Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«Совершилось!» (Ин. 19, 28) — совершилось дело нашего спасения, дело нашего избавления, дела нашего воссоединения с Богом. Вновь человеку возвращен потерянный рай, и все это совершилось на голгофском Кресте, на страшном голгофском Кресте, на котором и сейчас, подходя к Кресту и лобызая его, мы видим умиротворенного Христа, висящего на древе.
Но надо представить себе это иго, эти страдания, бичевание, когда тело Его приняло 39 ударов плетками от римских легионеров. Понтий Пилат хотел отпустить Его, он не хотел, чтобы Его распинали, и думал, что кровожадные иудеи, будут удовлетворены тем, что увидят избитого, израненного почти до смерти Человека. И римские легионеры по приказу Понтийского Пилата нанесли Ему 39 ударов плетками с металлическими наконечниками, которые буквально изодрали на кусочки Его пречистое тело.
И когда Христа Спасителя одели в красную хламиду, как бы насмехаясь над Ним, Пилат выводит Его к народу и говорит: «Се, Человек!» (Ин. 19, 5). Показывает, насколько Он измучен, изранен. Пилат сам был поражен, насколько Он был близок к смерти, какие вкусил страдания. Из этого становится понятным, почему Христос не смог донести Свой Крест до Голгофы, как донесли свои кресты два разбойника. Под тяжестью Креста Он много раз падал, так что римские легионеры заставили Симона Киринейского нести Его Крест, потому что Христос был не в состоянии нести его из-за тех страданий, из-за того кровопролития, которое совершилось еще до Крестных мук, неимоверных и страшных, которые Он претерпел.
Последние слова Христа Спасителя, сказанные Им с Креста и обращенные к Небесному Отцу, были таковы: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23, 46).
Таким образом Он каждому из нас показал, как должна закончиться наша жизнь. Она должна закончиться так, чтобы с чистой совестью, с чистой душой мы смогли сказать своему Небесному Отцу: «Отче, в руце Твои предаю дух мой». И действительно предать дух свой в руки Божии. Вот так и надо прожить свою жизнь, чтобы и жизнь свою, и смерть посвятить Богу. И до конца предаться в руки Божии, несмотря на то, какой бы непонятной и страшной ни была наша жизнь, наша судьба, болезнь и смерть. Но чтобы мы честно, смело и с верой, а самое главное — с любовью смогли сказать: «В руце Твои предаю дух мой!».
Дай Бог, чтобы окончание нашей земной жизни хотя бы в тысячной доли было подобно последним дням земной жизни Христа Спасителя. И чтобы вся наша жизнь уже сейчас была посвящена Богу, чтобы уже сейчас мы «сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предали». Если это будет на самом деле, если смысл нашей жизни будет в том, чтобы исполнять волю Христа Спасителя, тогда и вся наша жизнь будет иметь естественное продолжение — то, которому начало было положено здесь, на земле. Если наша жизнь здесь была с Богом, то она и там будет с Богом. Если она здесь была с молитвой, значит, будет и там с молитвой. Если она была здесь в любви, значит, будет и там в любви. Потому что начатое здесь — там будет приумножено в тысячу раз!
Господь говорит нам: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 21–22).
И дай Бог, чтобы наша христианская, святая, православная жизнь закончилась теснейшим соединением с нашим Господом, Которому мы верим, Которого мы любим и чьи слова, чью волю, чьи заповеди по возможности стараемся в своей жизни исполнить, чего бы это нам ни стоило. Он устроил нашу с вами жизнь так, то, что мы имеем возможность молиться в храме, имеем веру, имеем Причастие, имеем надежду на жизнь вечную,— это все благодаря Крестным страданиям, жизни и смерти Христа Спасителя.
Поэтому «да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет», но, взирая на Христа Спасителя, да возопиет Ему:
Слава Тебе, Боже Священный! Слава Тебе, Боже Всесильный! Слава Тебе, Боже Долготерпеливый! Слава Тебе, Боже Безгрешный! Слава Тебе, Боже, дарующий нам жизнь вечную! Аминь.
архимандрит Мелхиседек