Главное

Расписание богослужений

iCAOSRHIFВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы находимся совершенно в ином духовном пространстве. Нас охватывает всемирный праздник Воздвижения Креста Господня от Голгофы с четвертого века, от того шока, который пережило все человечество и юная Церковь, которой Господь наш творец, от Которого все, Который все ,состоялось. Пришел и совершил это действие нашего искупление, принял человека, который так легкомысленно отпал от своего Создателя и впал в бездну непрекращающихся зол. И весь мир втянут в эту воронку был.

Господь нашел способ прийти к нам и так показаться человеку, что человек принял Его, Его величество, Его божество, Его святыню. Принял так, что сам не испугался, не отстранился, не смутился, не ожесточился. Как это могло быть? Христос нашел недомыслимый способ найти и взыскать погибшего человека. Он каким-то образом сравнял его с Собой. Потом апостол Павел в этом духе Божьем, духе Христовом скажет: вы меня ничем не обидели, я такой же, как вы. И если меня кто чем огорчил, то кто меня утешит, как не тот, кто огорчил. Вот это крестное слово прозвучало. Крестом Бог достал человека уже ожесточенного, уже двоедушного, похороненного в своей собственной жизни. Человек уже сам себя не имел, и мир сам себя не имел, как апостол Павел свидетельствует: вся тварь в совокупности стенает и мучается, ожидая вот этого человека, ожидая откровения Сына Божия.

И вот сыны Божии были погребены в этом падшем ради человека мире. И Христос пришел не силой Своей, а пришел в Своей кротости. И в этой кротости затем пришла жертвенная любовь, которую, однако, человек и узнал, которую, однако, человек и признал. Узнал и признал. Кажется нельзя человека ничем затронуть, ничем нельзя было человека убедить. Ничем нельзя было человека победить, его злонравие. От юности уже ближе сердце к злому. Вот такой непрерывный мучительный бесконечный мучительный процесс. И вдруг вот это слово крестное, слово кроткое находит в человеке, в самом себе, отклик. Находит человек в нем истину превыше всякого разумения, превыше всякой силы, превыше всякого закона, превыше всякого авторитета, превыше всякой нужды. И из вечной своей приниженности человек вдруг открывает божественного сына, Сына Божия, а человек может стать человеком только тогда, когда вступит в единение с Богом, его сотворившим. И как думает Бог, как чувствует Бог, так должен попробовать почувствовать, продумать и принять это, всецело принять это человек. Меньшей этой задачи быть не может, иначе никакого разговора о спасении быть не может. Будет только хуже, чем было, если только может быть хуже.

Так вот, Крест Господень открыл в человеке божественность его, открыл в человеке, что он живет здесь в силу каких-то необходимых условий, что он не невольник своего собственного бытия, что он создан для нетления, что он создан для всесторонней радости, и чтобы он дарил миру истину бытия. Человек в себе собирает все блага, которые благоволил Бог, творя мир, вложил в мир. Человек, о Господе живущий, собирает это, умножает это, благодарит этим. И вот эта духовная радость ничем не заменима. Если ее нет, то ничего не нужно. Если она есть, то все забыто, все покрыто, все находится вне времени, в вечном радовании. Вот это и есть Царство Небесное в силе. Грядущее.

Так вот, Крестом Господь открывает человечество, и человека. Так вот, при кресте (надо это вспомнить, мы это и читали сегодня) оказались два верных человека – Его Матерь и любимый Его ученик Иоанн Богослов. И при Кресте и совершилось это обручение человека Богу в лице этих верных Его сподвижников, тех, которые действительно были плодом долгого, долгого воспитания этого маленького народа, который был огражден от других народов, чтобы принять и понять и послужить Господу Спасителю, и быть первенцами Его новозаветного народа, Его Церкви. И что сказал Господь? Он обратился к Матери Своей, Которая была при Кресте, и сказал, указывая на Иоанна Богослова: «Се сын Твой», а ученику сказал: «Се Мати твоя». И «поят Ю ученик во свояси». Такое простое слово и означало, что Господь приял человечество, а то, что Господь сказал, это всегда истина. Совершилось на невидимом плане пока, совершилось единение Бога и человека, но пока еще в среде богоизбранного народа. Пока только среде тех, кого Господь многогранно воспитывал, учил, просвещал, увеселял, питал Своими жертвами и отделял от других тщательно, чтобы не смешивать с теми людьми, которые Бога напрямую, как Отца, не знали. То чего (?) эта Церковь совершилсь при Кресте.

А при Кресте совершилось еще большее чудо. Римский воин сотник Корнилий, который собственно говоря, должен был следить за правильностью исполнения этой казни, по сути почти палач, вдруг, видя и землетрясение, и то, что еврейский народ бил себя в грудь, и видел беспомощного оставленного праведника казненным, оставленным, проклятым и называл Его праведником, уходя во свояси, неся на себе такое проклятие, он это все видел и вдруг прозрел. Он сказал, что это мое, я человек. И это начало проповеди для язычников, которую осуществил апостол Павел, который тоже сначала был ожесточен, а потом светом Господним был просвещен и в крещении обрел себя как учитель всего человечества, языческого человечества, которое не знало, было отчуждено от Бога и питалось только росой Его, как губка впитывали божественное.

Так вот, братья и сестры, Бог таким образом открыл человека и не просто его помиловал, не просто его искупил. Это есть. По закону правды мы крестом выкуплены у Него, дорогой ценой выкуплены. И уже не свои мы стали. А что значит «не свои»? Это значит, что мы должны знать в себе Христа распятого, знать в себе, как глубочайшее наше, и воскресать с Ним со властью сынов Божьих. Теперь это наша жизнь, теперь это путь, который нам и обещал Христос. Пророк Исаия, мы читали на праздник Крещении, описывает, что пришествие Христово открывает новый путь для человека и человечества, путь жизни, которого прежде никто не знал, на котором, говорит он, обитают только святые. Никакое зло туда не попадает, там не обитает, и там не заблудится даже самый малоумный.

Вот то, что мы получили от Бога. Не просто искупление, не просто помилование, не просто учение. Учение как раз упразднено. Вот это закон новый. Господь не повелел писать ни Евангелие, они были нам просто для памяти составлены не сразу. Апостол Павел проповедал все, Новый Завет, еще не имея Евангелия. Не были они тогда прописаны. Так вот, Христос не просто нас помиловал, но навсегда предложил нам Себя. В таинстве крещения мы погибаем как ветхий человек. Тело греха погибает в этих смертных водах крещения, водах воды Святаго духа, и восстается со Христом и делается как Христос новым Адамом, новым человеком, который сразу поставляется на этот самый путь новый и живет, на котором не может быть никакого зла. И при этом читается апостольский текст, что мы умерли грехом. Значит мы не можем физически , физически не понимаем, не приемлем, не усваиваем ничего безбожного, ничего греховного, а что живем. Мы же не умерли, мы восстали в какую-то новую жизнь. Это жизнь, жизнь во Христе. А что живем, продолжает апостол, то Богови живем.

Так мы должны жить не просто послушные закону. Нет. Мы должны быть не слышателями, а творцами закона. Мы должны жить со властью сынов Божьих, потому что если мы меньше что-то будем, мы так и останемся в чине рабов. То есть мы не примем Христа до конца, а Его примем до определенных пределов лукавого. А там будем оставлять себе какую-то нишу, для того чтобы еще крутить какие-то свои греховные помышления, греховные замыслы, греховные пожелания. Вот этого не должно быть с нами. Для того, чтобы как можно меньше людей соблазнились на такую возможность, нам дается вот этот меч духовный – Крест христов, которым, говорит апостол, мир умер мне, а я умер миру. И всякая мудрость земная, и всякое благо земное уничтожены этим Крестом. Мы должны это принять, потому что именно здесь начинаются токи живой воды. Крест называется животворящим. Он все это Божье благое, когда мы через Крест убийственный износим, то он открывает благоуханным новым. На новом пути он лишен всякой смеси с нечистым, всякого соблазна, всякой глупости греховной, всякого смешения недоброго. Он нов и не теснит. Человек начинает себя чувствовать свободного, милого, образ Божий, человека, который не должен как раб сразу разлететься: это дайте мне, это дайте мне, а я так хочу... Можно хотеть и то и это; Крест запрещает это, Крест говорит: воздержись, положи некоторое ограничение, самоограничение.

Смотрите, это очень важно. Закон ограничивает нас извне. Крест, который мы приняли, несет в себе любовь Божью. А любовь Божия принесла Христа в нашу жизнь, как наше все и все, что только есть без креста нам готово подать. Крест это тест. Если мы это так нецеломудренно и суетно возьмем, начнем брать вот эту новую жизнь просто так, то мы ошибемся и впадем в очень тяжелое положение прострации. Потому что мы оскорбим любовь Божию, которая выражена в крестном страдании Господа. Мы должны принести тоже свою дань этому Кресту и стать крестоносцами вольными. Тогда из Креста будет истечена спасительная сила. И вот, как это бывает уже для жизни отдельного человека, я прочитаю из святого Паисия Святогорца несколько очень важных откровений, слов.

Благий Бог дает каждому человеку крест свой в соответствии с имеющимся у него силами. Видите, как близко Христос к нам и как Он дает нам, зная, что Он делает. Бог дает человеку крест не для того, чтобы он мучился, но для того, чтобы с креста человек взошел на небо. Ведь в сущности крест это лестница на небо. Понимая, какое богатство мы откладываем в небесную сокровищницу, терпя боль испытаний, мы не станем роптать, но будем славословить Бога, беря на себя тот маленький крестик, который Он нам даровал. В кресте Он дарует нам Себя. Поступая так, мы будем радоваться уже в этой жизни.

Вот эта радость, которую я вам пытался объяснить. Не радость, когда загребаешь, что где лежит, что просто вам дается. А с какой-то крестной осторожностью, с осмотрительностью крестной. И в жизни иной таким образом получим духовную пенсию и единовременное пособие. Там, на небе, нам гарантированы владения, наделы, которые приготовил нам Бог. Гарантированы. Однако, если мы просим, чтобы Бог избавил нас от испытаний. Он дает эти владения и наделы другие, а мы их лишаемся. Человек, который мучается здесь, блажен, потому что чем больше он страдает в жизни этой, тем большую получает пользу для жизни иной. Это получается потому, что он расплачивается за свои грехи. Крестные испытания выше, чем таланты, дарования ранее которыми наделяет нас Бог. Вот это новая и очень важная мысль.

Я повторю: кресты испытания выше, чем те таланты, ранее которыми наделяет нас Бог. Каждого человека, которого Он вводит в мир, Он наделяет особым индивидуальным даром, который пригодится ему на его восхождении в горнее. И каждый из этих талантов велик и бесконечен. Однако крестный талант, если человек идет навстречу, поднимая крест, сам сотворит с Богом все свое будущее.

Вот тонкая мысль, которую мы должны знать. Эти дарования больше крестных наших деяний, больше, чем тех дарований, которые дал нам для пользы страданий или мученической смерти несут в себе чистую мзду. Поэтому каждому испытанию будем говорить: благодарю Тебя, Боже мой, потому что это было необходимо для моего спасения.
Аминь.

протоиерей Алексей Сысоев

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция