Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, инаго жития, вечного начало, и играюще поем виновного: единого Бога, отцев Бога и препрославленного!» Такими словами святая матерь наша Церковь праздновала все эти дни святой Христовой Пасхи победу жизни над смертью, праздновала воскресение Христа из мертвых, и наше в нем воскресение, ибо, говорит Писание: «Наказание мира нашего на Нем, ранами Его вы исцелились».
Апостол Павел говорит: «Первенец – Христос, потом – Христовы. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут». «И Господь пришел, чтобы мы имели иную жизнь, – говорит апостол Павел, – и имели с избытком». А с избытком иметь жизнь – это значит, иметь милость Божию, приложенную к этой жизни. Потому что жизнь имеют и скоты, и животные, и люди-безбожники; они имеют только жизнь, а Христос сказал: «Я пришел, чтобы имели жизнь, и имели с избытком». А с избытком – когда к этой жизни прикладывается благодать и милость Божия. Тогда это уже не просто существование, тогда это настоящая жизнь.
Просфору, которую мы с вами едим после божественной литургии – на ней написано восемь букв: «IС XС» – «Иисус Христос» и внизу написано четыре буквы: «НIKA». «Ника» – значит «победитель», Христос – победитель. Победитель чего? Самое главное – смерти; смерти духовной, и, как следствие этого, смерти физической.
Святитель Николай созвучен по имени самому Спасителю, ибо имя его тоже начинается с первых четырех букв: «Нико» – победитель, а «лаи» значит «народы», «победитель народов». И прежде чем стать победителем народов, святитель Николай стал победителем над самим собой, самое главное; над своею греховностью, над своим маловерием, над своими сомнениями, над своими боязнями смерти. Потому что тогда, когда мы с вами вспоминаем его жития, то помним, и сегодня в молитве это читаем, что он безбоязненно, непостыдно хватается за меч палача, который занесен был над головой невинного человека. И скорее всего, о своей душе подумал, что через несколько секунд этот самый меч может оказаться и на моей голове, потому что никакой он не атлет, не силой все это было выхвачено; просто рукой взял за лезвие и остановил этот меч. Спокойно мог бы этот меч выдернуть палач и отсечь голову тому, кто вдруг дерзнул вступиться, кто дерзнул помешать сделать свое дело. А святитель Николай пошел на это, потому что не боялся смерти, потому что смертность и боязнь победил уже внутри самого себя, помня слова Христа-Спасителя, которые мы с вами всегда должны всегда помнить, когда и мы встанем перед этим порогом перехода в вечность: «Зерно, падши в землю, если не умрет, то останется одно, а если, падши в землю, умрет, то принесет много плода. Я живу, и вы живы будете. Всякий верующий в Меня, смерти не увидит вовек; всякий верующий в Меня, если и умрет, оживет».
И это есть вера, фундамент, основание нашей с вами жизни. И многие из нас, читая жития святых, говорили: «Если бы Господь укрепил, если бы это надо было, может быть, и я в своей жизни уподобился бы мученикам; тоже, может быть, исповедовал Христа». Конечно, силы немощны, но все могу в укрепляющем меня Христе. Как нам говорит апостол Павел: «Нам дана честь не только веровать во Христа, но и страдать за Христа».
Сейчас этого времени нет, времени страданий за Христа, но эта верность определяется по отношению к Христу уже сегодняшними нашими ежедневными и сиюминутными поступками. Верим ли мы во Христа, верны ли Ему, или только верим, но не верны? Когда мучители наши подходят к нам, а как эти мучители называются? Эти мучители называются бесы, и, как говорит Серафим Саровский, один из самых страшных бесов – это бес уныния. Как он действует на нас? Не копьями, не огнем, не пытками, не иголки под ногти, а что он говорит? «У тебя давленьице? Ты сегодня утомилась? Головка бо-бо? Сердечко тук-тук? Ножки-коленки не работают? Ну и чего, чего ты эти вечерние молитвы будешь читать? Ну так тяжело… Ну давай посуду помой, погладь, новости посмотри». А потом уже голова кругом, и вот изо дня в день вечерние молитвы не можем взять в руки, Евангелие не можем взять в руки. Воскресенье – на какую пойти: на раннюю, на позднюю? А может вообще не пойти? Позвонить-не позвонить, поехать-не поехать, помочь-не помочь; и все на завтра, на завтра, и на завтра. А где же верность Христу?
Вспоминаю субботники в храме… Люди добрые, придите, пожалуйста, храм готовим к пасхальному дню. Вас здесь стоит 200 человек; я бы сейчас сказал для эксперимента – то пришло бы пять человек, уверяю. Это почему? А вот почему – загадка. Как в своем огороде и на даче кверху одним местом – это до посинения, до положения риз, а как для храма – это уже что-то там, включаются уже другие… Вот это мучители начинают проверять нашу с вами верность.
И поэтому преподобные отцы названы бескровными мучениками, потому что они не один раз умерли за Христа, а изо дня в день умирали… Они в принципе были готовы умереть за Христа; а когда надо было каждый день умирать за Христа, в своем домашнем, молитвенном и духовном подвиге жизни, зная о том, что завтра нам никто не обещал, сегодня надо наполнить этот день содержанием, сегодня помолиться, сегодня навестить, сегодня сделать это доброе дело, потому что только бес тебе нашептывает: «На завтра, на завтра», и это «завтра» оказывается вообще «никогда».
И будем помнить, что нужно в чем-то, ради Христа ущемлять себя, в своем внешнем, материальном, телесном, на что-то себя подвигать, понуждать, помня слова Христа-Спасителя: «Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его»… Я спрашивал одного батюшку: «Слушай, ну как ты в такую рань, в пять утра в Оптиной пустыни встаешь каждый день на монастырскую полунощницу?» А он говорит: «Ты знаешь, очень тяжело». «А почему?» «Потому что по молодости все время спать хочется. Сейчас я уже во второй молодости, у меня – бессонница».
Но эту бессонницу надо превращать в молитвы, потому что Иван Ильин однажды сказал, что бессонница – это особая милость Божия, потому что в это время человек покрутится-покрутится, сон не приходит; и он что-нибудь начнет: или думать, или молиться, или читать. То, что в молодости зря потерял время по бестолковости, ему Господь в старости компенсирует это бестолковое время сна, он ему сокращает, потому что времени осталось мало. И поэтому вы бессонницу любите, но наполняйте ее содержанием. Потом днем отоспитесь, все равно делать нечего.
И вот спрашиваю у этого батюшки: «Как тебе удается это сделать?» И он говорит: «Я, как только просыпаюсь, крещусь, целую крест, и тут же читаю: «Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его. Первые будут последними, последние – первыми, кому много дано – с того больше взыщется». И эти слова меня подымают».
Царствие Божие нудится; никакого труда – только пироги есть и мороженое, а вот себя на что-то духовное – это кажется каким-то невероятным трудом. Сейчас запомним слова преподобного Исаака Сирина, который говорит об этом телесном подвиге ради Христа. Он говорит: «Если человек ущемит себя и презрит, пренебрежет телесным ради того, что служит духовному, или тому, что служит духовному, Бог послужит ему и устроит его и духовное, и телесное».
Мы думаем: как же так? Вот огород, его пахать надо! А тебе кафизмы надо почитать, акафист надо почитать; ой, мне некогда! Все посадила, пятое-десятое, а это все взяло и засохло. Другая быстренько посадила, акафист почитала, «Когда же я это поливать буду?» Как дождик на всю ночь залил! Кто пренебрежет телесным ради духовного или того, что служит духовному, о том Бог попечется и в его телесном, и в его духовном.
А что значит «тому, кто служит духовному»? Ты в своей собственной семье, когда имеешь послушание, стирку, готовку, шитье-бытье и прочее, или в храме на кухне работаешь, или цветы сажаешь – это не духовное, но это служит духовному, потому что ты свою семью обеспечила миром и внешним благополучием. За это муж, дети на тебя не ругаются, что бабка совсем замолилась, дом бросила, все оставила. Нет ничего дороже мира, но с другой стороны, когда они на шею садятся – это тоже надо меру знать.
Поэтому будем победителями каждый день внутри самих себя; свою леность, свое уныние, свой пессимизм, свою расслабленность, свою немощь. Потому что кто-то говорит: «Ой, так это все тяжело! А потом придешь в храм – Господи, и куда все это ушло?» Из храма пришла, и опять все болит, а в храме болит меньше. Силы-то лучше здесь черпать, на диване их не заработаешь. Потому что у нас силы зависят от кого? Не только от таблеток, не только от того, что выспались или полежали; все зависит от Бога. Вон люди едят таблетки, ходят в фитнес-центры; 38-49 – инфаркт, инсульт – и нет. А вас сколько? Вон тут и за 80 стоят. А почему? Потому что смерть вас ищет на диване; она приходит, а вы все в храме, вас нет, за вами не угонишься. Делайте так, чтобы за вами угнаться было нельзя, и будете тогда победителями самих себя. И молитвы святителя Николая пусть помогут всем нам быть настоящими победителями греха, страстей и смертности, чтобы мы увидели настоящую победу: победу духа, победу жизни над смертью, победу, которую даровал нам воскресший Христос. Аминь.
игумен Мелхиседек