Расписание богослужений

 bogoslОбщее дело

Когда человек "с улицы" заходит в храм, то он слышит пение и чтение, много еще не понятных слов и выражений, среди которых попадается, однако, и то, что оказывается вполне узнаваемым. Если он задержится здесь еще на какое-то время, то увидит, как в какие-то определенные моменты зажигается или гаснет свет, открываются и закрываются царские врата… Все это для него пока еще не наполнено конкретным смыслом. Однако именно это — центр всей церковной жизни, это — богослужение.

Подробнее: О церковном богослужении

Якоже Самому Богу беседующе..."

Как уже говорилось прежде, сегодня утреню по соображениям чисто практического характера в приходских храмах принято служить вечером, непосредственно после вечерни, отступая, таким образом, от смысла этого богослужения, но давая тем не менее возможность присутствовать на нем большинству прихожан (что было бы затруднительно, если бы оно начиналось рано утром). Совершается она, как правило, в соединении с вечерней, непосредственно после нее.

Если вечерня отсылает нас по преимуществу к временам ветхозаветным, наполненным напряженным ожиданием Спасителя человеческого рода, то утреня по своему содержанию относится более к поре новозаветной. При этом по составу ее принято условно разделять на три части: в первой мы исповедуем свои грехи перед Богом и испрашиваем милостей Божиих в предстоящий день (шестопсалмие, великая ектения, кафизмы); во второй вспоминаем и прославляем угодников Божиих, чья память совершается в этот день (канон); в третьей возносим особое славословие Самому Господу (хвалитные псалмы, великое славословие).

Подробнее: Утреня

 Возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь…"

 В те дни, когда Святая Церковь вспоминает какое-либо событие Священной Истории либо память святых угодников Божиих с особой торжественностью, вместо вечерни и утрени в храмах совершается особая служба, называемая всенощным бдением.

 Название этой службы происходит от древнего обычая (и по сей день соблюдаемого, например, в монастырях Святой Горы Афон) совершать ее в течение всей ночи, пребывая все это время в непрестанном бодрствовании (по-церк.-слав. — бдении). В современной приходской практике всенощное бдение (или, кратко, всенощная) совершается обычно с вечера, чтобы все молящиеся имели возможность присутствовать на этой величавой и торжественной службе. Как правило, в служении всенощной принимают участие все священнослужители данного храма или монашеской обители.

Подробнее: Всенощное бдение

Первое богослужение в суточном круге — вечерня. Вечерня бывает нескольких видов: вседневная — она совершается чаще всего, в дни, когда нет празднования с полиелеем или всенощным бдением; малая — по Уставу должна совершаться накануне праздничных и воскресных дней перед бдением (на практике почти нигде не совершается, кроме некоторых монастырей); великая вечерня служится накануне дней, когда полагается полиелей или бдение (в соединении с утреней, что и образует всенощное бдение, или же отдельно от нее). Богослужение вечерни по объему своему достаточно невелико, однако его важность требует все же определенной обстоятельности, ввиду чего рассказ о нем нам придется разделить на два выпуска.

Подробнее: Вечерня

lpdВеликопостное богослужение существенно отличается от богослужения всего годового круга. В нем все подчинено единой цели: это настоящая школа покаяния. И совершенно особое место в богослужебной жизни Церкви занимает литургия Преждеосвященных Даров.

Хлеб Небесный

В Православии совершение Евхаристии — это всегда полнота радости, торжество Церкви: таинство явления Христа среди Его учеников, доказательство Его Воскресения. Праздничная Божественная литургия неуместна в дни Великого поста — это время сугубого покаяния и сокрушения о грехах, поэтому Устав предписывает совершать литургию в этот период только по субботам и воскресеньям.

Подробнее: Литургия Преждеосвященных Даров

Еще статьи...

  1. Пассия

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция