48968889 45891778 1246622607 795... Сношение с Богом <бывает> посредством душевного памятования, внимательности в молитвах и всесожжения

(прп. Исаак Сирин)
***
... Верою приближается познание (о Боге), и без веры невозможно познать Его

(свт. Иоанн Златоуст)
***
Первый признак того, что ты знаешь Бога, состоит в том, чтобы ты верил сказанному Им, не требуя ни объяснений, ни доказательств

(свт. Иоанн Златоуст)
***
... Непозволительно как неосвященным слышать священное, так оскверненным проникать взором в святилище: закон сего не дозволяет, лучше же сказать, сие запрещает Божественное слово, определенно возглашая: не дадите святая псом (Мф. 7,6). Почему, хотя имею что сказать, но не могу говорить о сем вам, а лучше посоветую воздержаться от порока и придерживаться добродетели

(прп. Исидор Пелусиот)

***
От веры рождается воздержание, простота, от простоты невинность, от невинности скромность, от скромности знание, от знания любовь

(св. Ерм)
***
...Вера есть свыше от Бога и имеет великую силу

(св. Ерм)
***
Верою человек познает все невидимое и умопредставляемое. Вера же есть свободное убеждение души в том, что возвещается от Бога

(прп. Антоний Великий)
***
В рассуждении сказанного Господом не должно приходить в колебание и сомнение, но несомненно принимать, что всякий глагол Божий истинен, всесилен, хотя бы в противном уверяла природа. Ибо в этом – и подвиг веры

(свт. Василий Великий)
***
... Твердость веры твоей обнаруживается не тогда, как тебе прислуживают, и выслушиваешь ты льстивые речи, но когда переносишь гонения и побои

(прп. Ефрем Сирин)
***
Вера есть матерь святого доброго дела, и ею человек достигает исполнения на себе обетований Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа, по написанному: без веры не возможно угодить Богу (Евр. 11,6)

(прп. Ефрем Сирин)
***
Основание веры – духовная нищета и безмерная любовь к Богу

(прп. Макарий Египетский)
***
... Не станем считать одну веру достаточною нам для спасении, но будем заботиться и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы и то и другое способствовало нам к достижению совершенства

(свт. Иоанн Златоуст)
***
... Хотя дела прекрасны, но мертвы, если не имеют веры...

(свт. Иоанн Златоуст)
***
... Вера...возвышает нашу душу туда <на небо>, не допуская ее угнетаться никакими из настоящих бедствий, но облегчая труды надеждою будущего

(свт. Иоанн Златоуст)
***
... Привходящие отвне помыслы обуревают наш ум, пришедшая вера надежнее якоря избавляет его от кораблекрушения, приводя его к полному убеждению, как корабль в тихую пристань

(свт. Иоанн Златоуст)
***
Вот признак истинной веры: когда обетования бывают выше человеческого понятия, и мы твердо уповаем на силу Обещающего

(свт. Иоанн Златоуст)
***
Вера - начало благ; вера - источник благ. Примем же это оружие спасения

(свт. Иоанн Златоуст)
***
... Вера – мать всех благ, врачевство ко спасению; без нее невозможно усвоить ничего из высоких догматов

(свт. Иоанн Златоуст)
***
Обремененная грехами совесть, страшась и трепеща пред будущим воздаянием и не желая находить утешение в перемене к лучшему, старается успокоить себя неверием

(свт. Иоанн Златоуст)
***
Вера... недостаточна для спасения; но чтобы не спасать нас без всякого нашего участия, Бог требует ее от нас

(свт. Иоанн Златоуст)
***
Воюют ли в нас помыслы – двинем вперед веру. Обуревают ли нас неистовые пожелания – призовем на помощь веру. Находимся ли мы в трудных обстоятельствах и несчастии - будем искать утешение в вере. Вера есть то, чем оберегается всякое оружие; если ее нет, то и оружие тотчас сокрушится

(свт. Иоанн Златоуст)
***
Если же Он <Бог> не терпит никакого вреда, когда мы отрекаемся от Него, то значит, что Он требует исповедания нашего не для чего иного, как для нашей же пользы

(свт. Иоанн Златоуст)
***
Вера укрепляет, а разум колеблет, потому что вера противна разуму <земному>

(свт. Иоанн Златоуст)
***
Вера не принимает заключений не потому, что они безрассудны, но потому, что она превосходит всякое размышление

(свт. Иоанн Златоуст)
***
Не думай, что вера, если только надобно назвать верою твою веру, обличаемую делами, возможет спасти тебя; потому что вера, оправдавшая вначале, требует согласных с нею дел, без которых спастись невозможно. Приятый по благодати по справедливости должен изобиловать собственными своими преимуществами, чтобы не быть иначе уличенным в неблагодарности

(прп. Исидор Пелусиот)
***
Вера состоит не в том только, чтобы креститься во Христа, но чтобы и заповеди Его исполнять

(прп. Марк Подвижник).
***
Вера есть сила, все внутри в благонастроении содержащая, или есть самое благонастроение, подающее преестественное, непосредственное, совершенное единение верующего с веруемым Богом

(прп. Марк Подвижник).
***
Слепую имеет веру тот, кто по вере не исполняет заповедей Божиих

(прп. Марк Подвижник).
***
Утверждение... веры в Бога не то, что здравое исповедание, хотя оно и матерь веры; напротив того, душа видит истину Божию по силе жития

(прп. Исаак Сирин).
***
...Вера, доводящая до несомненности в уповании, никогда не достигается людьми некрещенными, или у которых ум растлен для истины

(прп. Исаак Сирин).
***
Как телесные очи видят предметы чувственные, так вера духовными очами взирает на сокровенное

(прп. Исаак Сирин).
***
Свет ума порождает веру, а вера порождает утешение надежды, надежда же подкрепляет сердце. Вера есть откровение разума; и когда помрачится ум, вера сокрывается, господствует над нами страх и отсекает нашу надежду. Вера по науке не освобождает человека от гордости и сомнения; освобождает же та, которая видима и воссиявает в смысле <разуме>, и называется познанием и явлением истины

(прп. Исаак Сирин).
***
Матерь веры есть труд и правое сердце, ибо последнее делает ее несомненною, а первый созидает ее

(прп. Иоанн Лествичник).
***
Верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Него все, чего просит

(прп. Иоанн Лествичник).
***
Вера есть благонастроительное дарование; она рождает в нас страх Божий; страх же Божий научает соблюдению заповедей, или устроению доброй деятельной жизни; из деятельной жизни произрастает честное бесстрастие; а отрождение бесстрастия – любовь, которая есть исполнение всех заповедей, всех их в себе связующая и держащая

(прп. Феодор Студит).
***
... Плод веры нашей христианской есть здравие души. Затем Бог соделался человеком, чтоб душа чрез Него могла воспринимать здравие свое. Следовательно, у кого душа не здрава, тот еще не стал христианином настоящим. Здоровою же душа делается силою Божественною и светом благодати, даруемой Христом за веру

(прп. Симеон Новый Богослов).
***
... Верующий во Христа ничем другим не может доказать сию веру, кроме исполнения того, что заповедано Им, и удаления от того, что Им воспрещено

(прп. Симеон Новый Богослов).
***
...Уверовать словесам Бога нет никакого препятствия, которое бы ставило преграду к тому. Как только захотим от всей души нашей, тотчас и уверуем. Ибо вера есть дар Всеблагого Бога, который (дар) дал Он нам иметь естественно (вложил в естество), употребление его подчинив самовластию произволения нашего

(прп. Симеон Новый Богослов).
***
Мы «веруем в Бога» и «веруем Богу»; эти понятия не являются тождественными. Потому что «веровать Богу» означает считать Его обетования по отношению к нам незыблемыми и истинными; «веровать» же «в Бога» заключает в себе православно мыслить о Нем. Долженствует же нам иметь и то и другое; и в том и в другом истинствовать; и то таким образом иметь, чтобы быть уверенными (в обетования Божии нам) более, чем если бы даже своими глазами видели, и долженствует нам быть верными Богу, в Котором наша вера, и будучи верными, таким образом быть оправданными

(свт. Григорий Палама).
***
Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых, беснующихся, которых исцелил Господь, помышляй, что душа твоя, носящая многоразличные язвы греха, находящаяся в плену у демонов, подобна этим больным. Научайся из Евангелия вере, что Господь, исцеливший их, исцелит и тебя, если ты будешь прилежно умолять Его о исцелении твоем

(свт. Игнатий Брянчининов).
***
Евангелие, как Откровение Бога, превысшего всякого постижения, недоступно для падшего разума человеческого. Необъятный разум Божий объемлется верою

(свт. Игнатий Брянчининов).
***
Без самоотвержения человек не способен к вере; его падший разум противоборствует вере, требуя дерзостно отчета у Бога в Его действиях и доказательств в открываемых Им человеку истинах; падшее сердце хочет жить жизнью падения, к умерщвлению которой стремится вера; плоть и кровь... также хотят жить жизнью своею, жизнью тления и греха

(свт. Игнатий Брянчининов).
***
Вера в Евангелие должна быть живая; должно веровать умом и сердцем, исповедовать веру устами, выражать, доказывать ее жизнью

(свт. Игнатий Брянчининов).
***
Веруй святым, животворящим Евангельским заповедям, правильное исполнение которых... составляет так называемую святыми отцами деятельную веру христианина

(свт. Игнатий Брянчининов).
***
По важности веры в деле спасения, и грехи против нее имеют особенную тяжесть на весах правосудия Божия: все они смертные, т. Е. с ними сопряжена смерть души, и последует им вечная погибель

(свт. Игнатий Брянчининов).
***
Вера во Христа, являемая и исповедуемая видимо и невидимо исполнением заповедей Христовых, содержит невредимый залог спасения, а тем, которые оставили мир для того, чтобы всецело посвятить себя евангельской деятельности, доставляет христианское совершенство

(свт. Игнатий Брянчининов).
***
Вера – мать терпения, мать мужества, сила молитвы, руководительница к смирению, подательница надежды, лестница к престолу любви

(свт. Игнатий Брянчининов).
***
Духовный разум состоит в познании Истины верою. Сперва приобретается познание веры; вера, усвоившись христианину, изменяет его разум откровением ему Истины, которая <есть> Христос

(свт. Игнатий Брянчанинов).
***
Живая вера во Христа есть дело, и дело Божие столько обширное, что им вполне совершается спасение

(свт. Игнатий Брянчанинов).
***
Только при посредстве живой веры может человек отречься от мнимых достоинств падшего естества своего, соделаться учеником и последователем Господа разумом и деятельностью, подобающими естеству обновленному

(свт. Игнатий Брянчанинов).
***
Вера... руководит к благодарению Бога, и от благодарения усугубляется вера

(свт. Игнатий Брянчанинов).
***
Живая вера – духовный разум. Не нуждается она уже в знамениях, будучи всесовершенно удовлетворена знамениями Христовыми и величайшим из Его знамений, венцом знамений, Его словом

(свт. Игнатий Брянчанинов).
***
Вера – основание молитвы. Кто уверует в Бога, как должно веровать, тот непременно обратится к Богу молитвою и не отступит от молитвы, доколе не получит обетований Божиих... доколе не соединится с Богом

(свт. Игнатий Брянчанинов).
***
От веры – послушание, от послушания – смирение, от смирения – духовный разум, который – извещенная вера

(свт. Игнатий Брянчанинов).
***
От живой веры в Бога рождается полная покорность Богу; а от покорности Богу – мир помыслов и спокойствие сердца

(свт. Игнатий Брянчанинов).
***
... Вера заключается в том, чтобы пребывать в смирении и творить милость

(свт. Игнатий Брянчанинов).
***
Что не все веруют, не умаляет значения веры. Надо смотреть на тех, которые искренно веруют, и на то, что им дается через веру. Вера христианская – не система учения, а образ восстановления падшего в силу смерти Богочеловека, благодати Духа Святаго. Возьмите кого-либо из шедших вслед Господа и увидите, как он мало-помалу растет духом, – и становится великим при всей невзрачности внешней. Вот отец Серафим. Простой, неученый – до чего дошел? Неверам многоученым уста заграждал единым словом. Вот и сила. А жизнь его какова, а нрав? Так и всех переделывает благодать, которые предаются ей

(свт. Феофан, Затв. Вышенский).
***
Вера, что все, и больше и малое, от Бога, научит принимать все, как благо, каким злом ни казалось бы то. А коли оно не сознается злом, то и страха не производит

(свт. Феофан, Затв. Вышенский).
***
Вся наша жизнь, во всех своих частностях и подробностях, должна быть посвящена Богу. Закон общий таков: все, что ни делаешь, делай сообразно с волею Божиею и в угодность Богу, во славу пресвятого имени Его. Так уж и осматривать надо всякое представляющееся дело, сообразно ли оно с волею Божиею; и делать его не иначе как удостоверившись, что оно точно сообразно с нею; и делать так, как угодно Богу, чтобы оно было делаемо. Кто с такою осмотрительностью и с таким ясным сознанием угодности Богу делаемых им дел поступает всегда, тот вместе с тем не может не сознавать, что жизнь его идет верно, что хоть дела его не блестящи и не совершенны, но в них сознательно не допущено ничего, что бы оскорбляло Бога и не было Ему угодно. Это сознание исполняет сердце его тихим миром от спокойствия совести и тем духовным радованием, которое рождается от чувства, что он не чужой Богу и что хоть не велик, не знатен и не виден, но раб Его есть, старающийся всячески угождать Ему и все усилия свои к тому направляющий и верующий, что и Бог Сам видит его таковым

(свт. Феофан, Затв. Вышенский).
***

А если иметь Бога, то можно не иметь ничего больше и ничего больше не желать. Все дело в этом. Если же у человека есть все, но нет Бога, то он испытывает внутренние мучения. Поэтому, насколько возможно, нам необходимо приблизиться к Богу. Только близ Бога человек находит радость настоящую, вечную. Живя вдали от Сладкого Иисуса, мы пьем горькую чашу. Когда ветхий человек становится человеком – сыном царским, он питается Божественным наслаждением, небесной сладостью и переживает райское радование, уже в этой жизни отчасти ощущает райскую радость. От меньшей райской радости человек каждый день переходит к большей и большей. Он задается вопросом: «Неужели в раю есть что-то выше того, что я переживаю сейчас?» – он переживает такое состояние, что не может заниматься никаким делом. От этой Божественной теплоты и сладости его ноги гнутся в коленях, словно свечи. Его сердце захлебывается, трепещет от радости, хочет прорвать тонкую глиняную перегородку грудной клетки и умереть – потому что земля и все земное кажется сердцу ничего не стоящими пустяками.

(Старец Паисий Святогорец, «Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке»)
***
Все, что вы видите и слышите, используйте как средство сообщения с Горним. Все должно возводить нас к Небу. Так, от творения человек постепенно восходит к Творцу. Американцы, слетав на Луну, по крайней мере, оставили нам пластину с надписью: Небеса поведают славу Божию». Русские тоже летали в космос, но Гагарин сказал, что Бога он не видел. Ну, правильно, а как бы ты Его увидел? Ведь ты же летел не с воздетыми к небу руками, а с задранными кверху ногами... А потом от всего этого доходит до того, что говорят: «Вселенную создала природа». Целую Вселенную... Каково? Да тут если сломается какая-нибудь старая машина, кто целая куча мастеров и специалистов собирается, чтобы ее чинить. Думают, стараются – это об одной-то старой машине. Тогда как Бог, безо всякого там электричества, вращает целый земной шар, и ни батарейки не кончаются, ни моторчик не останавливается. С какой скоростью Он его вращает – и человек этого даже не чувствует! Страшное дело! Если бы Земля вращалась с меньшей скоростью, то человек бы кувыркался. Земля вращается с такой (большой) скоростью, а вода из моря не выливается, хотя ее там много. И звезды, такие огромные, движутся с головокружительной скоростью, но при этом не соприкасаются друг с другом, но издалека не подпускают другие звезды к себе. А человек, создав какой-нибудь там самолет, восхищается и гордится. Но стоит ему чуточку повредиться в уме, как он начинает нести всякие глупости, а сам это не понимает.

(Старец Паисий Святогорец, «Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке»)
***
Какой здравый смысл? Мирской? Какой здравый смысл не занимает в жизни духовной никакого места! В духовной жизни через окно к тебе входит Ангелы и святые, ты видишь их, беседуешь с ними, потом они от тебя уходят. Если же ты захочешь исследовать такие события с помощью здравого смысла, то ничего не получится. К несчастью, в нашу эпоху умножившихся знаний доверия одному лишь здравому смыслу сдвинуло веру с его оснований и наполнило души людей сомнениями и вопросительными знаками. А потому мы лишили себя и чудес – ведь чудо переживается опытом, а не изъясняется посредством здравого смысла. Наоборот, вера в Бога привлекает на землю Божественную силу и опрокидывает все человеческие умозаключения. Вера совершает чудеса, воскрешает мертвых и оставляет науку стоять с раздвинутым от удивления ртом. Если смотреть со стороны, все явления духовной жизни кажутся лишенными здравого смысла. Если человек не повергнет долу свое мирское мудрование, не станет человеком духовным, то познать кажущиеся странными, нелогичными Таинства Божии ему невозможны. Всякий, кто полагает, что может познать Божии Таинства с помощью внешних научных теорий, похож на того глупца, который хочет увидеть Рай в телескоп.
Здравый смысл приносит много вреда, если кто-то хочет исследовать с его помощью то, что относится к области Божественного – Таинства, чудеса. Католики со своим «здравым смыслом» дошли до того, что подвергли Божественное Причащение анализу в химической лаборатории – чтобы увидеть, действительно ли это Тело и Кровь Христовы, тогда как святые (одной лишь) верой часто видели на святой лжице Плоть и Кровь. Скоро дойдут до того, что святых будут посылать на рентген, дабы убедиться в их святости! Католики отбросили от себя Святой Дух, заменили Его собственным здравым смыслом и доходят даже до белой магии. Одному католику, имевшему доброе расположение (несчастный плакал), я сказал так: «Среди различий между нами важное место занимает вот что: вы стоите на разуме, а мы на вере. Вы развили рационализм и, вообще, человеческий фактор». Своим здравым смыслом вы ограничиваете Божественную силу, потому что Благодать Божию вы отодвигаете на последнее место. В святую воду вы добавляете химические консерванты, чтобы она не портилась. Мы в испорченную воду добавляем воду святую, и испорченная вода становится хорошей. Мы веруем в освящающую Благодать, и святая вода хранится и двести и пятьсот лет, она не портится никогда».
– То есть, геронда, человек предпочитает Богу логику, здравый смысл?
– Может быть, лучше сказать не логику, а гордость! Ведь, в сущности, здравый смысл, о котором мы сейчас говорим, есть на самом деле не здравый, испорченный смысл. Гордость – это испорченная логика, это здравый смысл, в котором кроется эгоизм и свил свое гнездо враг – бес. Когда к нашим действиям примешивается здравый смысл подобного рода, мы даем диаволу право (над собой).
– Геронда, а если духовному человеку надо преодолеть какое-то искушение, то здравому смыслу все равно не должно быть место?
– В этом случае нужно сделать то, что возможно по человечески, а то, что по человечески сделать невозможно – оставить на Бога. Есть люди, которые все стремятся «пощупать» рассудком. Как те, которые хотят творить умную молитву головой. Чтобы сосредоточиться, они напрягают голову, и потом она начинает болеть. Если бы я подобным образом подходил к тем проблемам, с которыми мне ежедневно приходится сталкиваться, то разве я мог бы с ними справиться! Но я делаю то, что можно сделать по человечески, а в остальном полагаясь на Бога. «Бог, – говорю я, – покажет выход и просветит в том, что необходимо сделать». Многие начинают причитать: «Как справиться с таким-то делом, как быть с другим, что делать с третьим?» – И от малейшего пустяка у них болит голова. Стараясь упорядочить что-то посредством одной лишь рассудочности человек заморачивает себе голову. Перед каждым своим действием надо давать действовать Богу. Не надо делать что-то, не доверившись Богу, потому что в этом случае человек тревожится, утомляет свой рассудок и чувствует себя плохо душой.

(Старец Паисий Святогорец, «Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке»)
***
Безбожные власти считали, что вера приносит обществу вред, и хотели ее упразднить. Сейчас они потихоньку понимают, что если человек не верует, то у него нет тормоза, и он становится зверем; они понимают, что человек не может устоять без идеалов. Как-то один журналист спросил старого политика-коммуниста: «На что нынешним политикам нужно обратить внимание, чтобы не потерпеть фиаско и преуспеть?!» – «Мы потерпели фиаско, потому что пошли против Церкви», – ответил ему старый коммунист. То есть неверующие коммунисты, у которых нет ни материальной заинтересованности, ни духовных высот, поняли, что они не могут бороться с Богом. Сейчас в некоторых областях Сербии начали строить храмы. Югославские власти увидели, что там, где есть церковь, по статистике меньше душевнобольных, меньше преступлений и тому подобного. В Бога эти люди не верят, но для того, чтобы не пичкать людей таблетками от шизофрении, они строят им храмы. Даже Чаушеску, несмотря на то, что был «бесстыдным капралом», называл христианство «опиум для народа» и произносил другую подобную хулу, одновременно говорил, что христиане-люди хорошие. Потому что те, кто веровал, имели «тормоза» и не устраивали беспорядков. Остальные ,неверующие, разносили все в пух и прах. А сколько святых воссияет нам из России! Сейчас коммунизму объявлена война. Но есть и такие, кто всему пытается найти оправдание. «Ленин и Маркс, – говорят эти люди – были согласны со Христом, но не поняли Его духа и поэтому совершили преступления». Они говорят так потому, что христиане, возвысили свой голос, заявили, что хотят вернуться к своему старому Преданию, к святой вере. И вот, будучи не в силах удержать народ в прежней узде, коммунисты тоже обращаются к нему с призывами: «Давайте вернемся к нашему древнему Преданию!» Как будто коммунисты натворили дел во время и после революции, потому что они не поняли духа Христа!
Придет время, когда не только верующие, но и даже неверующие поймут, что если нет веры, то мир не сможет устоять. Тогда они будут принуждать народ к вере во что-то, чтобы его сдерживать. Пройдут годы, и наступит такое время, что если в какой – то день ты не будешь молиться, то тебя станут сажать в тюрьму. Люди будут отчитываться перед правителем в том, помолились они и или нет!.. Так все встанет на свои места!!

(Старец Паисий Святогорец, «Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке»)
***
Если у тебя такая вера, то врачи тебе не нужны.
Как-то раз мы спросили отца Порфирия: «Часто люди исцеляются даже от неизлечимых болезней. Как это происходит?» И он ответил: «По вере». Мы спросили снова: «Что значит — по вере?» Старец сказал нам: «Когда больной пренебрежет медицинскими позна¬ниями врачей и возложит все на Бога, тогда он побуж¬дает промысел Божий взять на себя заботу о его исцелении». И таким образом он выздоравливает. Однаж¬ды пришла ко мне женщина, у которой был рак груди, и говорит: «Я ни к кому не буду обращаться, ни к вра¬чам, ни к кому-либо еще. Воля Божия да будет». Тогда я ответил ей: «Если у тебя такая вера в Бога, то врачи тебе не нужны».
Данные слова Старца нуждаются в пояснении, в противном случае они могут быть поняты неверно. Потому что когда кто- либо не обращается к врачу, «побуждая промысел Божий взять на себя заботу о его исцелении», тогда он действует по отноше¬нию к Богу как вымогатель, как искуситель, чего всегда избегал отец Порфирий. Однако когда человек в простоте, ненавязчиво, с полным доверием вручает себя в руки Божии, не прося об увра¬чевании, как делал и сам Старец, тогда часто благодать Божия производит исцеление. В этом случае больной, полностью дове¬рившись любви Божией, не просит об исцелении, и даже пота¬енно, глубоко внутри у него нет такого желания. Он принимает любое определение Божие о нем. Хотеть выздороветь и, не обра¬щаясь к врачу, требовать от Бога исцеления — это ошибка. Жен¬щина в приводимом нами примере сказала: «Воля Божия да будет». Она не говорила: «Бог исцелит меня». Именно такой подход к болезни Старец и приводит в пример для подражания. Об этом говорит и нижеследующая глава «Искренне предоставь свою болезнь на волю Божию». — Прим. греческого издателя.

(Старец Порфирий Кавсокаливит «Цветослов советов»)