Главное

Расписание богослужений

img-20140729115759-892Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Нет такого города, нет такого храма и нет, наверное, такого дома, где не было бы Казанской иконы Божьей Матери, память которой мы сегодня чтим. Множество есть икон Божьей Матери на Святой Руси. И каждая из них в чем-то помогает особенно: Федоровская – в укреплении семейной жизни, Неопалимая купина – от пожаров, Всех скорбящих радости, Утоли моя печали, Иверская, Смоленская и так до бесконечности. Богородица одна, а чтимых икон много. Православные привыкли в каких-то особых моментах обращаться к разным иконам по тому или конкретному случаю в своих молитвах. А к Казанской иконе кто обращается? Перед этой иконой, что мы просим, на что надеемся? Какое, так сказать, ее особое специфическое вспомоществование в христианских православных нуждах?

В самые особые моменты нашей истории – 1612-й год, 1812-й, 1941-й, именно к Казанской иконе Божьей Матери обращался народ, и, конечно же, молясь, в первую очередь Царице Небесной, получал помощь, заступление и ограждение.

И в этот святой праздничный день что нам надо просить? Чего надеяться? Спасение души, вот народ подсказывает, правильно. Укрепление, прежде всего, нас самих в святой православной вере, в церковном стоянии за веру. И вера укрепляется, и вера поддерживается не только патриархом, епископом и священником, но и каждым христианином в своей личной повседневной жизни. Если ты не читаешь утренних и вечерних молитв, ты не поддерживаешь православие; если ты не соблюдаешь постов – ты не поддерживаешь православие. Если вместо вечерних молитв вместе с детьми ты уставился в телевизор или в компьютер, ты делаешь много шагов от православия. Если в воскресный и субботний день христианин, преодолевая сон, усталость, идет в храм Божий, чтобы потом освятилась вся его предстоящая неделя, он хранит этим православие. Если мать, вместо «Спокойной ночи, малыши» ребенку читает несколько строчек из Священного писания и Жития святых, она этим укрепляет православие. Женщина, живущая целомудренно и носящая целомудренную одежду, особенно летом, она этим укрепляет православие. Муж, не пьянствующий на работе со своими сослуживцами, он этим укрепляет православие.

Господь нам сказал: «кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов». А «кто исповедует Меня перед людьми, того исповедую и Я перед Отцом Моим небесным». Люди в метро и в транспорте не стыдятся, кто целоваться, кто пиво пить, кто в компьютер играть и прочее. И мы тоже никогда и нигде не должны стыдится свою православную веру исповедовать, и этим укреплять православие.

Епископ Игнатий Брянчанинов сказал нам страшную вещь. Он сказал: в последние времена открытых гонений не будет, будет гораздо страшнее – будет гонение дьявола изнутри. Христиане будут поражены безверием, сомнением, апатией, унынием, потерей нравственных ориентиров, гордостью и самодовольством, недоверием священноначалию, церкви, своеволия и своеразума похотливого исполнения. И мы это на себе видим. Многие из нас, когда пришла вера, когда загорелся этот огонек, из рук не выпускали молитвослов. А теперь на исповеди только и слышишь: пропускаю, пропускаю и пропускаю утренние молитвы, вечерние, Евангелие не читаю, Святых отцов ни одной строчки не читаю.
Спрашивается: три раза в день питаем свою ненасытную утробу – завтрак, обед, ужин. Врачи сейчас говорят: должно быть пятиразовое питание, второй завтрак, полдник. И люди этого тоже придерживаются. Но вот так бы мы читали, так бы мы заботились о своей душе, сколько заботимся о своем теле.

Будем помнить слова, которые нам говорят святые отцы: за оставление правил мы даем вход в душу бесам. Пусть оно маленькое, пусть твое правило – три раза Отче наш и три раза Богородица, но это твое правило, благословленное твоим духовником. И это стена между тобой и дьявольскими силами. Если раз опустили, два опустили, три опустили, мы постепенно остываем в нашей святой православной вере. Потому что она состоит не из каких-то больших подвигов, поступков, исповедничества, она в постоянной нашей жизни. Мы до исповедничества, если так будем жить, просто не доживем, мы и так уже можем оказаться предателями православной веры, когда мы сами ежедневно не живем христианской жизнью. А когда-то, может быть, и мы доживем до исповедания.

Как однажды дожил до этого исповедания один армянский патриарх, о котором мне в прошлом году рассказали очень назидательнейшую историю. Мы с друзьями летели в Москву уже из Афона, прилетели в Афины, надо было там делать пересадку. Было три часа времени между стыковочными рейсами, и я смотрю, в аэропорту надпись «Церковь». И мы разыскали церковь на втором этаже. И на самом деле – церковь примерно размером с наш алтарь и амвон. Причем, интересно, иконостаса нет, стоит икона Спасителя, Божьей Матери, ленточка, перегораживающая алтарь и на полу надпись на греческом и английском языке – пожалуйста, не переступайте этого места – это пространство Бога... про алтарь – это пространство Бога.

Мы читаем вечерние молитвы, заходит какой-то человек в храм, с виду был похож на грека. И смотрю, когда мы читаем вечерние молитвы, он что-то очень сознательно крестится даже тогда, когда мы не крестились там, где, казалось бы, надо перекреститься. Думаю, надо же, какой грек хороший. Когда закончились вечерние молитвы, я подхожу к нему, дело было вечером, я обращаюсь к нему на греческом языке и говорю: добрый вечер, радуйся, мир тебе. А он мне говорит: батюшка, благословите. Оказался армянин, который летит в Израиль к престарелому отцу. Был час времени, мы с ним разговорились. И он рассказал, как они армяне в те древние времена, еще до разделения церквей, как они хранили веру. Между нами есть различия, но все равно они хранят христианство до сих пор. А в истории Армении кто только ее не захватывал, не порабощал....

И вот в одно из гонений, он сказал, на площади поставили армянского патриарха и паша требует от него, чтобы он объявил народу об отречении, принятии ислама. И тогда, дело было на горе, патриарх, обращаясь к султану, говорит: наша вера – это не одежда, это наша кожа. Можно снять одежду, но кожу снять нельзя. И вы нашу веру заберете только с нашей кожей, значит, и с нашей жизнью. И султан понял: бесполезно этих людей обращать. Проще их убить. А зачем их убить, кто тогда будет на нас работать? Они остались живыми в рабстве султану, но свободными в своей вере перед Богом.

Вот так и мы к нашей вере должны относиться как к коже. Какие только деньги ни тратят, особенно женщины, чтобы поддержать свою морщинистую кожу, сколько времени и денег они на это тратят. Если бы столько мы заботились о внутреннем своем состоянии, если бы каждая красавица столько же времени, сколько она проводит перед зеркалом, проводила это время с книжкой в руках, она давным-давно была бы уже святой. Вот мы об этом, о своей вере должны помнить, что это все может незаметно остывать внутри каждого из нас и поддерживается этот огонек ежедневной христианской святой православной жизнью, утреней и вечерней молитвой, постом в среду и пятницу, доброделанием, чтением Евангелия, чтобы мы дышали и не забывали живых слов нашего Господа. Потому что мы должны быть не слышателями забывчивыми, а исполнителями слова на деле. Так Господь и говорит: имеющий заповеди Моя, то есть любя Мя. А не имеющий заповеди, не любит Меня. Чтобы заповеди исполнять, их надо иметь. А где иметь? Не в сумке или не пыльной полке, где лежит Евангелие. Евангелие должно быть сначала в голове, а потом оно будет в сердце.

У людей просишь: прочитайте заповеди блаженства. А они заповеди блаженства, которые каждый воскресный день слышат в храме, даже и не знают. Я не буду у вас спрашивать, поднимите руки, кто их знает или кто не знает, чтобы у меня инфаркта сейчас не случилось, я это спрашивать не буду. Потому что знаю, что здесь половина не знает, а те, кто знают, все равно знают не в том порядке. Поэтому давайте просить в этот день у Царицы Небесной укрепления нас с вами в православной вере, в православной жизни. Именно мы и составляем народ, именно мы привлекаем или благодать или наоборот неблаговоление Божие на Ясенево, на Москву, на нашу страну. Потому что судьба этого мира творится и может твориться в душе каждого человека.

Вспомните строчки Священного Писания: ангел идет погублять Содом и Гоморру и вдруг Авраам начинает молиться Богу и говорит: Господи, а как же так? А если в этом городе найдет сто праведников, неужели вместе с праведниками ты погубишь и грешников? Нет, не погублю. А если там найдется пятьдесят? И ради пятидесяти не погублю. Авраам говорит: я – земля, прах и пепел, дерзаю спросить у тебя: а если там найдется тридцать? И ради тридцати не погублю. А десять? И ради десяти не погублю. А они были погублены. Сейчас на этом месте соленое море, да еще какое название – Мертвое море. А дураки сотнями тысяч едут, чтобы свою кожу помазать этой солью и стать чуть-чуть, как они говорят, здоровыми. И на этом целый косметический бизнес построен. Но вы даже вспомните наши сказки, живая вода и мертвая вода. Ну какими же надо быть дураками, чтобы, так сказать, из мертвого моря чем-то там мазаться в надежде на какое-то исцеление. Там все пропахло уже грехом.

Так вот, там и десяти праведников не нашлось в этих нечестивых городах. Спрашивается, а если бы там было одиннадцать праведников, город ради этих одиннадцати праведников остался бы. Поэтому Господь показал, где творятся судьбы мира. Не в Кремле, не в Думе, не в Парламенте, не в Совете Федераций, не Конституцией, не законами, все это творится внутри каждого из нас. Есть молитвы, это маленькая ниточка, которая удерживает землю, чтобы она не упала.

Вчера во время пения канона пятого гласа третьей песни, там есть потрясающие слова, в которые проник еще до космологии 20 века Иоанн Дамаскин, этот церковный песнопевец восьмого века. Он написал потрясающие слова: «Водрузивый на ничесомже землю повеления Твоим, и повесивый неодержимо тяготеющую,на недвижимом, Христе, камени заповедей Твоих, Церковь Твою утверди, едине Блаже и Человеколюбце». Вдумайтесь: водрузивый на нечесомже землю Твою. До Коперника люди считали, что Земля на каком-то стоит основании и солнце крутится вокруг Земли. Дамаскин, восьмой век... водрузивы ни на чем Землю твою, которая неудержимо тяготеет... А куда неудержимо тяготеет? Упасть в безвоздушное пространство. Бог держит эту Землю не только Своей рукой, невидимой божественной рукой, но еще и молитвами. От Земли на небо они как канат удерживают эту Землю, неудержимо тяготеющую упасть из-за человеческой тяжести грехов.

Поэтому будем молиться в этот святой праздничный день перед этой иконой, чтобы укрепилась в нас, в семье, в приходе, в подворье, в Ясенево, в Москве, в стране и в мире святая православная вера. Чтобы мы были на самом деле сынами Божьими, сынами Воскресения, сынами мира душевного, сынами спасения. Аминь.
архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция