Главное

Расписание богослужений

AI_04260901_May._07_23.51Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В наших святых богослужениях звучат такие слова: «Великий пост светло начнем». Именно светло! Не какое-то другое слово, а именно это предначертано нам Святой Церковью в начале великого поприща, в начале великой надежды, в начале великого пути по исцелению нашей с вами души, потому что пост святые отцы называют «весной для души».

Здравие тел, хранитель целомудрия, хранитель супружества, восстановление благодати, исцеление грехов, потребление страстей, умножение ревности, хранение девства, благодати и радости умножение – это все о посте говорится. И мы надеемся, что это поприще Великого поста принесет нам эти плоды.

Но Господь вначале предуказывает нам с вами путь и условия, при которых мы можем правильно, верно, совершенно и благодатно начать это поприще. И Господь нам сегодня говорит: «Если вы оставляете людям прегрешения ваши, то и Господь оставит вам прегрешения ваши».

А на церковно-славянском языке это звучит: «Отпустите прегрешения ваши». А на русском языке звучит: «Если вы оставите, простите согрешения». Вот интересно, какая между этими словами разница? На церковно-славянском языке – «отпускайте людям согрешения ваши, и вам отпустится», а на русском – «прощайте, и прощены будете».

Здесь есть люди, уже определенного возраста, которые знают, что такое спазм… Многие люди знают, что такое спазм икроножной мышцы, бедренной мышцы, знают, что такое спазм желудка, знают, что такое гипертонический криз или мигрень.

И когда такие из этих перечисленных болезней – может быть, и другие – проходят, мы говорим такие слова: «Отпустило». Потому что свою ногу простить нельзя. Можно только молиться о том, чтобы это «отпустило».  Про желудок тоже – ему ничего не скажешь, надо что-то выпить, чтобы «отпустило». Потому что если это «не отпускает», то это страдание.

Мало простить, надо еще и отпустить, отпустить от сердца. Потому что прощение – ну, это в большей части иногда бывает только на словах. А надо именно отпустить – отпустить эту ситуацию, отпустить этого человека. Отпустить откуда? Из сердца и ума, не носить эту обиду долго, потому что обида – она созвучна со словом «беда».

О-би-да. Это беда для кого? Для каждого из нас, в первую очередь для того человека, который держит эту обиду. А держит человек обиду по большой гордости, самолюбию и эгоизму.

Когда я однажды был у старца Христофора, духовника Тульской епархии – бывал не один раз, и он почему-то из раза в раз повторял один и тот же пример, наверное, для того, чтобы это больше и сильнее запомнилось.

Он приводил такой пример: «К одному старцу пришли завистники и говорят: «Старец, а ты гордый!» «Ну да, помолитесь обо мне!» «Старец, а ты тщеславный!» «Ну, помолитесь обо мне!» «Старец, а ты жадный!» «Помолитесь обо мне!» «Старец, а ты болтливый!» «Ну, помолитесь обо мне!» «Старец, а ты врешь постоянно!» Он: «Ну, помолитесь обо мне!»

Они только еще хотели рот открыть, а он им говорит: «А если бы вы знали, что у меня внутри находится, вы бы мне вообще в лицо наплевали!» Они слушают и ничего не могут понять. Они хотели его вывести из себя, потому что он… Его люди видели, и он был именно таковым – его почитали за праведника, почитали за человека святой жизни.

Ну, а человек святой жизни – это, прежде всего, в личных делах и в личных отношениях миролюбие, доброжелательность, долготерпение, потому что на «тяв» «тяв» нельзя отвечать, зло злом не исцелишь, и нанесенную обиду не исцелишь.

Я забыл, что он так и говорил: «Лучше быть обиженным, чем обижать». Он еще дальше сказал, более страшные вещи – для нас страшные: «Лучше быть убитым, чем убивать». Понятно, что из нас вряд ли кто-нибудь такую меру принесет, но Господь нам показывает основание, фундамент, с чего мы должны начать.

В сегодняшний день, который так и именуется – «Прощеное воскресенье», вспомните, где, с кем, когда поссорились. Позвоните, примиритесь. Особенно не тяжело это будет делать в храме, когда в храме братья и сестры, с которыми у нас мир, любовь, согласие, понимание.

Тяжелее это сделать с теми людьми, которых в храме как раз и не будет. И вот весь этот воскресный день и даже весь пост – может быть, и для этого. Позвоните, наберите номер, чтобы как-то объясниться, или по Интернету, если уж, так сказать, не получается на словах. Но шаг от себя надо сделать. Шаг от себя надо сделать, и надо это от-пус-тить.

Отпустится этот спазм, спазм мозгов, и спазм души, и спазм сердца, потому что сердце – оно бывает сковано, спазмировано этой злобой, недоброжелательностью и обидой.

И самая главная обида – она из-за большой самооценки, из-за большого мнения о себе. И, как сегодня сказал отец Игорь: «Если бы мы с вами помнили, что нам действительно на суд – нам, не кому-нибудь, не ей, не тебе, нам на суд! – то нам бы никакого дела не было, что сказали, кто сказал, зачем сказал».

Есть очень хорошая восточная пословица: «Каждая овца будет подвешена за свою ногу». И, когда мы попадаем в больницу, мы историю болезни своего соседа не листаем, нам дай Бог чуть-чуть подлечили бы давление, чуть-чуть подлечили бы сердце, а уж что там у других…Ну, так, советуемся, какие таблетки помогают, а уж какие там проблемы и как там лечится – это, так сказать, его дело.

И поэтому мы свою историю болезни должны изучить. Мы сами должны просить у Господа: «Господи, дай нам зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего», - это Иоанн Златоуст. Потому что увидеть свои грехи – это больше, чем увидеть ангела.

Мы все в благодушном состоянии, потому что мы толком духовную жизнь не начинали, глубины покаяния у нас почти ни у кого нет. Почему? А потому что мы считаем себя среднестатистическими христианами – ну так, вроде уже и в храм ходим, и молимся, и исповедуемся, и посты соблюдаем. Но кто-то из святых сказал: «Вот представь себе: комната, и там утром человек проснулся, а шторы зашторены. Он просыпается, и что он видит? Видит подушку, видит кровать, видит шкаф. Потом открыл ставни, открыл шторы – смотрит, тапочки, которые никак найти не мог, увидел. А потом, когда совсем ставни открылись, и луч света проник в комнату…»

Вот мы с вами сейчас все в темноте просыпаемся, на работу идем в темноте из-за этого времени, непонятно какого. Но вот летом, когда хорошая погода, луч солнца через какую-то узенькую, маленькую дырочку попадает – и что мы видим? А мы на этом луче солнца видим – высвечена пыль, которой мы дышим, но которую не видим, которую видим только на столе, если не убираемся.

Вот кто-то из святых привел такой пример: чем меньше света, тем меньше мы видим. А мы Господа называем «Христе Свете истинный». И когда человек идет к Свету, больше высвечивается его недостатков, каких-то неправильностей его мыслей, его слов, его поступков.

А когда этого нет, то кажется – все нормально, никакой пыли нет, и постель заправлена, и обувь вроде не раскидана, и книги на месте, и все убрано. Стоит только свет зажечь – и видно, что ничего-то и не убрано.

И вот Великий пост – он именно для того, чтобы увидеть пыль и беспорядок в своей душе. А для чего увидеть? А для того, чтобы поправить. Потому что так радостнее, когда мы навели порядок в своей собственной душе.

Святая Церковь так нам и говорит: «Пост светло и радостно начнем!» Почему? Это шанс! Шанс стать другими, шанс стать божьими людьми. И поэтому нам апостол Павел так и говорит: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную».

Сегодня Господь нам в Евангелие говорит: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». И поэтому у нас должны быть жизненные приоритеты, чему мы больше посвящаем времени – телу или душе?

И Господь сегодня останавливает нас в этом бесконечном беге, бесконечной круговерти, бесконечном попечении только о земном. Да, действительно, у нас есть духовная жизнь, но так она несоразмерна по своему времени, по своей отдаче, по своей вдумчивости, по своей заинтересованности, так она несообразна с тем, что мы посвящаем для того, чтобы заработать деньги, поесть, попить, одеться! Если сравнить это время, которое мы тратим на это, и то время, которое мы тратим на душу – эти вещи будут несопоставимы, несопоставимо малы.

Господь перед началом поста нам об этом говорит, что вы должны стремиться к сокровищу, которое за вами пойдет на небо. Святитель Василий Великий говорит: «Давайте сейчас делать дела, которые пойдут за нами в вечность».

За нами в вечность пойдет покаяние, и молитва, и доброделание – вот что за нами пойдет в вечность. И вот мы об этом должны и размышлять, и думать, и молить Господа в эту предстоящую Седмицу, хотя бы эту неделю, о которой нам Святые Отцы говорят: «Как ты начнешь Великий пост, так ты проведешь его весь», - как эту первую неделю.

Как ты проведешь Великий пост, так ты проведешь весь год, потому что пост – это начало благословения Божия на весь год. Недаром он в начале года – февраль, март, а потом уже апрельские, майские дни, и пошло уже такое, так сказать, время особое – лето и прочее, попечения, труды у всех.

Так вот чтобы весь год был благословленный, мы частичку своего времени, частичку своей души посвящаем Богу и посвящаем вечности, чтобы сейчас, уже реально здесь, дышать воздухом вечности, без которого душа задыхается. И задохнулась бы, если бы не эти постовые дни, если бы не этот Великий пост, если бы не это великое очищение души, не великие благодатные дни, наполненные покаянными молитвами, наполненные длинными службами, наполненные временем, посвященным для души…

И молите Бога о том, чтобы Господь дал вам силы, а самое главное – желание в эти дни быть с ним. Поэтому постарайтесь заранее где-то пораньше сделать свои дела на работе, побыстрее их сделать, чтобы побыстрее освободиться.

Перед работой, накануне вечером пораньше лечь, чтобы были силы пораньше встать, прийти хотя бы на маленький кусочек времени на службу до работы, на 20-30 минут, потом на работу. После работы тоже на какое-то время забежать в храм. Хотя бы не столько телом, сколько душой быть в храме Божием.

И канон Критского, если не будет у вас такой возможности, – потому что люди порой работают по 12 часов в день, с 9-ти до 9-ти, может быть, не у всех будет такая возможность, – возьмите с собой или в машину, или на работу, или после работы, дома прочитайте. Чтобы быть вместе с церковью, чтобы быть в этом едином молитвенном потоке божественной благодати, чтобы слиться и мыслями, и чувствами, с молитвой и с жизнью Церкви.

Не надо оправдываться тем, что мы в работе, потому что старец Силуан Афонский сказал: «Любить Бога никакие дела не мешают». Было бы только желание! И начальник, может быть, подобрей станет в эти дни, а может быть, если честно сказать, куда тебе надо, сказать, что в следующие дни отработаю сполна – может быть, и так. Я знаю людей, которые вообще иногда за свой счет брали отпуск на Первую и Страстную Седмицу.

А перед вами покаюсь: я, когда учился, на Страстной неделе учебу просто прогуливал. За это мне попадало, но радость участия с жизни Церкви – она, конечно, восполняла все те, может быть, проблемы и трудности, которые возникали. Потому что было скучно просто так, бездарно потратить это драгоценнейшее время.

Была бы ревность, было бы желание, была бы эта искорка божественная. Этот труд ради Бога – он потом восполнится сторицей.

Кстати, о сегодняшнем толковании слов «помажь голову твою елеем», маслом – это значит, наполни свою голову мыслями милосердия, наполни ее милостью, потому что «елей» так и переводится: «елей» значит «милость». Наполни твою голову делами милосердия и наполни твою голову правильными, праведными мыслями.

Это повеление Господа о молитвах и о делах милосердия. И про них мы должны помнить весь пост. И нам Златоуст так и говорит: Пусть у поста будут 2 крыла – это молитва и милостыня, потому что без этого пост будет только одно внешнее делание, потому что смысл поста – преображение души, не воздержание только от еды, а воздержание от греха, воздержание от слабости.

Не надо никогда забывать об этих делах, о делах милосердия, которые, говорит нам Златоуст, «они разнообразны, но больше – милостыня, оказанная душе». Душе, а не телу.

Но все начинается с малого – со звонка, с участия. Сейчас многие болеют гриппом. Вчера мне прислали одну смс-ку, очень радостную. «После службы, - пишет одна, - иду к Ане, потому что у нее грипп, купить продукты». Думаю: «Господи, да если бы у нас так все делали!»

Вот это правильное и верное устроение нашей с вами души. Не только зацикленность на своем личном покаянии, но и самое главное – о плодах этого покаяния. А плоды нашего покаяния – это уподобление нашему Господу в милосердии.

И вот тут задали вопрос: «А как, если мы не видим людей, которым можем оказать напрямую дела милосердия, как нам быть? Потому что вроде бы и хочется, и есть какая-то возможность, но как конкретно?»

У святых отцов есть такой совет, как проводить по-настоящему пост. Они говорят: «Вот сколько ты хотел потратить на свое питание, если бы не было поста». А когда наступил пост – понятно, что уже не покупаем мясо, рыбу, другие продукты, еда становится попроще. И вот он говорит: «Если ты на этом сэкономил немного денег – отдай это нуждающимся людям, и тогда твой пост будет подкреплен их молитвой». Ты кому-то помог. Из-за того, что ты постишься, ты кому-то помог из этих денег, и они стали молиться за тебя.

Вот недавно я слышал о делах милосердия, как сейчас идет спор: в чем лучше держать деньги, потому что экономический кризис, падает доллар, падает евро, люди думают, в чем держать деньги. Кто-то из мудрых людей сказал, вернее, есть такая голландская пословица: «У савана карманов нет».

Конвертировать наши деньги для вечности можно только через дела милосердия. Сколько бы ни копил, ты их туда можешь послать только одним способом – только через дела милосердия.

И один владыка недавно про дела милосердия и про конвертацию рассказал одну историю. Умерла десятка. Попадает наверх. Ей преграждают путь на небо. Спрашивают у нее: «Ты кто?» «Я – десятка». «А почему ты такая, вся потрепанная, грязная, затертая?» «Ну, жизнь у меня такая». «Ну ладно, проходи».

Потом пятидесятка попадает на небо, тоже хочет туда. Тоже посмотрели – вроде труженица такая, тоже вся грязненькая, помятая. Вроде неохота было пускать, но тоже пустили. Так же и сотку пустили.

Вдруг идет пятитысячная. Ее останавливают. Она говорит: «Как же так?! Смотрите – только из банка! Чистенькая, поглаженная, хрустящая, красочная, новенькая! А эти все какие-то замызганные передо мной были – десятки, пятидесятки, сотки – все мятые, все какие-то жеваные, грязные!» А ей говорят: «А вам на небо нельзя! Мы вас в храме ни разу не видели».

Это о наших и ваших делах милосердия. Потому что там вдруг можно оказаться без денег, или что туда послали – то нам обратно и отдадут: десятки и пятидесятки. Поэтому нам апостол Павел так и говорит: «Сеющий скупо скупо и пожнет, сеющий щедро щедро и пожнет».

У нас в храме есть кружечка, которая называется «На дела милосердия». Вот ты не знаешь, кому конкретно помочь, а мы знаем, кому конкретно помочь. Так что вы через руки Церкви станьте руками для нуждающихся людей. Вот тогда это будет и начало, и содержание поста, и, самое главное – содержание нашей с вами духовной жизни.

Самым главным, потому что Господь нам так и говорит: «Потому все узнают, что вы ученики мои, если будете иметь любовь, - любовь, любовь! - любовь между собою». Ни о посте речь не шла, ни о молитве не шла речь, ни о псалмах, ни о двадцатке, ни об одежде, ни о среде, ни о пятнице – это всё средства к тому, чтобы изменилось чуть-чуть наше с вами сердце.

И вот дай Бог, чтобы мы все через делание поста, через борьбу со своими недостатками, страстями, со своей ленью, со своей бесчувственностью, немилосердием, а самое главное – гордостью и эгоизмом, чтобы хоть чуть-чуть мы встали, на одну маленькую ступеньку, за время этого Великого поста. И чтобы светлый праздник Святой Пасхи встретили радостно, победителями – победителями, прежде всего, самих себя.

Как однажды биографы на одной из конференций встретились, изучали подвиг и жизнь Александра Васильевича Суворова. И насчитали все эти историки – считали, и так до сих пор считается – что у него было 48 блистательных побед и ни одного поражения.

А потом один историк встает и говорит: «Коллеги, я с вами не соглашусь. Я считаю, что у него было 49 побед». Они все начали листать свои записные книжки, начали сверяться друг с другом, по компьютеру, говорят: «Нет, 48! Это мнение абсолютного большинства. Вы, профессор, неправы».

«Нет, - говорит, - 49! Потому что самой первой победой была победа над самим собой. История говорит нам о том, что он родился чрезвычайно больным, немощным мальчиком. Потом обливался холодной водой, скакал на лошади, рыл, лазил, копал, стрелял и прочее, до тех пор, пока не стал этим самым Суворовым. Это был подвиг над телом! Это была первая победа – над самим собой». И вот с этой победы, с духовной победы, победы, прежде всего, над самими собой мы должны начать этот Великий пост.

Мне однажды пришла смс-ка, – я служил в армии, и с 23-м февраля меня тоже поздравляли: «С Днем защитника Отечества! Всяческих побед… над собой!»

Как прекрасно! Вот на путь этих славных побед мы сегодня становимся, в начале Великого поста, на путь славных побед над самими собой. Бог нам всем да будет в помощь, и святые апостолы, и Оптинские старцы пусть хранят нас на этом всерадостном поприще Великого поста.

Приходят на исповедь, говорят: «Батюшка, так и так, доесть надо было – вот в понедельник доедала». Ну, что это за дела – «в понедельник доедала»? А вы знаете, что в понедельник, наоборот, настройка, понедельник, наоборот, камертон такой. По возможности, такой серьезный пост, чтобы как-то потом настроиться.

Кстати, Златоуст так и говорит: «Пост еще потому хорош, что он придает вкусность еде». Нам всем уже за Масленицу все надоело. Вот надо первый день не поесть, второй не поесть – ух, какая тогда жареная картошка будет сладкая, макароны и прочее! Поэтому это тоже определенный настрой.

Помоги нам всем, Господи.

Игумен Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция