...Кто сочетал свою волю с Божественным Духом, тот соделался богоподобным; восприняв в сердце Христа, он (поистине) стал христианином от Христа, имея в себе вообразившимся Единого Христа, совершенно неуловимого и поистине неприступного для всех тварей (прп. Симеон Новый Богослов).
***
Никакая иная добродетель не может так постигнуть волю Божию, как смиренномудрие и то, чтобы оставить всякое свое разумение и свою волю (сщмч. Петр Дамаскин).
***
Не должно собственной своей воли предпочитать воле Господней: но при всяком деле надобно искать, какая есть воля Божия, и исполнять ее (свт. Василий Великий).
***
... Господь часто промыслительно скрывает от нас волю Свою, ведая, что мы, и познавши ее, преслушались бы и заслужили бы сим больше наказание (прп. Иоанн Лествичник).
***
Все, хотящие познать волю Господню, должны прежде умертвить в себе волю собственную... (прп. Иоанн Лествичник).
***
Кто страха ради Божия отсекает свою волю, тому Бог, неведомо для него... дарует Свою волю и соделывает ее неизгладимой в сердце его... (прп. Симеон Новый Богослов).
***
Во всех... случаях не давай воли своим желаниям, а держи их в своей власти, направляя все исключительно к одной главной цели – стоянию в воле Божией и шествованию по воле Божией. Ибо тогда и желания твои все будут правы и благочестны, и ты при всякой неприятной случайности будешь пребывать в покое, успокоеваясь в воле Божией. Искренно веруя, что с тобою ничего не может случиться помимо воли Божией, и ничего не желая, кроме пребывания в деятельном исполнении воли Божией, ты, как само собой очевидно, всегда будешь иметь только то, чего желаешь, что бы когда ни случилось с тобою (прп. Никодим Святогорец).
***
Нет возможности исполнять вместе волю свою и волю Божию: от исполнения первой исполнение второй оскверняется, соделывается непотребным (свт. Игнатий Брянчанинов).
***
Молись Богу о удалении от тебя напасти и вместе отрекайся своей воли, как воли греховной, воли слепой; предавай себя, свою душу и тело, свои обстоятельства и настоящие и будущие, предай близких сердцу ближних твоих воле Божией, всесвятой, премудрой (свт. Игнатий Брянчанинов).
***
Что – заповеди Божии? Это – воля Божия, объявленная Богом человекам для руководства в действиях, зависящих от произвола их. Что – судьбы Божии? Это – действие или попущение воли Божией, на которые произвол человека не имеет никакого влияния (свт. Игнатий Брянчанинов).
***
Да действует исключительно воля Божия во всем существе человека, во всех составных частях его, в духе, душе и теле, соединяя собою и в себе разъединенную падением волю этих частей. Только волею Божиею может исцелиться воля человеческая, отравленная грехом...(свт. Игнатий Брянчанинов).
***
Уверяю вас, что если не оставит человек всей воли сердца своего, и не отвержется себя во всем, и не покорится Господу, чрез повиновение отцам своим духовным, то ни познать не возможет воли Божией, ни исполнить ее, и лишен будет последнего благословения (прп. Антоний Великий).
***
В какой мере отсекает и смиряет кто волю свою, в такой же мере идет он к преспеянию. А чем упорнее держится собственной своей воли, тем более наносит себе укоризны и вреда. Поэтому не желай раболепствовать собственной своей воле, но лучше послушен будь воле Божией (прп. Ефрем Сирин).
***
...Нет ничего сильнее воли, будет ли она направлена к смерти или к жизни (прп. авва Исаия).
***
...Началом зол была вольность, и... она сделала тебя <человека> бесстыдным (прп. Ефрем Сирин).
***
Лучше приобрести себе добрую волю, нежели все богатства; потому что в целом мире нет ничего выше и преимущественнее доброй воли (прп. Ефрем Сирин).
***
Как Божия воля есть уже дело, так и от нас волю нашу Бог приемлет за дело (прп. Ефрем Сирин).
***
...<Бог> ожидает горячего, по мере сил наших, устремления к Нему воли нашей благой от произволения веры и усердия, всякое же преспеяние производит в нас Сам (прп. Макарий Египетский).
***
...После Вышней благодати наша воля служит причиною добродетели и порока (свт. Иоанн Златоуст).
***
Воля, если только захотим, легче принимает исправление, нежели тело. Там нужны и лекарства, и врачи, и время; а здесь довольно захотеть, чтобы быть или добрым, или злым (свт. Иоанн Златоуст).
***
Волю нашу и по крещении ни Бог, ни сатана не приневоливает (прп. Марк Подвижник).
***
Кто не соглашает воли своей с волею Божиею, тот спотыкается в собственных своих начинаниях и попадается в руки врагов (прп. Марк Подвижник).
***
Благое произволение человека укрепляется вдали от соблазнов... напротив того, оно, будучи приближенно к соблазнам, начинает мало-помалу ослабевать и, наконец, совершенно извращается (свт. Игнатий Брянчанинов).
***
Погиб человек по свободному произволению, и спастись предоставляется ему по свободному произволению. Покайтеся и веруйте (свт. Игнатий Брянчанинов).
***
Высокомудрен тот, кто сам себя возвышает, высоко думает о собственных своих заслугах, превозносится, подобно известному фарисею (Лк.18, 11), и не ставит себя в ряд со смиренными... (свт. Василий Великий).
***
Если желаешь увидеть блага, которые уготовал Бог любящим Его, вселись в пустыню отречения от своей воли...(прп. Никита Стифат)
***
...Так извольте заметить сей момент. Он всегда во всяком духе должен быть присущ, когда кто стоит стороне спасаемых. Слагается он из следующих действий: после того как благодать возбудит чувство крайности положения, а благовестие укажет исход из него, к чувству беды приложить надо сознание, что сам во всем виноват, и раскаяться в том; уверовать в действенность предлагаемого образа спасения; возжелать сим именно образом спастися и благонадежие в том возыметь; изъявить полную готовность всеусердно делать все, что указано, будет как условие спасения. Когда все сие произойдет в духе нашем, останется только к таинствам приступить — богообщение совершится. Сведем итог: раскаялся, возжелал спасение в Господе и благонадежие в том возымел — эти действия суть действия покоющиеся, внутри происходящие и тамошним проявлением довольствующиеся. А последнее действие: готовность делать все, что потребуется, – есть настоящая деятельная сила во спасение, поелику оно от нас зависит, источник спасительной деятельности и жизни спасенной. Эта готовность, пока нами одними изъявляется, слаба бывает, а когда благодать Божия внутрь вселится, тогда становится всесильною, не знающей препон, все преодолевающею. Она есть ненасытимая ревность о богоугождении и всеусердном исполнении воли Божией, при всей вере в Господа благонадежии спасения в Нем Едином. Она исполняет предвечное определение Божие быти нам святым и непорочным пред Ним в любви (Еф. 1, 4), для чего и делает нас Господь ревнителями добрых дел (Тит. 2, 14). (свт. Феофан, Затворник Вышенский)
***
Бог оставил свободными не только людей, но и бесов, поскольку они не вредят, да и не могут повредить душе человека, исключая те случаи, когда сам человек хочет повредить своей душе. Напротив, люди злые или невнимательные, которые, не желая этого, делают нам зло, готовят нам воздаяние. «Не будь искушений, никто не спасся», – говорит один авва. Почему он так утверждает? Потому что от искушений происходит немалая польза. Не потому, что диавол был бы когда-нибудь способен сделать добро, нет, он зол. Он хочет разбить нам голову и бросает в нас камень, но Добрый Бог... ловит этот камень и вкладывает его нам в руку. А в ладошку другой руки Он насыпает нам орешков, чтобы мы покололи их этим камнем и покушали! То есть Бог попускает искушения не для того, чтобы диавол нас тиранил. Нет, Он позволяет ему искушать нас, чтобы таким образом мы сдавали экзамены на поступление в иную жизнь и при Втором Христовом Пришествии не имели чрезмерных претензий. Нам надо хорошенько понять, что мы воюем с самим диаволом и будем воевать с ним, пока не уйдем из этой жизни. Пока человек жив, у него много работы, дабы сделать свою душу лучше. Пока он жив, у него есть право на сдачу духовных экзаменов. Если же человек умрет и получит двойку, то из списка экзаменуемых он отчисляется. Пересдачи уже не будет. (Старец Паисий Святогорец, «Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке»)
***
Самое важное сегодня – не приспосабливаться к этому мирскому духу. Такое неприспособленчество – свидетельство о Христе. Постараемся, насколько возможно, не дать этому потоку увлечь, унести нас по мирскому руслу. Умная рыба на крючок не попадется. Видит наживку, понимает, что это такое, уходит от этого места и остается не пойманной. А другая рыба видит наживку, спешит ее проглотить и тут же попадается на крючок. Так и мир – у него есть наживка, и он ловит на нее людей. Люди увлекаются мирским духом и потом попадаются в его сети. Мирское мудрование – это болезнь. Как человек старается не заразиться какой-либо болезнью, так ему надо стараться не заразиться и мирским мудрованием в любой его форме. Для того чтобы духовно развиваться и здравствовать, для того чтобы радоваться ангельски, человек не должен иметь ничего общего с мирским духом. (Старец Паисий Святогорец, «Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке»)
***
Культура – это хорошо, но для того, чтобы она принесла пользу, необходимо «окультурить» еще и душу. Иначе культура закончится катастрофой. «Зло, – сказал святой Косьма Этолийский, – придет от людей грамотных». Несмотря на то, что наука продвинулась далеко вперед и достигла столь больших успехов, люди, стремясь помочь миру, делают это так, что разрушают его, сами этого не понимая. Бог позволил человеку делать все по собственному разумению, но, не слушая Бога, человек губит сам себя. Человек сам разрушает себя тем, что он создает. Люди двадцатого века – чего же они достигли своей культурой и цивилизацией! Они свели мир с ума, они загрязнили атмосферу, они испортили все на свете. Если колесо сойдет с оси, то продолжает вращаться без цели. Так и люди – сойдя с оси Божией гармонии, они мучаются. В старину люди страдали от войны, сегодня они страдают от цивилизации. Тогда из-за войны люди из городов переселялись в деревни и жили, имея какой-нибудь небольшой огородик. А сейчас люди не смогут жить в городах и будут из них уходить из-за натиска цивилизации. Тогда война принесла людям смерть, а сейчас цивилизация приносит им болезни. (Старец Паисий Святогорец, «Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке»)
***
Если бы люди «притормаживали» свой рассудок, то не только голова у них была бы свежей, но и Божественная Благодать легко могла бы к ним приблизиться. Знания без просвещения является катастрофой. Человек просвещается от Бога, духовно работая над собой, подвизаясь. Он имеет Божественное просвещение, опыт жизни в Боге, а не свои собственные мысли. Поэтому он видит на далекое расстояние. Человек близорукий вблизи видит хорошо, но предметы, находящиеся вдали, не видит. Да и тот, у кого нет близорукости, – даже если и видит он предметы, которые находятся немного подальше, – это ведь тоже не великое достижение. Телесных глаза у человека всего два, тогда как духовных очей у человека множество.
Те, кто удаляется от Христа, лишают себя Божественного просвещения, потому что они, как глупцы, сами уходят от солнечного света и идут в то место, куда лучи солнца не попадают. В результате они духовно простужены и больны. Если человек не очистится, если к нему не придет Божественное просвещение, то его (человеческое) знание, каким бы оно ни было правильным, – всего лишь рационализм и ничего больше. К такому вот я прихожу заключению. А если исчезнет Божественное просвещение, то пользы от всего того, что люди станут говорить и писать, не будет. Псалтирь написана с помощью Божественного просвещения, и вы только посмотрите, насколько глубоки ее смыслы! Собери хоть всех (нынешних) богословов и филологов и увидишь: им не сочинить даже одного единственного псалма с такой глубиной. Царь Давид не был ученым человеком, но ясно видно, как руководил им Дух Божий!
И Церковь сегодня лихорадит, потому что нет Божественного просвещения, и каждый судит и рядит, как ему вздумается. А после подмешивается и «человеческий фактор», возникают страсти, и здесь уже диаволу есть где развернуться. Поэтому и не должны стремиться к власти те, кто находится под властью собственных страстей.
– То есть, геронда, люди должны настойчиво просить Божественного просвещения?
– Да, потому что иначе предлагаемые ими решения – порождения их рассудка. А после возникает смущение. Конференции, совещания... И худо, что те кто этим занимается, не познали прежде всего самих себя. Ведь познание только лишь себя самого стоит больше, чем все знания мира. Человека, который смиренно познает себя, признают и другие. Если бы некоторые (говоруны) познали себя, то, увидев свое плачевное состояние, они бы не смели открыть и рта.
Как-то раз один человек жаловался, что, дескать, нет ни одного православного, чтобы представлять Православие за границей на разных конференциях и прочит мероприятиях. Все говорил, говорил, говорил – так сгустил краски, что просто ложись да помирай. «Когда Бог, – сказал я ему, – спросил пророка Илию: «Что ты ищешь, Илия, на Хориве?» – то пророк ответил, что он остался один. Тогда Бог сказал ему: «Семь тысяч человек не преклонили колени перед Ваалом». Семь тысяч человек сохранили веру, а пророк Илия говорил: «Я остался один»! И теперь ты сгущаешь краски в то время, когда есть столько верующих! Неужели наш Вседержитель подобен Вседержителю, изображаемому в куполе храма, который от землетрясения может дать трещины, и тогда мы думаем, что с ним делать, чтобы он не осыпался, приглашаем реставраторов, чтобы они его укрепили!» – «Там, в Америке, – ответил он мне, – хоть шаром покати – нет никого». – «Да как же нет, – возразил я, – когда я знаком со столькими верующими из Америки!» – «Да,– говорит, – так-то оно так. Но ведь католики – это такие продувные бестии! Так и норовят нас перехитрить!» – «Да католики, – ответил ему я, – уже и сами почувствовали отвращение к папству и сейчас возвращаются в Православие. Когда Патриарх Димитрий приезжал в Америку, то разве не сами католики кричали: «Патриарх – истинный христианин, а папа – коммерсант?» Разве католики говорили это не с возмущением? А ты мне говоришь о том, что католики стремятся хитростью проникнуть в Православие, чтобы его разложить, и все подобное этому. Тогда где же, по-твоему, Бог? Разве диавол может вытворять все, что ему вздумается?»
К несчастью, западный рационализм оказал влияние и на восточных православных владык. И вот они находятся в Восточной Православной Церкви только телом, в то время как всем своим существом пребывают на Западе, который, как им кажется, царствует в мире. А если бы они смотрели на Запад духовно, с помощью света Востока, света Христова, то они бы видели духовный закат Запада, который потихоньку теряет свет Умного Солнца- Христа и погружается в глубокую тьму. Но вместо этого они собираются на конференции и постоянно обсуждают темы, которые и обсуждать – то нечего, которые за столько лет не обсуждали даже Святые отцы. Все эти действия – от лукавого. Они направлены на то, чтобы заморочить головы верующим людям и соблазнить их, что бы одних подтолкнуть к ереси, а других – к расколу.
Таким образом завоевывает новые плацдармы диавол. Ох-ох-ох, эти люди мучают народ и морочат ему голову.
А с чего все начинается? С того, что человек, не работая духовно, имеет помысл, что он духовный человек, и после этого несет глупости. Ребенок, обладающий естественной чистотой ума и малым знанием, скажет тебе разумные вещи. И напротив – человек прекрасно образованный, но с умом, закопченным от принятого им бесовского воздействия, будет говорить самые мерзкие богохульства.
Тот, кто постоянно оттачивает свой ум знанием и при этом живет, удалившись от Бога, в конце концов, делает свой ум обоюдоострым. И тогда одной его стороной он поражает себя самого, а другой стороной – своими рассудочными, не терпящими пререканий человеческими решениями ранит людей. Человеческое знание приносит пользу тогда, когда оно освящается, становится Божественным. В противном случае – это человеческое ухищрение, рассудочность, мирская логика. Необлагодатствованный ум сам по себе – это ненамагниченная железная палка, которая бьет по металлическим предметам, желает, чтобы они к ней прилипли. Но они не прилипают, а только искореживаются под ее ударами.
Таковы нынешние люди. Все они воспринимают с позиции сухой рассудочности. Эта рассудочность – настоящая катастрофа, ибо сказано, «Разум кичит». Если в человеке нет Божественного просвещения, то знание никчемно, оно приносит разрушение. (Старец Паисий Святогорец, «Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке»)
***
Все зло начинается с рассудка, когда он вращается только вокруг науки и совершенно удален от Бога. Поэтому такие люди и не находят внутреннего мира и уравновешенности. Тогда как если ум людей вращается вокруг Бога, то и науку они используют для внутренней работы над собой и для блага мира, потому что в этом случае их рассудок освящен.
– То есть, Геронда, можно сказать, что наука не приносит пользы человеку?
Наука приносит много пользы, но приносит и много мути. Я знаком с людьми, которые, будучи недостаточно образованы, обладали большей ясностью ума, чем люди ученые. Те, кто по Благодати Божией очистят свой ум от мути, которая привнесла в него наука, будут иметь больше рабочих инструментов. А если эти инструменты – знания не освятятся, они могут быть использованы лишь для мирского, но не для духовного делания. Знания быстро освящаются, если у человека появляется добрая обеспокоенность. Люди, отдающие предпочтение своему внутреннему образованию – образованию души и внешнюю образованность также использующие для образования внутреннего, быстро преображаются духовно. А если они не только теоретически, но и практически – в отношении духовном, то их помощь миру весьма велика, потому что они выводят людей из удушья адской муки и приводят в райское радование. Такие Божие люди часто могут иметь дипломов меньше, чем иные ученые мужи, но их помощь миру много больше. Такой человек Благодатию многою благ, а не кучею многих бумаг (то есть дипломов). Мир наполнился грехом, и необходимо много молитвы и личного духовного опыта. Многая писанина – это бумажные деньги, достоинство которых зависит от того, чем они будут обеспечены. Следовательно, каждому необходимо трудиться на руднике своей души.
Помню, как в Эсфигменском монастыре один старенький монах был настолько простой человек, что даже Вознесение считал одной из святых. Он молился Вознесению по четкам и говорил: «Святая угодница Божия, моли Бога о нас!» Как-то раз один из монахов монастырской богадельни заболел, и простецу нечем было его покормить. Тогда он быстренько спустился по лестнице на нижний этаж, открыл окно, выходившее на море, высунул через него руку и попросил: «Святая моя Аналипсия, дай мне рыбку для брата!» И о чудо! Тут же из моря прямо ему в руки выпрыгивает вот такая здоровенная рыбина! Все, кто это видел, застыли в изумлении. А простец с улыбкой поглядывал на них, словно говоря: «Да что же вы в этом видите странного?» А мы с вами знаем, когда совершается память одного святого, когда пострадал другой, когда, где и как произошло Вознесение, и со всеми нашими знаниями не можем вымолить даже малюсенькой рыбешки! Таковы-то вот «странности» духовной жизни, и логике той части интеллигенции, которая имеет в себе не Бога, а свое «я», эти «странности» неподвластны. Неподвластны потому, что такая интеллигенция обладает бесплодным мирским знанием, потому что она больна мирской духовной болезнью и ей не достает Духа Святого. (Старец Паисий Святогорец, «Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке»)
***
Слово, сказанное от интеллекта, не изменяет души, потому что оно является плотью. Души изменяет рожденное от Святого Духа слово Божие, обладающее Божественной энергией. Дух Святый снисходит не с помощью техники, поэтому у богословия нет ничего общего с бесплотным научным духом. Святый Дух снисходит Сам – если найдет в человеке необходимые для этого духовные предпосылки. А духовная предпосылка состоит в том, чтобы человек очистил от ржавчины свои духовные провода и стал хорошим проводником – дабы приять духовный ток Божественного просвещения. Таким образом, человек становится духовным ученым, богословом. Говоря «богословом», я имею в виду тех, чье богословие обеспечено золотым запасом богословия и чей богословский диплом имеет цену, а не тех, кто имеет ничем не обеспеченную бумажку – диплом богослова. Подобный никому не нужным дешевым бумажным деньгам времен оккупации.
Часто человек годами тратит силы своего ума на то, чтобы выучить один-два иностранных языка. В нашу эпоху едва ли не большинство людей знают иностранные языки, но поскольку эти языки не имеют ничего общего с языками Святой Пятидесятницы, мы переживаем величайшее вавилонское столпотворение. Величайшее зло в том, что, занимаясь сухим рассудочным богословием, мы выдаем наш рассудок за Святой Дух. А это называется «мозгословием», от которого рождается вавилонское столпотворение. Тогда как в богословии есть много языков и множество благодатных дарований, но все эти языки находятся между собой в согласии, потому что у них один Хозяин – Святой Дух Пятидесятницы и эти языки огненны.
– Геронда, в одной стихире на Пятидесятницу говорится: «Вся подает Дух Святый...»
– Да, подает, но тому, кто способен вместить. Как Он подаст тому, кто вместить не способен? Слово смиренного человека, основанного на его личном опыте и с болью рождающееся из глубин его сердца, имеет цену намного большую, чем куча красивых слов, которые одно за другим соскакивают с отточенного учением языка (образованного) человека. Этот язык не извещает души людей, потому что он – плоть, а не огненный язык святой Пятидесятницы. (Старец Паисий Святогорец, «Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке»)
***
– Геронда, а тенденция судить всех и вся была у людей всегда или же она появилась только в нынешнем молодом поколении?
– Нет, раньше такого не было, это дух нынешней эпохи. Сейчас судят мирян, судят всех политических и церковных деятелей, но этого мало – судят даже святых и доходят уже до того, что судят Бога. «Бог, – говорят такие люди, – не должен был совершать то-то и то-то. Ему следовало поступить так- то и так-то, а Он поступил неправильно». Слышишь, что несут? « Брат ты мой, ты что ли будешь Ему указывать?» – « А что? Я выражаю свое мнение», – отвечает он, не понимая, сколько в этом бесстыдства. Мирской дух разрушил много доброго. Зло развивается и доходит до скверного, уродливого состояния, доходит до богохульства. Люди судят Бога, и их даже не беспокоит помысел, что это хула на Него. А некоторые молодцы из тех, кого Бог ростом не обидел, если у них в голове есть при этом, хоть немного способности к суждению, начинают говорить про других: «Это что еще за пигмей? Ну а что за косолапый? А на этого полюбуйся!» – и не считаются ни с кем.
Как-то раз ко мне в каливу пришел один человек и заявил: «В таком-то вопросе Бог не должен был поступать так, как он поступил». – «А ты можешь, – спросил я его, – удержать на воздухе хотя бы один маленький камушек? Звезды, которые ты видишь на небе, – это ведь не блестящие игрушечные шарики. Это небесные тела колоссальных объемов, которые несутся с головокружительной скоростью и при этом не сталкиваются друг с другом и не отклоняются от своего курса». – «А по моему мнению, – снова говорит он мне, – это следовало устроить по-другому». Ты только послушай! Да неужели мы будем судить Бога? Появилось много логики, исчезло доверие к Богу. А если сказать таким людям, что они не правы, то они ответят... «Извини, но я высказал свое мнение. Разве я не имею на это право?» Чего только не приходится Богу слышать от нас! К счастью, Он не относится к нам всерьез.
В Ветхом Завете говорится о том, что Бог повелел израильтянам изгнать из страны всех хананеев без остатка. Раз Бог дал такие повеления, значит, Он что-то предвидел. Но израильтяне сказали: «Это не очень-то человеколюбиво. Давайте оставим хананеев, не будем их истреблять». Однако прошло время, и, заразившись от хананеев, они были увлечены в безнравственность, идолослужение и приносили в жертву идолам собственных детей, как говорится об этом в псалме. Бог знает, что делает. А некоторые с бесстыдством спрашивают... «Зачем Бог создал адскую муку?» Человек начинает судить и с этого момента теряет доброе духовное состояние. У него нет (даже) малой Благодати Божией, чтобы понять что-то чуть глубже, то есть понять, по какой причине Бог создал то или другое. Суд, гордыня, эгоизм – вот что такое все эти «зачем?» и «почему?».
– Геронда, некоторые люди спрашивают: «Зачем было распинаться Христу? Что, разве Он не мог спасти мир по-другому, без распятия?»
– Да тут Он спас его распятием и людей это не трогает! А что говорить, если бы Он спас мир по-другому? А некоторые говорят: «Бог Отец никак не пострадал. Это Сын принес Себя в жертву». Но, по-моему, любой отец предпочел бы сам пожертвовать собой, только бы не отдавать в жертву свое дитя. Для отца больше страдания доставляет видеть, как жертвует собой его дитя, чем жертвовать собой самому. Но что ты скажешь людям, если они не понимают, что значит любовь? А еще один человек сказал мне следующее: «У Адама было двое детей – Авель и Каин. Так откуда же взялась потом жена Каина?» Однако, прочитав Ветхий Завет, человек узнает, что после рождения Сифа Адам «роди сыны и дщери». А Каин после убийства своего брата убежал в горы. Он и не знал, что та, которую взял себе в жены, была его сестрой. Бог устроил так, чтобы люди были одного рода-племени, чтобы между ними не было злобы и преступлений, чтобы они говорили: «Мы дети одних родителей – Адама и Евы», это сдерживало бы человеческую злобу. Но, даже, несмотря на это, – посмотри, какая злоба живет сегодня между людьми! Как же я мучаюсь с некоторыми из людей, когда они приходят ко мне в каливу! В конце концов (видя, что дальше вести с ними беседу бесполезно), я говорю... «У меня болит голова, а аспирина нет». А они, уходя, еще расстраиваются, обижаются. «Мы проделали такой дальний путь, а он говорит нам, что у него болит голова», – сетуют они, не понимая, почему я жалуюсь на головную боль. А некоторые предлагают: «Так, может быть, тебе аспирину принести?» (Старец Паисий Святогорец, «Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке»)
***
Святое смирение — это совершенное доверие Богу.
Великая ценность в том, чтобы быть водимым Богом, не иметь никакой своей воли. Раб не имеет своей воли. Он делает то, что пожелает господин его. Так и верный раб Божий. Ты становишься Его рабом, но в Боге получаешь свободу. Это и есть подлинная свобода — гореть по Богу, для Бога. В этом всё. Мы уже говорили об этом. Если будешь побежден Богом, поработишь Ему себя, то будешь жить в свободе чад Божиих: Ибо кто кем побежден, тот тому и раб (2 Петр. 2, 19). Случается так, как с послушником, который полностью доверяет своему старцу, и Бог дает ему благодать. Вспомните пророка Елисея. Он взял милоть и ударил по воде реки, но она не расступилась, как это делал пророк Илия, потому что сделал это Елисей с эгоизмом, а не со смирением. Потом, смирившись и увидев, что сам он не может ничего, со смирением призвал помощь своего старца — пророка Илии, и получил благодать. Воды расступились в разные стороны, образовав путь, чтобы он перешел реку (4 Цар. 2, 8-15). (Старец Порфирий Кавсокаливит «Житие и слова»)
***
Бог предвидит, но не предопределяет.
Зло существует и происходит от диавола. В нас есть и злой дух, и добрый, которые борются друг с другом. Или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24). То есть в нас происходит брань добра со злом. Но в этой брани человек свободен в своем выборе. Значит, не Бог предопределяет и решает, а свободная воля человека. Человек свободной своей волей (дар Божий, который он извратил) действует самовольно. Не Бог является причиной, и Он не предопределяет нас для этой цели. Его всеведение не обязывает нас. Он уважает нашу свободу и не упраздняет ее. Он любит нас, не делает нас рабами, ценит нас. Бог не вмешивается в нашу свободу, уважает ее, дает нам свободу. Значит, ответственны мы, потому что делаем то, что желаем сами. Бог нас не принуждает. Это предначертано и известно Богу, что ты убьешь этого человека, но Богом не определено тебе этого сделать. Как возможно, чтобы Бог, сотворивший нас по Своей безмерной любви, Который Сам есть абсолютная любовь и желает лишь любви, желал привести нас ко злу и убийству? Он дает тебе свободу, чтобы потом забрать ее? Ты действуешь свободно, ты решаешь то, что Бог знает изначала, не принуждая тебя, и потому ответственен ты.
Бог предназначил его стать совершенным. Но Он дал ему и свободу, и теперь зависит от самого человека, последовать злу или добру. В наших страстях повинен иной — наша воля. Бог создал человека, чтобы человек сам стремился стать благим, чтобы он сам желал этого и чтобы это становилось как бы его собственным достижением. Хотя в действительности это происходит от благодати Божией. (Старец Порфирий Кавсокаливит «Житие и слова»)