Главное

Расписание богослужений

svyataya mariya egipetskaya. ikona.7Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Последний раз в этом Великом посту мы слышали молитвенный покаянный вздох кающейся души: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...» — его мы слышали на протяжении нескольких предыдущих недель, которые будили наше сознание, наши чувства, ум и расположения. Больше этим Великим постом мы не услышим этой дивной и покаянной молитвы. Время уже прошло, а в начале поста мы, вглядываясь вперед, думали, что будет еще время на изменение и исправление себя к лучшему. Думали, что вспомнятся грехи, будет новая иная жизнь. Но вот, можно сказать, пост уже подходит к концу. Следующая седмица будет оканчиваться днями ликования — мы будем вспоминать воскрешение Лазаря четверодневного и Вход Господень в Иерусалим.

Если мы оглянемся на прошедшее время поста и спросим себя: что же мы приобрели, что изменилось в нашей жизни, стали ли мы похожими хоть сколько-нибудь на тот евангельский образ христианской жизни, которую ждет от нас Господь? — окажется, что многие с жаром, многие с расположением, многие с ревностью приступали к Великому посту, но результаты его, можно сказать, почти «нулевые». И та же гордость, и то же тщеславие, и та же бесконечная леность и суета, которая поглощает жизнь абсолютно каждого из нас. И то же нежелание молиться, нежелание уступить, нежелание простить, и неимение сил ответить на обиду прощением по заповеди Господней. Многое в нашей жизни осталось на том же уровне и на том же месте.

Но у нас есть время, Господь дает еще один шанс: все, что не было исправлено, все, что не было уврачевано, все, что не было выстрадано в прежней нашей жизни — попытаться изменить. И главное — принести в дар Богу свою преображенную душу. Ведь это слишком мало говорить только: «Господи, каюсь, каюсь и каюсь...» — надо еще принести свою душу преображенную, убеленную, очищенную, с плодами покаяния. Мало только до бесконечности пахать землю, рыть ее носом, надо чтобы эта земля — земля нашего сердца — принесла плод. Господь нам так и говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).

Но есть ли среди нас любовь — среди православных, которые именуются братьями и сестрами и таковыми должны быть по глубине? Быть во всей жизни и в мыслях, и в словах, и в делах.

Остается всего две недели до светлого праздника Пасхи. Есть глубокий смысл в том, что за две недели до окончания поста Церковь приводит нам в пример покаянное житие преподобной Марии Египетской, чтобы каждый из нас не отчаивался, если у кого и была жизнь, похожая на жизнь Марии Египетской в первой ее части, страшно греховной. Но чтобы каждый воззрел не только на эту половину, но и на вторую, когда «сила Божия, в немощи совершающаяся» (ср.: 2 Кор. 12, 9), привела нас к подвигу, к ревности, к покаянию, к абсолютному отвержению саможаления и беспощадному обвинению самих себя. Через сорок семь лет таких трудов молитвы и покаяния, которые нам даже трудно себе представить, Господь восставляет ее, как избранный сосуд Божий. Преподобный Зосима был поражен ее глубиной жизни в духе. Она — неграмотная, говорит слова Священного Писания. Она, впервые видевшая Зосиму, называет и его, и его игумена, знает обстоятельства жизни монастыря. Так и слова Писания, и жизнь других людей открываются для нее Духом Божиим. Зосима видел ее, молящуюся на воздухе, видел ее переходящей Иордан, было открыто ему, что она умирает в день своего причащения, преодолев в один день расстояние, которое он прошел за двадцать дней. Преподобная Мария пред своим подвигом, осудив себя и покаявшись, во всей глубине осознав свой грех, причастилась Животворящих Таин Христовых. Они послужили ей и укреплением, и назиданием, и силой, и духовной мощью, которую она сохранила в течение всех сорока семи покаянных лет жизни в пустыне. Святая, молящаяся на воздухе, знающая по духу Священное Писание, просит Зосиму принести ей в пустыню Священные Дары, чтобы сподобиться этой величайшей святыни. Она жила и дышала надеждой, что по покаянной жизни Господь сподобит и ее честнейшего соединения с Собою через причастие Небесного Хлеба Жизни.

Вот и нам урок: если мы хотим нести подвиг жизни, хотим изменить и саму жизнь к лучшему, то это возможно. Но возможно не иначе, как с помощью Божией. Ибо Господь сказал нам: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).

Причастие Святых Христовых Таин и частая исповедь делают возможным преображение и изменение всей нашей жизни. Святые ревновали о частом причащении. Так и нам Господь дает возможность частого причащения, особенно в эти дни святого Великого поста, чтобы наши покаянные чувства и желание сотворить благое перед Богом и людьми не откладывать на завтрашний день. В оставшиеся дни святого Великого поста огонь должен пройти сквозь всю нашу жизнь. Не теплохладность, не леность, не уныние и расслабление, которые так близки нам и так борют каждого из нас, но огонь духовной жизни должен воспламенить все наше существо, существо внутреннего нашего человека. Ибо без этого огня невозможна никакая христианская жизнь.

Преподобного Серафима Саровского спрашивали: «Батюшка, скажи нам, почему сейчас нет таких святых, как в древности?». На что батюшка отвечал: «Единственно потому, что у людей сейчас не хватает решимости».
«Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8), готов дать и благодать, и силу человеку настолько, насколько он способен вместить ее в глубине своего сердца. Лишь бы это сердце было широко для Бога, а не так мелочно и узко, как у большинства из нас. Но мы имеем надежду. Сегодня мы слышали, чем заканчивается этот покаянный вздох души: «Но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: Помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости».

«Надеяся на милость благоутробия Твоего...» — именно на то мы имеем надежду, что Господь принимает всякого грешника, который готов обратиться с пути греха и беззакония. Он готов принять всякого человека, облобызать его, даровать ему святыню, даровать ему Свою благодать, Свою жизнь и славу. Только бы готов был сам человек от всего сердца, от всей души возлюбить Бога. Возлюбить не только словами, пожеланиями или философским размышлением — «каким я должен быть». Главное — с решимостью услышать слова Божии и исполнить их самим делом.

Будем молить преподобную Марию Египетскую, чтобы в оставшиеся предлежащие недели этого Великого поста мы стремились бы к молитве, к соединению с Богом через причащение Святых Христовых Таин, чтобы Господь принял наше покаяние. Вернее было бы сказать,— принял только наш покаянный вздох. Если не хватает самих дел, решимости исправить себя, конкретно измениться, то один только молитвенный вздох, осуждение всей своей жизни и предание своего сердца Богу со словами: «Господи! Ты Сам сотвори из худшего лучшее, из нечистого чистое, из грязного святое!» — только этот вздох и дает надежду на то, что сердце наше может измениться. Измениться за одну только решимость начать свою жизни по Евангелию, по Христу, по заповедям Господним.

И всем нам в этом примером да будет преподобная Мария Египетская. С одной стороны, в начале ее жизни была бездна греха, с другой — величайшая святыня праведности, чудотворения, жизнь в Боге. Все возможно для Бога. Поэтому Ему да подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

архим. Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция