Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня утром, для тех кто был утром, на утрене, на седальне пелось: «Господи, спасительное воздержание двуеденствующе вопием Тебе: умили сердца наши, рабов Твоих и приими сущие со страхом молитвы наши, подая нам благое поста поприще, очищение и велию милость». А по-русски это будет звучать так: «Господи, второй день пребывая в спасительном воздержании, мы взываем к Тебе: пошли умиление в сердца Твоих рабов и прими молитвы наши приносимые со страхом, даруй нам успешно пройти путем постным очищение и богатую милость».
А поется так потому, дорогие братья и сестры, что уже в первый день Великого Поста мы уже вкусили, что это тяжело. Тяжело и по питанию, и потому что и службы длинные, тяжело и потому, что вокруг вроде бы стоят и люди, а начинают кусаться, потому что первый день поста. Тяжело потому что нападения бесовские на нас чувствуем: где-то что-то покалывает, тут мы очки уронили, тут мы споткнулись. И все это пост. И как же так, когда говорится и поется, что пост это для души и очищение и умиление и радость и весна души. А нам, когда Великий Пост начинается, становится с первого дня как бы телесно и душевно плохо.
Вот сейчас я вас буквально на несколько минут хочу занять еще после этой длинной службы, чтобы все-таки разобраться в этом вопросе. А почему же так? Почему же? Вот через это мы все равно приобретаем потерянный с вам рай. Ведь мы с вами прекрасно знаем, и в предначинательные дни Великого Поста и в другие дни много сейчас говорится, что пост нужен нам для смирения души. Он нам нужен для того, чтобы покаяться. Пост нужен нам, чтобы приготовить себя для Царства Небесного, ограничить себя от непотребного, от воздержания в пище, от воздержания страстей, от вредных привычек. Все это так, все это правильно. Но, казалось бы, мы должны бы чувствовать себя сразу лучше, должны бы как ангелы летать, а нам тем не менее тяжело.
И вот еще что интересно. Ведь мы с вами вроде бы в пост или не в пост, если нет, конечно, тяжелой болезни или скорби, чувствуем себя и душевно и телесно относительно нормально, хорошо. И никаких укоров совести человек, вроде бы среднестатистически православный христианин, который ходит в храм, не испытывает. И грехов своих, в общем-то, мы и не видим и заставляем себя на исповеди их говорить, потому что знаем, что не может не быть у нас грехов. Но мы их не чувствуем, мы о них не плачем, не сокрушаемся. Но каждый верующий человек хоть раз да слышит слова Господа, Которому не верить мы не можем: «Несть человека, иже поживет и не согрешит».
Читая канон преподобного Андрея Критского, мы то и дело слышим, как преподобный Андрей вот этому самому среднестатистическому человеку постоянно приводит в каноне примеры человеческих страстей, грехов, гнева, непотребных деяний из Ветхого Завета. Для чего это нужно? Кажется, что он убеждает нас с вами поверить в то, что мы грешные.
Некоторые святые говорили: читаю Новый Завет, а жизнью все возвращаюсь в Ветхий. Вот об этом человеческом нечувствии хорошо говорит преподобный Паисий Святогорец в своей книге « С болью и любовью о современном человеке».
Пришел к старцу Паисию на Афонскую гору как обычно один его знакомый крестьянин и сказал ему: геронда, я знаю, я человек грешный, и я не могу не грешить. И ты дал мне молитвенное правило. И я его выполняю и делаю все так, как ты говоришь. Но вот понимаешь, не чувствую я своих грехов. Вернее я чувствую, что я согрешаю, но я не чувствую ни сокрушения, ни страха, ни умиления, ни угрызения совести, от которых я бы не спал и потом не грешил. Ни смирения перед Богом и ближним, ни умиления от молитвы, а я уже стар, геронда, и скоро мне к Спасителю. Почему так, и что мне делать?
А ты скотину держишь, спросил его старец. Да, геронда, держу. Ну вот, после грехопадения Адама и Евы их плоть и наша, они изменились. Изменились и чувства, и видение духовного мира и Господа по Его промыслу ушло от нас вместе с раем потерянным. И это является для нас не только наказанием Божиим, но как ни странно и благодеянием Божиим. Если бы мы оставались в том самом состоянии, в котором были Адам и Ева в раю с нашим грехопадением и были изгнаны Господом на землю, то бесам было бы легко нас соблазнять на грехи так, что мы бы и не спаслись. Ты помнишь, как змию быстро удалось обмануть Еву, а ей Адама? А так, когда Господь изменил наши тела и чувства и дал человеку хотя бы свободу воли выбирать ему самому, грешить ему или нет, делать ему что-то или не делать. И дал ему заповеди Свои. Конечно бесы через желания и чувства делают абсолютно все, чтобы мы жили во грехе. Но мы их хотя бы не видим, не видим их с их лукавыми образами и видениями и не разговариваем с ними, поэтому они нас не могут обольстить – только чувствами и только желаниями. Вот и получается, что мы как бы та самая твоя скотина, которая у тебя есть. И вот когда заходит она в хлев, то ходит под себя. А навоз ее имеет свойство вступать во взаимодействие с кислородом воздуха и выделять тепло. И ей там, твоей скотине, хорошо без всякого обогрева. А к запаху своему скотина нечувственна, она к нему привыкает, и ей так жить хорошо и спокойно.
И вот так живет большинство людей в нечистоте своих грехов, и так к ним привыкает, что им в них хорошо, и запаха их они уже не чувствуют. И есть только одно средство для человека, чтобы снова стать человеком – выйти из этого хлева жизни, искупаться и прийти в человеческий дом. А человеческий дом – это Церковь. Но там он должен научиться другому поведению. Не кусаться, не толкаться, не ходить под себя, не грешить, уважать других людей. А значит надо бы и образ жизни поменять по какому-нибудь человеческому образу, а не по скотскому. А для этого как человек может его поменять? Он должен видеть какой-то пример. И для этого нужно почаще читать жития святых и жития своего святого. И свою жизнь сравнивать с его жизнью, и свою жизнь подгонять под его жизнь: поститься, чтобы чувства наши опять стали по воле Божией потоньше. И размышлять о своей падшей природе.
А как размышлять о своей подшей природе, как не в молитве? И вот лучше, чем канон преподобного Андрея Критского ничего у нас нет в православии. А самое главное, что нам этот канон никто не запрещает читать тогда, когда нам нужно по нашей душевной необходимости. Но когда читаем мы его в Великий Пост да еще и в храме, да еще и вместе с другими людьми, то Сам Господь приходит к каждому по слову Своему: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них». А еще самое главное. «Где двое или трое согласятся просить о чем-то во имя Мое, то будет им».
Вот дорогие братья и сестры, как ответил преподобный Паисий Святогорец своему прихожанину и другу. И давайте же мы с вами через не могу, через не хочу, через непонимание, через душевные и телесные скорби и нестроения будем молиться Господу за покаянным каноном преподобного Андрея Критского о возвращении нам прежде всего, разума истины, нашей богопотерянной человеческой природы, оставление наших грехов и смирение нашей души. Аминь.
иеромонах Онисим