, что мы в глубине своего сердца не хотим быть такими, а хотим быть с Ним. От всей души, от всего сердца, с покаянным чувством у всех вас, возлюбленные братья и сестры, прихожане нашего Подворья, прошу у всех прощения, и взаимно каждого из вас от всей души прощаю и благословляю на этот Великий и всерадостный пост святой Четыредесятницы. Аминь.
архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция