Главное

Расписание богослужений

troicaВ год тысячелетия Крещения Руси Православная Церковь причислила к лику святых иконописца Андрея Рублева. Канонизация — дело непростое, у соответствующей комиссии должны быть веские доказательства святости человека. Но о жизни Рублева нам практически ничего не известно. Сохранились только скупые строки летописей с его упоминанием и написанные его рукой иконы. Откуда же Церковь узнала, что Андрей Рублев святой?

Источники, сообщающие об Андрее Рублеве, очень немногочисленны. Это житие преподобного Никона Радонежского, "Отвещание любозазорным" святого Иосифа Волоцкого, "Сказание о святых иконописцах" конца XVI — начала XVII века, летописные упоминания и запись о могиле святого Андрея начала XIX века. Сведения о святом иконописце в перечисленных источниках представляют собой в основном краткие вставки общего характера или отдельные упоминания.

 

Место и время рождения Андрея Рублева неизвестны. Предполагают, что он родился в Московском княжестве (по другим сведениям — в Новгороде) в промежутке от 1360 года до начала 80-х годов ХIV века. Одни исследователи считают, что он происходил из знатной семьи, другие — что из ремесленников. Предполагают, что в юные годы Андрей мог учиться иконописи и работать в Византии и Болгарии. Монашеский постриг он принял либо в Троице-Сергиевом, либо в Андрониковом монастыре.

Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году. Оно свидетельствует о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублевым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Та же летопись сообщает нам, что в 1408 году Андрей с Даниилом Черным делал росписи во владимирском Успенском соборе. В 1420-х годах они трудились над благоукрасительством Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В 1411-м или 1425-1427 годах была написана знаменитая "Троица".

Также кисти преподобного принадлежат икона Богоматерь Владимирская для Успенского собора в городе Владимире, росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде, Деисусный чин из собора Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Большинство из них выполнено совместно с другими мастерами.

Андрей Рублев скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве в Андрониковом монастыре, где за полгода до этого выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. В этом монастыре он и похоронен.

В июне 1988 года Поместным Собором Русской Православной Церкви Андрей Рублев причислен к лику святых. Из летописных упоминаний можно сделать вывод, что он был хорошим монахом, но для канонизации этого недостаточно. Не было зафиксировано чудес по молитвам к нему, не было обнаружено его нетленных мощей.

andrey_rublevСтоит заметить, что Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ) долго не могла принять решения по вопросу канонизации Рублева. В результате долгих обсуждений и тщательного изучения всех известных фактов о жизни иконописца было принято положительное решение о причислении его к лику святых. Но состоялось это более чем на 20 лет позднее канонизации Рублева РПЦ, а именно в 2009 году.

Чем же руководствовалась Церковь, когда уверенно назвала Андрея Рублева преподобным?

В Третьяковской галерее хранится самое прославленное произведение Андрея Рублева — знаменитая "Троица". В основе сюжета этой иконы лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму Бога-Троицы в виде трех прекрасных ангелов. Издавна существует несколько вариантов изображения Троицы, иногда с подробностями застолья и эпизодами заклания тельца и печения хлеба (в собрании галереи это иконы Троицы XIV века из Ростова Великого и XV века из Пскова). Стремясь раскрыть догматическое учение о Святой Троице, Рублев отказывается от канонических повествовательных деталей, которые традиционно включались в изображенияГостеприимства Авраама. На его полотне нет Авраама, Сарры, сцены заклания тельца, атрибуты трапезы сведены к минимуму: ангелы представлены не вкушающими, а беседующими. В рублевской иконе все внимание сосредоточено на безмолвном общении трех ангелов.

В основу композиции иконы положен круг, который образуют ангелы, — так святой иконописец выразил православное представление о единосущии Трех Лиц Святой Троицы. Взгляд не может остановиться ни на одной из трех фигур и пребывает, скорее, внутри того пространства, которое они собой ограничивают.

Одежды среднего ангела отсылают нас к иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это указания на Бога Отца, Первое Лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зеленого цвета. Это ипостась Святого Духа. Свойства каждой их трех ипостасей раскрываются, в том числе, и посредством их символических атрибутов — дома, дерева, горы. Исходным моментом божественного домостроительства является творящая воля Бога Отца, и поэтому над символизирующим Его ангелом Рублев помещает изображение палат Авраама. Мамврийский дуб переосмысляется как древо жизни и служит напоминанием о крестной смерти Спасителя и Его воскресении, открывающем дорогу к вечной жизни. Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа. Наконец, гора — символ духовного восхождения, которое осуществляет спасенное человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы — Духа Святого.

Смысловым центром композиции является чаша с головой тельца — прообраз крестной жертвы и напоминание о Евхаристии. Фигуры левого и правого ангелов также образуют силуэт чаши. Вокруг чаши, стоящей на столе, разворачивается безмолвный диалог жестов. Левый ангел, символизирующий Бога Отца, благословляет чашу, однако рука его находится в отдалении, он как бы передает чашу центральному ангелу, который также благословляет ее и принимает, наклоном головы выражая свое согласие: "Отче Мой! Если возможно, да минует Меня Чаша Сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26:39). Таким образом, изображение Ветхозаветной Троицы превращается в образ Евхаристии, символически воспроизводящей смысл евангельской Тайной вечери и установленное на ней таинство.

Канонизация Андрея Рублева стала признанием богословия иконописца, его дара выражать церковные догматы не языковыми средствами, как церковные писатели, а средствами живописи. Творчество преподобного Андрея — это не изображение шаблонных сюжетов, а поистине богословие в красках.

Протоирей Иоанн Свиридов в проповеди в день памяти Рублева произнес следующие слова: "Преподобный Андрей Рублев, память которого чтит сегодня Церковь, был преподобным по преимуществу. Его преподобие было в его сотворчестве Богу, в продолжении видимого раскрытия тайн Божьего домостроительства. Божьего замысла о мире. Сама канонизация Андрея — явление некоего поворота в жизни Церкви. Это совсем не значит, что до него не было святых иконописцев. Канонизация Рублева спустя 500 с лишним лет — признание богословия иконописца. Через икону Рублев стал богословствовать. Никто, ни до него, ни после, не говорил таким чистым языком веры".

Андрей Рублев был не только художником, но и иноком, а написание икон было частью аскетической практики. Общерусская канонизация Рублева состоялась на основании святости жизни и на основании его подвига иконописания.

http://www.pravda.ru

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция