Сегодня наша святая матерь церковь, отмечает особый день - поминовение усопших, в день св. Димитрия Солунского и Димитрия Донского, воевавшего с татарами на поле Куликовом, где погибло много русских воинов- защитников нашей святой Руси от полчищ иноверцев. Этот день носит название Димитровской поминальной субботы. Сегодня мы возносим молитвы не только за этих воинов, но и за всех наших родных и близких, дабы Господь упокоил их в Царствии небесном идеже несть ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Мы православные люди глубоко верим, убеждены и реально ощущаем безсмертие человеческой души. Мы знаем примеры самого Священнаго Писания, еще до Своего воскресения Господь воскресил единственного сына вдовы Наинской, воскресил Лазаря четверодневнаго, бывшего затем много лет Кипрским епископом. Почитаемые мощи Лазаря почивают в Лимассоле одном из городов Кипра до наших дней. Это и есть та реальность, против которой не могут возразить противники веры Христовой. Из апостольских деяний мы знаем о воскрешении Петром св. праведной Тавифы.
Но самое главное событие, самое главное чудо – Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Людям скептически настроенным можно привести такой яркий пример, из семи дней недели один называется воскресение. Таким образом сам язык указывает на центральное событие всей мировой истории. Весь мир знает и большая часть почитает Святую Пасху, когда в годичном круге мы еще и еще раз переживаем событие Воскресения Христова, как непреложный факт нашей веры, нашего упования. Будучи Богом и человеком, вкусив по своей человеческой природе смерть, Христос воскрес в третий день по Писанию, показав, что тоже самое ожидает нас, но в свое время, в Богом установленный час, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши оживут, и воскреснут одни, творившие добро, в воскресении жизни, а творившие зло в воскресении осуждения. И каждому из нас, верующим и неверующим, предстоит рождаться в вечность. Господь создал человека не по подобию яркой звезды, сверкнувшей на небосводе и исчезнувшей. Господь создает каждого человека, как неповторимую индивидуальность, все мы ощущаем свою единственность, и очень странной и невероятной кажется та мысль, что прожил человек, закрыл глаза, испустил дух, положили в гроб, зарыли в землю и на могиле вырос лопух. Многие верят в это, и это тоже вера, а не знание, ведь никто еще не пришел с того света и не сказал, что ничего там нет. Кто из вас слышал о таких случаях? Напротив, мы знаем бесчисленное множество свидетельств о ином мире, отшедшие туда извещают нас, что все есть и Господь, и ангелы, и безсмертная душа, и вечная жизнь, и суд, и рай, и ад. Господь создает человека как друга, как того на кого можно излить свою любовь в полноте. Вот к чему предназначил Господь человека, вложив в него безсмертную не умирающую, не распадающуюся, неуничтожимую душу. Ее можно только запятнать, осквернить грехом, нарушением заповедей Божиих. Для некоторых может было бы лучше – зарыли и ничего нет, но каждому воздастся по делам его.
Когда человек отходит в вечность, мы православные христиане, движимые чувством любви, опираясь на законы и догматы нашей святой Церкви, творим молитвы за усопших, прекрасно понимая, что душа их все слышит, не может лишь ответить нам. Таковы законы Божии, они нас видят, но мы этими телесными глазами не можем видеть их. Когда мы плачем о праведных умерших людях, они как бы с иронией глядят на нас. — Если бы вы знали какая здесь жизнь, вы бы не убивались и траур не носили, но служили благо¬дарственный молебен. — Этот человек уже дома, а мы еще в пути, мы во временной гостинице, а они уже принимают уготован¬ные венцы.
Но часто случается такое, в жизни человека были недостатки, грехи, которые он не смог или не успел омыть покаянием и исправить. Сам Господь нас призывает: Покайтесь, — и добавляет, — И принесите плоды достойные покаяния. — Одного только осознания, сокрушения, просто высказывания содеяннаго на исповеди недостаточно, это только начало, а продолжение заключено в исправлении жизни и совершении дел противоположных. Воровал — теперь не просто не воруй, но помогай тем у кого недостаток; блудил — не блуди и борись даже с мыслями нечистыми и нецеломудренными; был гневный, раз¬дра¬ж謬тельный — теперь тихо и спокойно относись ко всем, следи за своим языком. Все это надо успеть при жизни, но судьба тех, кто не успел принести плодов покаяния, передается в руки церкви, родных и близких. Молитвы за наших близких, милостыня, творимая в память о них вменяется им, как приносимое лично ими.
Сугубо мы молимся за умершего человека первые сорок дней. Нам открыто, первые три дня душа человека находится в близких при его жизни местах, на третий день человеческая душа впервые встречается с Богом, до дня девятого человеку показываются райские обители то, что уготовал Бог любящим его. В девятый день человеческая душа опять приходит к Богу, и уже после этого начинается страшный путь прохождения мытарств. Всякий человек встретится с этой реальностью. Находятся люди, считающие все это за сказку, или относящиеся к этому, как к написанному для кого-то, но не для них. Обыватель рассуждает так, — «Пока я молод, здоров надо жить, работать, зарабатывать, а дальше видно будет». Действительно, видно-то будет, но уже будет поздно. Многие так и живут, увязая в каждодневных житейских заботах, думая, — «Когда-нибудь начну о душе думать, а сейчас дел полно».
Но смерть часто застает нас самым неожиданным образом. С девятого по сороковой день человек встречается с реальностью, ему показываются места, лишенные света, света Лица Божия, т.е. ад. В самый сороковой день выносится некое предопределение человеку, будет ли он с Богом или без Него. Но церковь нас учит – это только предопределение, ни праведники не обладают во всей полноте райской жизнью, ни грешники не испытывают всего ужаса оставленности Богом, до второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Тело без души — труп, а душа без тела — дух. Придет время, когда Господь вновь соединит тело с человеческой душой, воскресит, и будет опять человек себя помнящий лично¬стный. Павел останется Павлом, Татьяна — Татьяной, со своим характером? лицом, жизнью, со своим телом, но телом иным, телом преображенным духовным таким, каким оно было у Христа. Когда Господь по воскресении является ученикам и предлагает ап. Фоме, — «Вложи руку твою в ребра Мои, вложи руку твою в язвы мои, и не будь неверующим, но верующим». Господь входит дверми за¬творен¬ными, потому что апостолы тряслись «страха ради иудейска». Итак двери закрыты, а Господь вошел, апостолы думают – Это Дух, на это получают от Господа ответ, — Дух плоти и кости не имеет, в подтверждение Он просит есть, и как свидетельствует Евангелие они дали Ему хлеба и печеной рыбы.
Так и наше тело Господь воссоздаст преображенным, неумирающим, нетленным. Надо помнить, всем нам воздастся за то, что мы телом сотворили – или злое, или доброе. Тело тоже будет принимать участие в этой будущей жизни, каким образом – нам не понятно, лишь знаем, и ликовать, и страдать будет не одна душа, но весь человек.
Существует рассказ об одном епископе, брат которого умер в некотором грехе. Он начал усердно молиться о нем и раздавать в память милостыню. На сороковой день ему открывается в видении, что за душу его брата идет спор между ангелами и бесами. Ангелы говорят, — «Он наш, он православный», бесы отвечают, — «Православный, но умер во грехе».
«За него была роздана милостыня», — «Правда, роздана, но не им».
Тогда епископ слышит Голос Самого Господа, — «Милостыня, творимая в память человека, вменяется самому человеку, поэтому очищены грехи его».
Часто люди спрашивают о том, когда можно творить милостыню, раздавать вещи о умершем человеке. — Можно от¬ветить, через час после смерти. Есть разные мнения-басни, например, через год. Но если человек попадает в беду, мы не ждем какого-то срока, через который можно будет начинать помогать. Мы приходим на помощь сразу. На том свете нам ничего не нужно будет кроме тех добрых дел, которые пойдут за нами, или которые творят другие в нашу память. А это тоже надо заслужить, чтобы воздохнули, чтобы помолились, чтобы в эти записочки записали. Записки же подаваемые нами за усопших на литургию очень велики. Игумену одного монастыря является однажды Феодосий Черниговский, уже прославленный в лике святых, и говорит – «Отче, помолись за моих усопших родителей». Игумен приходит в крайнее удивление от такой просьбы святого Боговидца, пребывающаго на небе. На это св. Феодосий говорит – «Отче, если бы ты знал какая великая польза бывает там на небе усопшим людям, из-за совершаемой Божественной Евхаристии, из-за Без¬кровной Жертвы, ты так не говорил бы, а с радостью исполнил мою просьбу».
На Божественной Литургии, когда приготовляется вещество для таинства, священник вынимает частицы за всех поминаемых. Еп. Феофан советует и нам молиться в это время сугубо о наших родных и близких, ведь мы знаем этих людей лично, наша молитва, соединенная с молитвой Церкви, напрямую пойдет к Богу. Вынутые частицы, символизирующие души усопших или пребывающих в здравии, затем собираются на дискос, а с дискоса опускаются в чашу со словами, — Омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею Святою, молитвою святых Твоих. Так велико это церковное поминовение. Будем помнить о необходимости молитвы за наших близких и надеяться, что за это кто-нибудь помолится в свое время и за нас.
Человеческая душа и ее безсмертие — это совершенно очевид¬ная реальность. Наша литература описывает безчисленное множе¬ство случаев, подтверждающих все это.
Сегодня, в родительскую субботу, мне бы хотелось рассказать вам об одном случае из моей священнической практики. Однажды на улице ко мне, иеромонаху Троице-Сергиевой лавры, подходит женщина и задает совершенно неожиданный вопрос, «Батюшка, как мне понимать происходящее? Мне без конца сниться моя умершая мама и просит отдать ей долг – сорок рублей. Но в жизни у нас с мамой было такое единство, союз и любовь, что ни о каких долгах или счетах вообще речь никогда не шла. Этот случай для меня из ряда вон, ничего не могу понять». Сначала мне тоже было не понятно, но помолившись, я спросил, была ли ее мать церковным человеком, ответ был стандартным – Как все.—Да, часто мы живем именно так, забывая слова Господа о широких вратах и пространном пути, ведущих к погибели, тогда как призваны Господом идти узким путем православной христианской жизни. Мне стало ясно, мать этой женщины просит за нее молиться. «Как молиться?», объяснив, что молиться можно самой дома, но необходимо и в храме подавать записки на литургию и на панихиды, а еще лучше подать на сорокоуст, и стоит он в Лавре как раз сорок рублей. Встретив опять эту женщину через несколько дней, узнаю, что после подачи записки мама прекратила ей сниться, потому что началось за эту душу церковное поминовение.
Нам православным людям надо относиться к этому великому таинству очень и очень серьезно. Однажды некий монах входит во дворец императора, но стража его останавливает, спрашивая : «Куда ты идешь?». Монах отвечал, что идет в гостиницу. Рассерженные слуги начали выгонять непонятливого монаха, продолжавшего называть дворец гостиницей, и хотели его уже поколотить, но случившийся неподалеку сам император заинтересовался происходящим. Он пригласил монаха войти и тоже стал объяснять, что это здание дворец, но вовсе не гостиница. Тогда и странник в свою очередь спросил императора :
«А кто жил здесь до тебя?» — мой отец,
«А до твоего отца?» – мой дед,
«А кто будет жить после тебя?» – мой сын,
и заключил: «Какой же это дворец, если в нем перебывало столько людей, это настоящая гостиница, которую и ты в будущем должен оставить».
Нам с вами тоже надо учиться философствовать и помнить, в вечность никто не заберет с собой ни картинки, ни ковры, ни маши¬ны. Человек должен понимать, все это не его, ему достаточен — минимум вещей. Там в вечности нам пригодятся только добрые дела. Человек умер, остались лишние вещи, т.е. заранее он не по¬безпокоился о своей собственной душе. Однако и в наше время не¬которые люди готовятся к смерти серьезно, как готова была к ней одна духовно близкая монахиня И. Зная, что больна раком, она про¬дала свое имущество, разделив деньги и родным и монастырям, раз¬дала все вещи, т.е. приготовилась, не убаюкивая себя никакими фантазиями – А может еще поживу? Кончина же была самая благочестивая, священники причащали каждый день, мало того очередь стояла, такому добрейшему человеку каждый хотел чем-то послужить напоследок. Похоронили ее в монастыре за алтарем храма. Почему же все так произошло? – потому что думал заранее. Большинство же думает о чем угодно, кроме самого главного. Бояться смерти не надо, ведь никто ее не избежит, только была бы чистая совесть в этот момент. Господь нас о чем и предупреждает, — В чем застану в том и сужду. Дай Бог, всех нас застать в православной вере, добрых делах, особенно когда мы помогаем кому либо, чтобы ангелы, встречающие нас могли сказать: «Детка, пошли домой».
Всем желаю помощи Божией, благодати Господней, а Литургия и панихида, во время которых мы сугубо молились за своих родных и близких послужила их душам облегчением и очищением.
АМИНЬ.
Игумен Мелхиседек
АМИНЬ.