Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Мы несем крест, а крест несет нас. Крест – это ключ, которым откроются для нас врата рая. Для чего на Крестопоклонной неделе в середине поста выносится Крест Господень? Для какой-то мысли, для какой-то цели очень важной, очень большой и очень правильной. Сегодня, только что секунду назад, мы поклонялись со словами: Кресту Твоему поклоняемся Христе и святой воскресение Твое поем и славим. Две мысли нераздельных – несение жизненного креста, хотим ли мы этого или не хотим, но не может остаться пожизненно только один крест в жизни, будет воскресение мертвых, будет вечная жизнь и будет никогда не кончающаяся там в вечности радость. Но помимо креста и без креста она не возможна.
Однажды старец Христофор, духовник Тульской епархии сказал: В нашей жизни не место отдыха, а место подвига. Никогда об этом не надо забывать, как бы ты не крутился. Крест в жизни все равно надо будет нести, тот или иной. Но надо нести его осознанно, без ропота, взирая на Совершителя нашей веры, Который, как сказал апостол Павел, вместо предлежащей Ему радости принял крест.
Мысль о несении жизненного креста и нужна как раз сейчас, Великим постом. Вот ты когда-нибудь задавал себе вопрос: если придет время, придет час исповедовать Христа, ты готов за Него умереть, если это понадобится, если это случится, если так произойдет в жизни? Ну если человек внутри отвечает: не готов, - то, собственно, ты христианин или нет? Да, мы немощные, но вроде бы, когда будет выбор – выбора для нас нет. Когда человек внутренне говорит: готов! – ну хорошо, если ты готов жизнь отдать за Христа, ради Него, ради веры в вечную жизнь, ради веры в то, что ничего страшного, что тело ты потеряешь, что ты приобретешь душу и жизнь, то, что по сравнению с готовностью отдать свою жизнь, болезни, разбитая машина, диагноз рака, выпавшие зубы и волосы, стенокардия, инфаркт, непонимание людей и прочее, и прочее, и прочее. Что по сравнению со смертью? Ничто. Ты решился на нее – да. Все остальное мелочи жизни, все можно с помощью Божией претерпеть и не только претерпеть, но и нести это осознанно.
«Достойное по делам моим приемлю, помяни меня Господи во Царствии Твоем»! Иногда говорят, ну а как же страдают праведники, а они почему, а они за что, а они для чего? Это тайна, никто до конца ничего не знает. Старец Паисий Афонский, который тысячи людей исцелял от рака, сам умер от рака. У него спросили: батюшка, а вы молитесь об исцелении? Он говорит: Нет, я молюсь об одном, чтобы Бог мне дал терпение и благодарность, потому что это воля Божия, так Ему угодно.
Святитель Иоанн Златоуст о наших страданиях, о наших крестах сказал: Если ты ржавое железо, огонь испытаний и огонь страданий очистит тебя от всякой ржавчины; если ты золото, огонь испытаний и огонь страданий делает тебя более блистающим. Кто мы – ржавое железо или золото? Никто не знает, знает только один Господь. То, что мы ржавое железо – это точно, а есть ли среди нас блистательное золото это тоже знает Господь.
У Иоанна Златоуста есть потрясающая мысль. Он сказал: У Бога польза больше чем наказание. Наказание есть – да, большое – да, невероятным кажется – да, невыносимым кажется – да, но польза будет еще больше. Но должно пройти время, чтобы понять, что именно так надо было для твоей бессмертной души. Зерно должно вырасти и принести плод, не надо дергать прежде времени то, что посеял Господь. Тебе кажется это не твое, тебе кажется это не с тобой, кажется перепутали, не вовремя – нет, это твое, это твоя и моя жизнь.
Кто-то из мудрых людей сказал: В симфонии, написанной композитором, есть не только мажорные ноты, но и минорные, и даже диссонансы, не пробуй и не пытайся эту симфонию, написанную не тобой исправлять, доиграй свою партию в этой симфонии до конца, и тогда получишь рукоплескание от тех, кто дослушает ее до конца: ангелы, небо, Богородица, и Господь. Это Он так задумал, а не мы.
И поэтому будем у Бога в этот день просить мудрости нести свой, с одной стороны тяжелый труд, а с другой стороны христианский подвиг и крест, а если он Божий, значит Ему так угодно и такова наша жизнь, и, значит, в ней есть тоже смысл. Какой? Это знает только Господь, и мы когда-нибудь узнаем.
Будете выходить из храма, посмотрите на мозаику блаженной Матроны Московской. Родилась она слепой, а потом стала и парализованной. Кто-то бы сказал – это жизнь? Это не жизнь с мирской точки зрения, а существование. Но внутри она имела такую жизнь с Богом, когда рай был уже в сердце. А у другого две ноги, две руки, вставная челюсть, которая гвозди может жевать, все упаковано, а внутри ничего нет.
Кто-то из святых сказал: Если бы мы в жизни ничего не имели бы кроме Христа, то со Христом мы уже имеем все. Вот в храм пришли, на своих двоих, - да, видим – да, слышим – да, в холодильнике что-то есть – да, в кармане есть – да. Это уже по-человечески очень много, а то что мы в вере, в вере правой, которая открыла нам путь вечной жизни, когда мы реально можем быть с Богом всегда, если мы этого захотим – это уже не мало. И все святые отцы нам говорят: только не ропщите.
Исаак Сирин говорит: Всякого человека и всякий грех прощает Бог, но ропотником гнушается. Поэтому если ты что-то не понимаешь, в какую-то ты попал историю помимо твоей воли, помимо твоих грехов, помимо твоей дури, потому что по большей части в истории мы сами влипаем. Но если мы к этому ничего не сделали, но все равно влипли в историю, подожди, и рот свой на Бога на Церковь, на духовника, на родных и близких, на людей не открывай. Подожди и посмотри, что будет дальше в этой истории. Только никого не вини кроме себя.
Пройдет время, с терпением, с мудростью, поймете, что все равно было к лучшему. Вспоминается история, в Малоярославце сгорел братский корпус вместе с библиотекой. Сестры остались на улице, наша молодежь Покровского храма поехала и разгребала этот пожар. Сестры почти оказались на улице. Через два года отстроили корпус в два раза больше, кроме корпуса отстроили еще один корпус с храмом и библиотекой, которая стала в три раза больше. Потому что доброхоты, увидев это несчастье монастырь завалили деньгами, потому что увидели, что реально страдают люди. Но два года надо было потерпеть. А сначала это выглядело трагедией и огромным несчастьем. У Бога польза больше чем наказание. Но надо чтобы прошло время.
Поэтому у нас диакон во время богослужения призывает: сами себя, и друг друга, и весь живот наш, всю жизнь нашу, Христу Богу предадим! Он ведет нас путями, но не такими, какими мы думаем сами. Как небо отстоит от земли, так мысли Божии отстоят от мыслей наших. Поэтому будем у Бога просить одного – мудрости и терпения нести свой жизненный крест, за него благодарить, а благодарность сделает так, что и креста никакого не будет.
У нас в алтаре один священник спрашивает другого: Батя, как жизнь? И тот отвечает: Ты знаешь, подозрительно затянувшаяся белая полоса. Человек понимает, что жизнь полосатая, это очень правильный взгляд на жизнь. За белым обязательно будет черное, за черным обязательно будет белое. А человек по своему терпению не настроен на черное, готов принять и горькое, и сладкое от Бога, он даже не заметил или во всяком случае, может быть это черное, а он это не воспринимает что черное. Говорит: подозрительно затянувшаяся белая полоса. Дай Бог нам всем иметь такое устроение. Чтобы и мы на это сказали: и это можно потерпеть, и это можно потерпеть, и это можно потерпеть. Но терпя не значит, что не надо шевелиться. Шевелиться надо. Мозгами думать надо, стремиться к лучшему надо. Если хочешь устроиться на работу – не надо сидеть и дожидаться, что за тобой придут, нет. Акафист Покрову прочитай и сиди в Интернете, ищи свободные вакансии. Молитва и свой собственный труд. Сначала молитва, чтобы повезло, а везение – оно от Бога. И поэтому дай Бог, чтоб все в нашей жизни сочеталось, чтоб не только надеялись на себя, но и на Бога. В тех условиях, в которые мы попали, чтобы искали из этих ситуаций если возможно, то выход, а если невозможно, то просили бы долготерпения.
Когда человеку объявляют диагноз сахарный диабет, что он делает? Он понимает, что это на всю жизнь, и выхода из этой ситуации нету. Инсулин будешь колоть пожизненно. И с инсулином живут. И с диабетом живут, и счастливо живут, потому что только на этом не зацикливаются. Невозможно только вокруг этого ныть и плакать. Приспосабливаются и дальше живут. И многих других переживают, потому что живут с Богом. Вот самое главное, о чем мы должны переживать, о чем волноваться, о чем скорбеть, о чем плакать: если мы Бога теряем. Теряем молитву, теряем Евангелие, теряем, становится неинтересно, скучно, нам становится это все как бы приевшимся, нас больше интересуют новости, программы, развлечения, интернет, «Вконтакте», переписка, друзья, товарищи, сродники, когда поесть, поспать. Разве это только главное в нашей жизни? Тогда грош цена нашей жизни. Сегодня есть, а завтра нет.
Если Бог есть в душе – все есть. А если - нет, то Бога ничего не заменит. Поэтому всем вам, дорогие братья и сестры в эту великую неделю Крестопоклонную желаю, чтобы мы по-другому взглянули на свою жизнь. Если мы думаем, что мы страдальцы, что мы мученики, что мы подвижники, что мы несчастные люди, что нас обделили жизнь, Бог, люди, обстоятельства, родственники – не надо так думать, и не надо каркать, потому что ты обязательно докаркаешься.
Если ты считаешь свою жизнь несчастной, она будет именно такова. Если ты свою жизнь благословляешь, она будет Богом благословлена. В Оптиной пустыни подошли к старцу Амвросию и спросили: Батюшка, смотри, наш Карп, диакон, в скиту слепой, смотри, давай о нем сугубо помолимся, он несчастный человек. Слепой и мира не видит. А старец Амвросий о слепом Карпе сказал: Карп хоть слеп, да видит свет. Какой? Божий.
Мы иногда с двумя глазами не видим и не слышим, не только Божьего, но и человеческого, и людей. Не видим иногда и не слышим, потому что Бога не видим, не слышим и не слушаем. Так вот, дай Бог, чтобы при любых обстоятельствах, в нас был этот свет, свет Божественного видения смысла жизни. А наш смысл жизни – чтобы мы были с Богом, и чтобы мы были святые.
Не тогда, в вечности, когда мы своими глазами Его сами увидим, надо не только этого момента ждать, надо этот момент, чтобы он был здесь, сейчас, внутри – это возможно. Господь так и сказал: Царствие Божие внутри вас есть. Не там, в вечности, лет через несколько..., нет, мы сейчас можем жить в Царствии Божием. Или в аду. Все будет завесить от твоей воли, куда она будет направлена, от этой воли – твои мысли, твои слова и твои дела.
Поэтому я вам всем братья и сестры дорогие, от всей души желаю райской жизни, чтобы вы несли с честью свой крест христианской жизни, потому что исполнение заповедей Божиих – это и есть несение креста, когда наша жизнь в наше время похожа на Евангельскую. Это крест, но за это, за то что ты живешь по-Евангельски, ты становишься чадом Божиим. Ты несешь крест, а крест несет тебя. Бог с тобой через это несение креста. Не дай Бог никогда по жизни не отходить от заповедей Божиих, которые не обязательно будут выражаться в каком-то исповедании, или в каком-то мученическом поступке. Нет! Каждый день это христианское мученичество, каждый день уступить, помочь, пропустить, позвонить, не оскорбиться, не обидеть, не завидовать, блудные мысли выгонять. С Богом мыслями быть. Это и есть ежедневное несение христианского креста, за которое обязательно будет воскресение души и тела. Кресту Твоему поклоняемся Христе и святое воскресение Твое поем и славим! Аминь!
архимандрит Мелхиседек