Подлинные задачи и ошибки духовничества, выбор священника, способного стать настоящим учителем для человека, вступающего в Церковь, – мало найдется тем для разговора сложнее, чем эти. Свои непростые вопросы «Фома» решил задать одному из наиболее известных и авторитетных духовников нашего времени, оптинскому старцу Илию.

- Батюшка, скажите, для чего необходимо духовное руководство человеком, приходящим в Церковь, и в чем оно должно заключаться?

- Духовной жизни нужно учиться, и это, пожалуй, важнейшая учеба в нашем мире, без которой все наше общество обречено. Посмотрите, до чего довело нас безбожие, отказ от жизни по заповедям. Не случайно в середине века наш мир стоял на грани гибели и атомной катастрофы, именно в те годы, когда по телевизору обещали в скором времени «показать последнего попа». И сейчас терроризм, сатанинская ненависть, деградация нашей деревни – все это имеет единый корень, восходящий к разрушению той преемственности в духовном опыте, без которых мы не можем жить нормально. Это не только отталкивает человека от спасения в жизни вечной, но и разрушает нашу сиюминутную социальную жизнь.

Задача же духовного учительства состоит именно в том, чтобы восстановить и укрепить традицию передачи, сохранения и преумножения духовного опыта. О важности этого служения говорит хотя бы то, что в Евангелии самого Господа именуют Учителем. Ведь Он сам дал нам пример: Спаситель ходил по Палестине с учениками из конца в конец, поступал так же, как и другие учителя того времени не только в Израиле, но и в Афинах, и на Востоке. Тем самым Христос показал нам, что для духовной учебы не обязателен теплый кабинет, учить можно и на голых скалах. Главное – чему учить и как.

Подробнее: «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может»

- Добрый день. Мы продолжаем беседы со схиархимандритом Илием о жизни, о вечности, о душе. Тема сегодняшней беседы – молитва. Что значит для человека молитва?

- Если кратко сказать о молитве, то это беседа человека с Богом. Это возношение ума и сердца к Богу, это пища нашей души. Мы все поддерживаем нашу жизнь, физическую (наше тело, земное существование, продолжение нашей жизни) хлебом и прочим, а жизнь души, ее продолжение – молитвой. Апостолы просили Господа научить их молитве, и Господь дал нам очень простую, но очень содержательную и краткую молитву «Отче наш». Здесь основные моменты нашего отношения к Богу, здесь славословие, благодарение и прошение.

- А почему эту молитву называют образцом молитвы?

- Все наши обычные молитвы, суточные (утренние и вечерние), наши частые молитвы, в основном строятся по образцу молитвы «Отче наш». И наши ежедневные богослужебные молитвы, которые нам предлагает церковный устав, они в основных моментах не выходят за рамки молитвы «Отче наш».

Поэтому молитва – это, прежде всего, наша пища. Человек родился, его покрестили, его должны поддерживать родители, чтобы он мог вырасти физически. Но в то же время  православный человек, христианин, должен вырасти для вечной жизни. И молитва есть основная пища, это то, что создает наше будущее духовное сокровище.

Подробнее: «Молитва – это пища нашей души»

— Сегодня мы начинаем цикл бесед со схиархимандритом Илием, известным духовником нашего времени, человеком, к которому за словом любви и утешения, совета, наставления приезжают люди из разных уголков России. Намечая тему для разговора, отец Илий хотел затронуть самые важные вопросы — те, которые чаще других задают люди священнику. Эти вопросы иногда называют вечными. Один из таких вопросов — о смысле жизни. Зачем человек живет на Земле. Батюшка, я думаю, что Вам не однажды задавали этот вопрос?

— Конечно. Мы должны понять то, что какими бы не были жизненные условия, жизненные обстоятельства наши и возможности в этой жизни, мы неизбежно уходим из этого мира. И если задуматься, то слишком коротка наша жизнь. И если только касаться понятия о времени нашего пребывания в этом мире, то получается просто бессмыслица. Почему? Вы знаете слова Пушкина: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?». То есть и страсть, и горе, и увечье, болезни просто человека надрывают, человек приходит в отчаяние и думает: для чего я живу? Он задумывается. Порой он думает, что все в жизни слабо, неустойчиво, жизнь слаба.

Конечно, бывает, что люди-счастливцы, с внешней стороны проживают жизнь в достатке. Но, однако, если заглянуть в их душу, то может быть, что человек, с внешней стороны несчастный, в два раза крепче душой и доволен, чем счастливый с внешней стороны. Об этом, конечно, очень много говорит литература.

Подробнее: Cтарец Илий о смысле жизни

- Мы продолжаем цикл бесед со схиархимандритом Илием о жизни, о вечности, о человеческой душе. Сегодня мы поговорим о совести.

Батюшка, часто пишут и говорят «совестливый человек» или, наоборот «бессовестный». В характеристиках пишут «человек добросовестно относится к работе». Почему люди придают такое большое значение наличию или отсутствию совести?

- Господь дал нам закон, Священное Писание, Божественное откровение, но прежде этого Господь вложил в человека свой Божественный голос, который называется совесть. Совесть – это функция души нашей, и она, конечно, много говорит человеку.

Когда человек поступает по нравственным законам, которые от Бога, то совесть одобряет. Напротив, когда человек нарушает Закон Божий, поступает против Закона, естественно, совесть обличает его. Но у человека есть еще воля. Волей человек иногда преступает этот голос совести и поступает против нее.

- Батюшка, скажите, а можно ли воспитать совесть? Или это врожденное свойство?

- Совесть дана нам от Бога. Она у человека врожденная, как и разум. Человеку дается интеллект, дается воля и дается совесть.

Есть еще одна функция – это религиозное чувство в человеке. Оно сочетается, входит в связь с душой нашей, совестью, разумом. Человек ищет смысла жизни своего. И, конечно, человеку дано от рождения его воспитание, которое должны вложить родители его. Дальше его воспитывает школа.

Подробнее: Старец Илий о совести