Во имя Отца, и Сына, и Святого духа!
Сегодня, дорогие и возлюбленные в Господе братья и сестры, в этот воскресный день, вся полнота Православной церкви вспоминает собор новомучеников и исповедников российских, сотни тысяч духовенства и миллионы православных и просто русских людей, которые пострадали в годину этих искушений.
Одни только маленькие цифры, но которые говорят о страшных фактах: до революции в России было около ста тысяч храмов и часовен, двести пятьдесят тысяч духовенства и диаконского чина, около ста архиереев. На начало Великой Отечественной войны из ста тысяч храмов осталось сто храмов, на 1941 - год по одному храму в областных городах, и то на кладбищах. Из ста архиереев на свободе осталось четыре архиерея и соответствующее количество духовенства: где-то сто - сто пятьдесят человек на всю страну.
Еще одна безбожная пятилетка, и ни одного храма не осталось бы на русской земле. Вот к чему привела кровавая революция, которая начиналась якобы со справедливых требований: Учредительное Собрание, выборность всех сословий, некоторое социальное облегчение, уменьшение рабочего дня, социальные выплаты и прочие и прочие, как казалось бы, разумные требования. Дошло до чего? До революции, с лозунга «Грабь награбленное», «Вся власть – рабочим и крестьянам», «Землю – крестьянам, рабочим – фабрики», а закончилось национализацией и банков, и земель, и закончилось всё это рабством внутри своей собственной страны, потому что на крови счастья не построишь.
Люди хотели справедливости за счет крови, а на крови построить ничего невозможно. Заварили кашу и зажгли котёл, в который во время с революции до 1941 года в Гражданской войне, в сталинских репрессиях, в лагерях ГУЛАГа мы потеряли 20 миллионов наших сограждан, потому что сами же и заварили всю эту кровавую войну, войну за справедливость, революцию, от которой сами и пострадали.
И, самое главное, когда мы с вами учились в школе, мозги были до того у всех прочищены, что мы с вами праздновали Великую Октябрьскую Социалистическую революцию и радовались, что теперь нет буржуев, что теперь бесплатное медицинское обслуживание, которое и тогда было, мы радовались тому, что у нас появилась лампочка Ильича, что мы пользуемся электричеством, радио, телевидением, а не как этот отсталый дореволюционный народ, непонятно, как он жил, - нам так вдалбливалось в голову. Мы радовались бесплатному образованию, которое нам сравнивали, что до революции этого не было, и считали, что революция произошла на пользу, и теперь мы все живем на 120 рублей, но зато у всех всё одинаковое, всё, вроде бы, нормально.
А что произошло? На крови счастья не построишь. Мы обратно вернулись в буржуазный строй. Мы обратно получили, что половина населения находится за чертой бедности. Мы получили то, к чему привела жизнь без Бога: что наша страна на первом месте по количеству самоубийств на душу населения, мы на первом месте по детской беспризорности, мы на первом месте по наркомании, мы на первом месте по абортам, мы на первом месте по пьянству, и ещё, и ещё, и ещё на каких-то мы первых или последних местах.
Мы до сих пор будем это всё пожинать. Мы радовались электричеству, не понимая того, что оно построено на крови. Братскую ГЭС, прочие ГЭС и Беломорканал строили заключенные. Всё, чем мы пользуемся, блага цивилизации, в нашей стране это всё произошло на крови. А к этой крови прибавилось еще уничтожение веры.
Вот почему и безбожие, оно до сих пор в нашей стране так и будет до какого-то определенного момента, до момента вразумления. А это вразумление непонятно, когда наступит, потому что из данных голосования, которое прошло сейчас недавно, оказывается, на выборах победили коммунисты. Людям важно, чтобы было всё, как раньше, не задумываясь о том, что мы – наследники кровавого режима. Коммунисты другими быть не могут. И, ратуя за социальное равенство, но без веры, мы, опять же, на свою голову только собираем гнев Божий.
Многие задумываются: как же так? Двести пятьдесят тысяч духовенства, они что, были самые грешные в этом мире? Как Господь попустил так, что из ста тысяч храмов осталось сто? Почему, для чего, зачем?
Вспомним законы духовной жизни. Перед потопом Господь говорит: «Не будет пребывать Мой Дух с этими людьми, потому что они всё одна только плоть». То, что попустил Господь, огненное очищение нашей земли и Церкви, оно произошло с определенной духовной пользой и спасением нашего верующего народа. Иоанн Златоуст сказал однажды потрясающие слова, которые мы должны запомнить на всю свою жизнь: «У Бога польза больше, чем наказание». В середине 19 века Игнатий Бичанинов говорит: «Отступление везде и повсюду, начиная с нас, духовенства. Если такое безверие будет продолжаться, то православие не доживёт до двадцатого века».
Мы потрясаемся: как же так, какое отступление? Православный народ. Все в храмах, все крестятся, закон Божий во всех школах, крещёные 99 процентов, кроме евреев. А что князь Мышкин говорит Рогожину? «Я тут намедни услышал такую историю. Два крестьянина заночевали в одной гостинице, и один у другого увидел серебряные часы. И так ему захотелось этих часов, которые толком ему и не нужны были, что, когда в одном номере легли спать, один достал нож, подошел к иконе, (которая висела во всех гостиницах, во всех номерах, и Евангелие лежало на каждой тумбочке, как сейчас на Западе), перекрестился, взял нож и со словами «Господи, помилуй!» зарезал своего собрата, вынув у него эти часы».
А другая была история: на большой дороге ограбили и убили человека так называемые «православные» люди. Поделили деньги, залезли в сумку, смотрят, там хлеб, лук, кусок сала. Один начал резать и делить пополам, а другой говорит: «Ты что, нехристь, какое сало Великим постом?». Вот такое было православие.
Епископ Игнатий Брянчанинов. Откройте его четвертый том, проповедь на первый день посещения его Ставропольской епархии, когда он приехал в нее. Его слова в этой проповеди: «Я объехал епархию, и увидел, что духовная жизнь в ней, как мне показалось, на высоком духовном уровне. Люди в этой епархии (приблизительно передаю слова) причащаются четыре раза в год». Это его оценка - «на высоком духовном уровне»! Четыре раза в год! Сейчас в наше время кто причащается четыре раза в год? Да их и православными нельзя назвать! На Рождество, на Пасху… Кто это, кому всё до лампочки? Четыре раза в год. А достаточно было, чтобы быть примерным христианином, раз в год причаститься и получить справку для работы, что такой-то такой-то исповедовался и причастился. Безбожие и лицемерие.
«Не будет пребывать мой дух с людьми этими, потому что они всё – плоть». И калёным железом, руками коммунистов всё это выжигается – до ста храмов. А что потом? А проходит время. И сейчас 2012 год. Из ста тысяч храмов сейчас по всей старой границе Империи у нас около 30 000 храмов, мы дошли только до одной трети! И около 40 000 православного духовенства, то есть, одна пятая от того, что было до революции. Но с каким содержанием? Теперь скажи человеку, что четыре раза в год нормально причащаться – так никто не считает.
Евангелие не читали. Александр Второй, император, прочитал Евангелие на десятый год восшествия на престол. Православный император, князь Церкви, который причащался в алтаре, который был дважды миропомазан: однажды перед крещением, а другой раз на царство.
И вот мы здесь задаемся вопросом о пользе и смысле страданий. Еще одно: после революции и после Великой Отечественной войны, сначала первая волна эмиграции и везде – русские православные храмы по всей Европе. А во вторую волну эмиграции православие дошло и до Америки, до Северной и до Южной. В Чили, Бразилии, Аргентине, Венесуэле, Панаме сроду не было православного храма. И вот это рассеяние, которое, казалось бы, зло, испытание, трагедия, а Бог смотрит не на это. Бог смотрит на пользу души. У Бога польза больше, чем наказание. И наказание не от слова «мщение», а от слова «наказ» – «научение». Маленькой бедой Бог избавляет нас от большей.
Один человек, с которым я лично общался, говорил мне: я попал в тюрьму. Пять лет. А в тюрьме была молитвенная комната, не было священника, но была библиотека православной литературы. И я бы согласился еще отсидеть пять лет, лишь бы только соприкоснуться тем, с чем я соприкоснулся: с переворотом в своей душе мне открылся Бог, вечность, смысл жизни, смысл Заповедей, Евангелия, и я понял, что Богу не нужно моё благополучие, Богу нужна моя бессмертная душа. Я не хотел тратить время на еду, на сон, на свои нужды. У меня не было свободной минуты, чтобы заняться чем-то другим, кроме духовной жизни, а когда я вышел, я несколько лет не могу найти время, чтобы взять в руки Евангелие тех отцов, которых я читал. Всё приходится с огромным трудом выкраивать, хоть обратно возвращайся, чтобы время появилось. Вот как человек оценил. Мы говорим – трагедия, беда, а для него это было целое открытие.
Кто-то говорит про трагедию нашей жизни. А старец Паисий Афонский сказал: «Если ты страдаешь, как тебе кажется, несправедливо, ты откладываешь на сберкнижку, если ты страдаешь за свои грехи – ты платишь по счетам». Если, говорит Иоанн Златоуст, ты страдаешь несправедливо, то ты уподобляешься золоту, огонь искушений придает тебе большей блистательности. Если ты страдаешь за свои грехи, то ты огнем испытаний, огнём искушений очищаешься от этой ржавчины, как железо. «Бог слишком нас любит, - сказал Иоанн Шаховской, святитель, - и он не даст нам уснуть в нашем благополучии и в нашей успокоенности в жизни без Бога». Маленькой бедой Бог отводит нас от большей.
И, когда мы, в нашей повседневной жизни, будем сталкиваться с той или иной проблемой, потому что вся наша жизнь из проблем, мы должны в первую очередь знать: это не могло быть без ведома Бога, в этом есть какая-то духовная польза, только я пока не понимаю, какая. И не этот человек виноват, и не он является для меня орудием мщения, какой-то беды, а, прежде всего, чтобы это послужило мне для какой-то духовной пользы. Какой? Об этом надо просить Бога, чтобы пришло вразумление: для чего и почему.
Одни из святых приводили такой пример. Ножик разрезал яблоко, в яблоке оказался червяк. Яблоко плачет и говорит: какой нехороший ножик, из-за него у меня внутри оказался червяк. Ты наивное, яблоко! Ножик только показал, что у тебя скрывается под этой красивой, казалось бы, здоровой, оболочкой.
И Господь нам говорит. Апостол Павел в Послании к Евреям пишет: «Кого Бог любит, того наказует». Не наказывает, а наказует, то есть научает. Кто остается вне научения? На кого больше нет надежды - на его исправление.
Однажды увидел один человек процессию, за которой шли много людей, оркестр, плакальщицы нанятые, и вдруг увидел другую процессию: хоронили какого-то подвижника в этом городе, благочестивого человека, и за его гробом шли только его преданные близкие друзья. И тогда человек посмотрел на небо и возопил: Господи, какая несправедливость! Это же крохобор, это же процентщик, это человек, который принес много зла, и жизнь у него была, как казалось, в достатке и, как бы мы сейчас сказали, всё было в шоколаде. И даже кончина у него такая, достойная. И, зная этого подвижника благочестивой жизни, который всем помогал, молился, был добряком в этом городе, и так влачил существование, и кончина такая же: бесславная, в каком-то простеньком гробу. Господи, какая же у тебя несправедливость! И тогда слышит голос с неба: «Человек, которого хоронят с почестями, он при жизни помогал и своим друзьям, и своей семье, и какие-то добрые дела были за его душой, и я в этой жизни дал ему за те добрые дела, которые были за его душой. А в вечности он будет расплачиваться за то зло, которое в жизни совершил. А у праведника были кое-какие грехи и недостатки. В этой жизни он их искупил своим страданием, но там, в вечности, он будет вознагражден за свою добродетельную, святую и праведную жизнь».
Кто-то скажет: а нам бы хотелось в этой жизни, чтобы мы по своей добродетельной жизни всё получили здесь. Хотелось бы так, но не всегда и со всеми это бывает, потому что кто-то несёт крест разбойника безумного. Как сказал святитель Феофан Затворник Вышинский: страдает, и страдает бесцельно, потому что страдает и ругает Бога, Церковь и судьбу, и свою жизнь, и ничего за это не получает ни в этой жизни, ни в будущей.
И есть крест разбойника благоразумного, который страдает, но страдает со смыслом, потому что говорит, и думает, и так считает: достойный, господи, по делам моим приемлю, помяни мя, Господи, во царстве Твоём. И тогда его страдание обращается в искупление и в спасение и очищение его души. Потому что кто-то из мудрых людей сказал: страдание прекращается тогда, когда человек до конца принимает его. До конца принимает его. Когда скажет: да, Господи, достоин. И когда скажет это слово – «достоин» – тогда будет освобожден от этого страдания.
А когда будет в душе роптать и говорить: почему, зачем всё мне? Да я верую, да я – десятину, да я исповедуюсь, да я причащаюсь, да я - примерный семьянин, утренняя и вечерняя молитвы, святая пятница, добрые дела, дела милосердия и прочее… Почему всё мне? Неужели я это всё заслужил? Когда так будет думать человек, тогда он никогда не найдет в своей жизни ни стержня, ни покоя, ни мужественного отношения к жизни, самого главного – верного отношения к жизни.
Потому что порог вечности придётся переступать всем. Самая страшная кончина – кончина внезапная. А если Господь в старости, ну, и, может быть, не только в старости. Сегодня у нас было епархиальное собрание, одному архимандриту нет еще 60 лет, отец Гавриил, служил в Параскеве Пятнице, надо за него молиться. Рак крови. Был 120 кг – сейчас осталось 80. А человек говорит: Бог дал – Бог взял. Вечных людей нет. Такова воля Божия. Прошу только одного: Господи, дай терпения!
А кто-то в этой ситуации наоборот: «Да я молилась, да я причащалась, да я – акафисты, да я исповедуюсь, а почему я болею, почему я страдаю?». Ты что, вечно хотела жить? Человек сам себе нарисовал то, чего в жизни не бывает, и страдает оттого, что живет не по реалиям, а живет по фантазиям своим безумным, животным, плотским фантазиям. А апостол Павел говорит: «Живем ли – для Бога живем. Умираем ли – для Бога умираем. Поэтому живем ли или умираем – для Бога умираем и для Бога живем. Я, говорит апостол Павел, не знаю, что я буду там, я только знаю, что буду подобно Ему, потому что увижу Его как он есть, и Он смертное мое тело преобразит так, что оно будет сообразно воскресшему телу Христову».
Оно будет сообразно. Вот почему святые отцы толкуют это место священного писания, что все люди, и маленькие, и большие, и старые, и молодые, и совсем дети, воскреснут в возрасте Иисуса Христа, который, уничиженный, мое тело преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его. Сообразно. Вот какая у нас перспектива. Вот какое у нас должно быть отношение к внезапным ситуациям, которые могут произойти в нашей жизни. Благословляй свою жизнь – и она будет благословлена. Будешь проклинать свою жизнь – и она будет проклята.
Как говорил Златоуст - благодари Бога за скорби, и скорби минуют. Благодари Бога за радости – и радости умножатся. Благодари Бога за всё, не только сладкое, не только приятное, не только тёплое, не только пушистое мы должны принимать от Бога, а всё, что в жизни происходит, надо говорить – такова воля Божия.
Кроме последствий наших безумных грехов и непослушной жизни. На это воли Божией нет. На это есть попущение воли Божией. Мы поперли туда, куда нас не просили, за это пострадали и потом говорим: ну, такова воля Божия. Нет! На твою дурь никакой воли Божией не было. Это твоя воля, это твой выбор, и это твои последствия твоей жизни. Но если покаешься, то эти последствия могут быть обращены к добрым плодам. Человек попал в тюрьму по своей дури и по своим грехам, но в нем осталась чуточка человечности, и эта беда послужила для человека спасением, потому что он правильно воспользовался этими событиями, этими приключениями, о которых апостол Иаков говорит: братья, с великой радостью принимайте, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение, терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте. Чтобы вы были совершенны во всей полноте.
И поэтому будем у Бога просить в этот святой день, когда мы празднуем страдания тысяч и тысяч наших собратьев, наших христиан, монахов, иерархов, священников, дьяконов, которые прошли через это страдание, но страдание для многих из них явились очистительной жертвой всей их жизни.
Кто-то пострадал за свои грехи. А еще я забыл сказать про третий крест – крест Спасителя. Он страдал не за свои грехи – за наши грехи. Есть страдание человека, когда посылается такое страдание вместо кого-то, человек страдает: тот, который может вобрать в себя это страдание. Господь разделяет это страдание с мужественной душой вместо души родных и близких, которые бы этого страдания не понесли, а впали бы в ропот, безверие, сомнение и отошли от Бога. Кому-то, редким мужественным душам, посылается крест Спасителя, который страдает не за себя, а во спасение других людей.
Вот такая тоже есть правда Божия. А нам надо про свою правду забыть, и отставить свою правду куда-нибудь подальше. Потому что правда Божия – она не как наша правда.
Будем молиться об этом, об укреплении нашей с вами веры. Будем молиться о нашем мужественном отношении к жизни, к испытаниям, которых хватает и маленьких, и больших, у каждого из нас. Будем просить самого главного, чтобы мы сохранились и остались в вере, надежде и любви. И самое главное – чтобы наша с вами вера приносила плод: у кого в тридцать, у кого в шестьдесят, а у кого во сто крат. Аминь.
игумен Мелхиседек (Артюхин)