Главное

Расписание богослужений

480103_356271641159111_1525610268_nВо имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Только что мы слышали покаянные слова молитвы: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». И только что перед этим слышали самые главные слова, которые Христос произносит после Своего воскресения, мы слышим не раз в воскресных Евангелиях эти слова: «Мир вам, мир вам, мир всем». И мы слышим эти слова о мире каждую Божественную Литургию, каждую божественную службу. Значит они были самыми главными, значит они были жизненаправляющими, эти слова о такой тонкой материи как мир между братьями, мир между нами. Покойный отец Матфей Мормыль, который многие годы был регентом хора Троице-Сергиевой Лавры, однажды на день Торжества Православия, поздравляя семинаристов после Божественной Литургии, сказал: «Для многих пост закончится после этой первой недели». Многие не поняли – еще целых шесть недель. «Для многих этот пост закончится после первой недели». – «Почему, батюшка?» – спросили у него. – «Потому что начнут жить так же, как жили до поста. Многих из них хватило только на одну неделю. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови в утробе моей. Дай мне зрите моя прегрешения и не осуждать брата моего».

В самом начале поста предупреждали всех об этих постовых искушениях, которые были, есть и будут. Из-за чего это случается? Когда человек не может справиться со своими мыслями, ему кажется, что кто-то неправильно сказал, ему кажется, что кто-то неправильно сделал, ему кажется, что кто-то неправильно подумал. Есть русская пословица: если кажется, то надо креститься. У преподобного Арсения Великого спросили: «Что ты нашел на пути твоей монашеской жизни?» Он сказал: «Если человек не пойдет путем самоукорения, он нигде и никогда не найдет покоя». Нигде и никогда не найдет покоя – ни в семье, ни на работе, ни с соседями, ни в храме, – если не пойдет путем самоукорения. Чтобы мы слышали волю Божию, чтобы мы жили по воле Божией, чтобы наша жизнь не была обусловлена ничем кроме одного – кроме жизни по воле Божией и верности Богу. Больше ничем наша жизнь не должна быть обусловлена. А мы свою жизнь обуславливаем: было бы хорошо, если бы муж был такой-то; было бы хорошо, если бы дети поступали так-то и так-то; было бы хорошо, если бы начальник делал бы то-то и то-то; было бы хорошо, если бы мои братья и сестры делали то-то и то-то, – вот тогда бы у меня была нормальная, счастливая жизнь. А как им надо жить, я им еще подскажу. А человеку никогда и никого еще в жизни не удалось исправить, кроме самого себя. И с самого себя надо начинать. Господь так и сказал: «Мы не живем по воле Божией, из-за этого все наши проблемы». А какова воля Божия? Господь в Евангелие говорит: «Лицемер, когда ты захочешь вынуть сучок из глаза брата твоего, то прежде вынь бревно из твоего глаза, и вот тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». Господь показал: все, что внутри нас – это бревно; все, что в других глазах – это сучок. Но мы всегда хотим вынуть сучок из чужого глаза, не вынимая из своего собственного. И в этом все наши проблемы. Мы не от себя в жизни что-то требуем и не смотрим на самих себя, чтобы самим стать примером, чтобы самим так не поступать, как мы хотим, чтобы поступали по отношению к нам, и в этом все проблемы.

Все в жизни четко и иерархично. Все объяснено, порядок нашей с вами духовной жизни, семейной жизни. Жена пусть во всем слушаем мужа, тот живет по воле Божией, дети слушают родителей, нет родителей – младший брат слушает старшего. Даже два человека – и то кто-то из них кого-то должен слышать, за кем-то должно быть последнее слово: за отцом, за матерью и за старшим. Вот это старшинство – оно в церкви и в нашей жизни в Евангелие определено. Все проблемы возникают, когда хотят встать наоборот – чтобы старшие подчинялись младшим или последнее слово было за младшими. Но это тогда будет не воля Божия, это будет анархия. И как оберегается этот жизненный, духовный принцип… я был потрясен. На первую неделю открываю Библию, решил хоть немножечко, но почитать Ветхий Завет. Открываю Ветхий завет и читаю среди прочих слов такие слова: «Ударившего отца или мать побейте камнями. Злословящего отца или мать побейте камнями», – чтобы оберегать этот принцип жизни. Чтобы вот исполнялась такая воля Божия – старший слушает младшего. Правы они, не правы, так это не так, но вот так установил Бог. Конечно, то, что не касается конкретно греха, а то, что касается нашей повседневной жизни, то, что касается понятия послушания, уважения, доверия и любви. И когда человек ищет, как исправить других не исправляя себя, тогда такой человек никогда и нигде не найдет покоя.

Рассказали здесь недавно одну историю, одну легенду, которая касается нас. Прилетели грачи где-то в районе Битцевского парка, начали искать там гнезда. Искали-искали гнезда. Младший грач прилетает к старшему и говорит: «Слушай, нашел гнездо очень хорошее, вроде и снег не так сыплет, и храм видно. Но только одно немножко не устраивает – запах какой-то дурной». – «Ну еще немножко поищи». Еще поискал, нашел еще одно гнездо: «Такое хорошее – и мало дует, и еще ближе храм, свежий воздух. Он там, на горке». – «А что тебя не устраивает?» – «Да запах какой-то дурной». Летал-летал целую неделю, облетал семь гнезд, на седьмом гнезде прилетает и говорит: «Вот все устраивает». – «Ну что же тебя не устраивает?» – «Да запах какой-то дурной». И старший грач младшему говорит: «Слушай, брат, иди помойся».

И вот это наша жизнь. Вот все чего-то не так, какой-то запах везде, а он внутри. Я подумал: а почему сейчас вдруг память святителя Григория Паламы, учителя молитвы, учителя внутренней жизни. Дело в том, что как бы мы ни хотели быть лучше, мы понимаем, что эта наша проблема, это наша жизнь. Мы как жили, мы так и будем жить, к сожалению. Заканчивается пост первой неделей поста, всё. Забыто покаяние, забыты слезы, забыт свой плач, всё. Скинули с себя черные платки, скинули с себя покаяние. Началась опять обыкновенная мирская безолаберная, бездуховная, безмолитвенная, безблагодатная жизнь: опять страсти, опять разборки, опять наезды. Почему? А нет внутренней жизни. Мы смотрим по сторонам, кто как живет, но только не в себя. В себя смотрите. Когда человек психует, говорят: вышел из себя. Так вот весь пост и вся духовная жизнь – чтобы мы вошли в себя и из себя не выходили. А мы все время вне себя. Ну кто в этом виноват? Только мы сами. Мы не можем ввести самих себя внутрь себя. Прп  Исаак Сирин нам говорят: «Запомните это на всю жизнь: праздный ум – седалище дьявола. Если ты не покоришь своего ума Богу в молитве, ты обязательно его покоришь сопротивному». «Дьявол даст тебе работу, если ты не дашь работу своему уму, – говорит старец Паисий. Дьявол заставит тебя работать на себя. Нет молитв, нет покаяния, нет богомыслия, нет памяти о Боге, нет строчки из Священного писания в душе, нет воспоминания о Боге – всё, туда напихает дьявол всё что ни попадя. Потому что праздный ум – седалище дьявола. И недаром сегодня наша Святая Церковь приносит нам на память жизнь, подвиги, труды и учения святителя Григория Паламы о внутреннем делании, о внутренней молитве, о внутреннем покаянии, который говорил: «Если нет внутренней молитвы, нет никакой».

Чтение по молитвослову – это только чтение. Оно должно превратиться в конце концов в молитву. И не только во время утренних и вечерних молитв, а мы всегда должны жить с память о Боге. Сегодня один пономарь сказал после смерти своей мамы: «Она не знала ничего, кроме двух молитв – “Отче наш” и “Богородице Дево, радуйся”, но она всегда жила с Богом». Я вспоминаю, как говорил святитель Феофан. Он говорил: «Начинаете делать – скажите: “Господи, благослови”». Делаете дело – говорите: «Господи, помоги». Сделали дело – говорите: «Господи, благодарю». И так вся ваша жизнь будет не праздной суетой, а будет богослужением. Он говорит: «Моя мать так и поступала. Она брала спички в руки перед тем, как зажечь печку, и говорила: “Господи, благослови”. А я школьник, безбожник, атеист и комсомолец, вот это все видел и думаю: “А при чем здесь Бог и печка?” Он говорит: «Мама, а зачем ты это делаешь?» Она говорит: «А иди ты теперь разожги». Я начинал разжигать – дым в комнате, и ничего не получается. Она говорит: «Господи, благословия», – спички зажигаются, и дым пошел куда ему надо. Вот я видел эту жизнь с Богом и это богослужение, я видел это все практически, когда человек имел эту память о Боге и жил Богом, а знала две молитвы – «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся».

Дай Бог, чтобы мы повнимательнее относились к самим себе. Дай Бог, чтобы мы не пытались всех научить, а пытались научить одного человека, и исправить одного человека, и войти внутрь одного человека – только самого себя. Тогда, когда свое бревно сломаем, сожжем, уберем в сторону, только тогда сможем чуть-чуть подойти к чужому сучку. И ватой промокать чужой глаз, как родители своим детям убирают ваткой – вот только так, но никак не с ножницами, потому что можно поранить.

Дай Бог, чтобы сегодняшняя благодатная память святителя Григория Паламы вновь направила нас к самим себе, вновь нам напомнила о постоянной молитве, которая – не в постоянном чтении Молитвослова, день и ночь, нет. Для богослужения не нужно ничего. Святитель Игнатий епископ Кавказский так и говорит: «Ты храм имеешь с собой, ты имеешь престол – это твое сердце. Ты имеешь священника – это твой ум. И на этом жертвеннике, на этом престоле можно приносить только одну жертву – жертву покаянной молитвы. Сердце сокрушенно и смиренно, Бог не уничижит. Ты храм имеешь с собою».

Дай Бог, чтобы молитва, богомыслие, память о Боге всегда нас приводила к самому главному кладу – к миру. Потому что не будет мира в душе и в сердце – там будет ад. Когда есть мир в душе и сердце – там рай. Независимо от того, какое у тебя здоровье, какое внешнее положение, какие внешние обстоятельства жизни, ты будешь с миром – Бог будет с тобой; там, где нет мира, Бога нет и помощи Божьей там нет. И поэтому этот мир Христов всегда готов быть с нами, лишь бы мы готовы были принять этот мир, хранить и вокруг себя щедро распространять. Аминь!

Игумен Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция