Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшний воскресный день, дорогие о Господе братья и сестры, мы с вами услышали о самом главном, жизнеопределяющем событии, через которое пройдет каждый из нас, потому что каждый пройдет через Суд Христов. Жизнь наша будет взвешена на весах правды Божьей. Книга нашей жизни, страница за страницей, будет перелистана, и от того, каких страниц в ней найдется больше – белых, серых или черных, – будет зависеть наша Вечность. И наша сегодняшняя реальность зависит от этого: как мы живем, чем дышим, на что мы с вами в своих душевных и духовных порывах ориентируемся.
Господь нам говорит, что придут тот день и час, когда Он явится во славе и, как пастырь отделяет овец от козлищ, – поставит одних по правую сторону, а других по левую, и скажет тем, которые по правую сторону: «Приидите, благословенные Отца Моего Небесного, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, ибо алкал Я, и вы дали Мне есть, Я жаждал, и вы напоили Меня, был болен, и вы посетили Меня, был в темнице, и вы пришли ко Мне, был наг, и вы одели Меня». И праведники со всей искренностью скажут: «Господи, ну а когда мы видели именно Тебя алчущим, жаждущим, нагим, больным, в темнице, и посетили Тебя, и помогли Тебе?» И Господь им ответит: «Что вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (см. Мф. 25:34–40).
Для праведников было настолько естественно творить добро, что они это не считали за какую-то добродетель, за сверхзаслуги, это было естественным устроением их души, ибо они помнили и знали слова апостола: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиной» (см. 1 Ин. 3:18), и – «Больше той любви никто не имеет, как тот, кто душу свою положит за други своя» (см. Ин. 15:13). Господь нам перед Своим распятием показал превосходнейший пример любви, когда на Тайной Вечери влил воду в умывальницу, препоясался и стал, как последний раб, умывать ноги Своим ученикам. На Востоке ноги умывал последний раб в доме, это была самая низкая обязанность у раба. Петр был удивлен и потрясен: «Господи, Ты – Господь и Учитель, Тебе ли умывать мои ноги?» И Христос говорит ему: «Да, Я Господь и Учитель, но как Я умыл ваши ноги, пусть так каждый из вас умывает ноги другому, ибо Я пришел не для того чтобы Мне служили, но чтобы послужить» (см. Ин. 13:4–15; Мф. 20:28; Мк. 10:45; ).
И вот это – устроение христианина, который в своей жизни хочет быть похожим на Христа; он должен об этом помнить, на это ориентироваться. Человек должен искать в своей жизни именно служение, служение и служение, о котором старец Паисий Афонский сказал: «За самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье». Но не ради двойного здоровья мы должны жить для других, а ради самой добродетели, о которой однажды тот же старец Паисий сказал потрясающую вещь: «Если праведнику, который живет по заповедям Божьим, явится Ангел Господень и скажет: "Ты знаешь, в Царстве Небесном все места, все квартиры уже заняты, для тебя там не остается места", то праведник ответит: "Ну и что, что не остается места? Я и без места Бога буду любить и буду жить по Его заповедям". Вот таково, – говорит старец Паисий, – устроение праведника». Он не раб и не наемник, он не за награду подвизается, не за конфетку. Мы маму свою любим не из-за того, что она нам готовит, стирает, дает копеечку, дает конфеты и мороженое. Если мать любят только за это, – конечно это совершенно негодное сыновнее или дочернее устроение. Мы родителей должны любить ни за что. Так же, как и друг друга – любить ни за что. Потому что если мы любим только тогда, когда нас любят, может наступить момент, когда мы почувствуем, или нам подумается, что нас не любят; и мы начнем отвечать тоже нелюбовью. А нам это только показалось. Дьявол нам приносит эти дурные мысли, нам кажется, что кто-то сказал уничижительное слово, что кто-то над нами пошутил, что нас не любят и всё делают нам назло.
...У любви всегда «розовые очки». Посмотрите, как молодежь любит друг друга в течение первого месяца: они вообще не замечают никаких недостатков друг в друге. Почему? А потому что, пусть даже простой плотской, человеческой любовью проникнуто их сердце, – они не видят недостатков благодаря этому чувству, на них розовые очки. И вот нам надо молиться, чтобы у нас с вами были розовые очки. На самих себя мы должны смотреть через увеличительное стекло, а на других, на своих родных и близких, – через розовые очки, потому что так будет легче, так будет благополучнее, так будет правильнее, так будет совершеннее... Если есть добродетель, лучше оценить ее как добродетель, и за маленькое дело, за маленькую услугу, ласку, внимание воздавать в десять раз больше.
Кто-то из мудрых людей сказал: «Христианство начинается не тогда, когда мать учит своего ребенка читать молитву "Отче наш", христианство может начаться с того, что отец приучит своего сына или дочь благодарить мать за вкусно приготовленный обед». В этом есть глубокий смысл. Мы все готовы жить во внешних рамках христианства. Мы все готовы делать в Православии приятные для нас вещи: в праздники, субботу, воскресенье посещать храм Божий, заниматься, как нам кажется, самосовершенствованием... Но если обратиться за помощью – например, попросить в воскресный день посидеть с больным или с ребенком, чтобы человек, который всю неделю к ним прикован, имел возможность посетить храм Божий, причаститься, хотя бы раз в месяц, – то очень мало людей откликнется. Если обратиться с такой просьбой даже к тем людям, которые сейчас реально стоят в этом храме, то найдутся, к сожалению, лишь единицы. Опыт мой об этом свидетельствует.
Почему? А потому что вот такое устроение души. У нас, что бы мы ни делали, на первом месте стоит собственное спокойствие, наш комфорт, благополучие, наша тишина, благоустроенность, и очень бывает тяжело преодолеть самого себя, пожертвовать своим временем, своим вниманием, в конце концов – своим эгоизмом. А это, собственно, и составляет, и должно составлять суть христианства, о которой мы сегодня слышали в Евангелии. Господь не спросил: «Молились вы, постились вы, как вы веровали?» Он спросит, и сейчас все время спрашивает с нас: «Были ли вы людьми в полноте этого слова? Что было на первом месте у вас – вы или человек рядом с вами?»
Помните историю самарянина, который перевязал побитого разбойниками путника? Тогда некий законник спрашивал: «А кто мой ближний?» И Христос сказал: «Кто нуждается в тебе, тот и есть для тебя твой ближний» (см. Лк. 10:25–37). Не в ком я нуждаюсь, от кого я могу ожидать какую-то помощь, не мои друзья, родные, близкие, родственники – нет, мы должны идти дальше в своем душевном устроении. Как нам говорит Господь: «И язычники любящих их любят... и если праведность ваша не превзойдет праведности фарисеев, не войдете в Царствие Небесное, ибо и они любящих их любят, дают взаймы тем, от кого надеются получить... а вы люби́те врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас и творящих вам напасть... Заставившего тебя идти одно поприще, иди с ним два, и пытающемуся взять у тебя верхнюю одежду, отдай и нижнюю рубашку» (см. Мф., гл. 5). Тяжело? Конечно, тяжело. Сложно? Конечно, сложно. Но христианство легких путей не обещает. И именно это станет на Страшном Суде критерием того, достойны ли мы вечной жизни от Бога, были ли мы людьми с большой буквы и по самой своей сути.
И поэтому надо жить творчески, жить живой жизнью, не дожидаться, когда кто-то нас о чем-то попросит. Пока есть силы, пока есть возможность, пока есть голова на плечах и работают ноги и руки, надо самому молиться: «Господи, дай мне реально исполнить Твою заповедь. Как Ты пришел, не чтобы Тебе служили, но чтобы послужить, да сподоби меня, Господи, кому-нибудь послужить».
...Нам Писание так и говорит: «Сеющий щедро, щедро и пожнет, сеющий скупо, скупо и пожнет» (см. 2 Кор. 9:6). И поэтому не надо никогда ныть: «...Я попросила, а мне говорят: позвони завтра. Позвонила, а мне говорят: перезвони через недельку...» Мы можем попасть в такую ситуацию за то, что когда-то мы сами так поступали, когда нас просили. А апостол Иаков говорит: «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4:17). Ты понимаешь, что надо сделать, и ты можешь сделать, и помысел в тебе говорит: «Надо сделать, и должен сделать», а в левое ухо бес шепчет: «Надо сделать, но завтра»... А завтра будет суета и дела, которые будут нам казаться неотложными... И мы откладываем на завтра, на завтра ... Так вся наша жизнь и проходит...
Святитель Иоанн (Шаховской) сказал: «Добродетель должна быть мгновенной». Пришел тебе помысел что-то доброе сделать – помолиться, позвонить, помочь, подарить, написать, поддержать, – сделай это мгновенно, потому что потом ты этого не сделаешь... Мы должны иметь творческий помысел на каждый день. У нас в мозгу, как набат, должны звучать слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва» (Иак. 2:20). Дерево познается по плоду, всякое дерево, не приносящее доброго плода, бывает срубаемо и во огнь вметаемо (см. Мф. 7:17–20). Господь проклял смоковницу бесплодную. И Сам говорит: «Как же Я хочу, чтобы огонь возгорелся» (см. Лк. 12:49). Огонь чего? Огонь взаимной христианской любви.
И пусть этот воскресный день, день воспоминания Страшного Суда, станет для каждого из нас настоящим, правдивым, честным, искренним, нелицемерным судом над самим собой: а так ли я на самом деле поступаю? Смотрю ли я на людей глазами Христа – как бы им помочь, или ищу, как бы мне помогли, – чего в моей жизни больше? В Деяниях апостольских мы слышим: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). И это блаженство мы должны испытать в своей жизни практически: так ли это на самом деле, блаженнее ли давать, нежели принимать?..
Дай Бог, чтобы мы были пропитаны этой мыслью, чтобы она шла впереди нашего начала дня, чтобы мы даже планировали в наступающем дне: что мы можем сделать не только для себя? Кто-то из мудрых людей сказал: «Добрые дела и любовь должны начинаться с нашей семьи, но не должны ограничиваться только ею». ...Дай Бог, чтобы пост, молитва, Великий пост, в который мы вступаем с надеждой, что мы в чем-то потрудимся ради Бога, помогли стяжать духовные силы, чтобы стать на самом деле такими, какими нас хочет видеть Господь. А какими Он нас хочет видеть, мы слышали в сегодняшнем Евангелии. Домой придя,.. еще раз почитаем сегодняшнее Евангелие и попросим: «Господи, сделай так, чтобы мы были не слушателями забывчивыми, но исполнителями Твоих божественных, святых и животворящих слов на деле». Аминь.
архимандрит Мехиседек