Болезни глаз у человека. Известные болезни глаз лечение. Болезни глаз симптомы. Лечение простуды в домашних условиях. Самое быстрое лечение простуды. Простуда лечение лекарства. Хороший стоматолог отзывы. Самый добрый стоматолог отзывы. Ассоциация стоматологов отзывы. Занятия йогой дома. Быстрая йога для начинающих дома. Как правильно заниматься йогой дома. Обертывание в домашних условиях. Быстрое обертывание живота в домашних условиях. Обертывание в домашних условиях рецепты. Наборы спортивного питания. Вкусная спортивное питание для набора массы. Спортивное питание оптом. Как избавиться от перхоти. Хороший шампунь от перхоти отзывы. Как избавиться от перхоти навсегда. Зеленый чай для похудения. Главные свойства зеленого чая. Можно ли пить зеленый чай.

Календарь

 

Первое богослужение в суточном круге — вечерня. Вечерня бывает нескольких видов: вседневная — она совершается чаще всего, в дни, когда нет празднования с полиелеем или всенощным бдением; малая — по Уставу должна совершаться накануне праздничных и воскресных дней перед бдением (на практике почти нигде не совершается, кроме некоторых монастырей); великая вечерня служится накануне дней, когда полагается полиелей или бдение (в соединении с утреней, что и образует всенощное бдение, или же отдельно от нее). Богослужение вечерни по объему своему достаточно невелико, однако его важность требует все же определенной обстоятельности, ввиду чего рассказ о нем нам придется разделить на два выпуска.

От начала бытия мира до времен исполнения пророчеств

Со службой вечерни соединяется по преимуществу воспоминание о временах Ветхого Завета: от самого сотворения мира до пришествия на землю Христа Спасителя.

В ней перед мысленным взором верующего человека проходят основные события ветхозаветной истории: начало бытия мира и блаженное, ничем не омрачаемое пребывание Адама и Евы в раю, их отпадение от Бога и обетование о грядущем Мессии, данное им в утешение, а также самая жизнь ветхозаветного человека с его верой в имеющую некогда открыться тайну искупления человеческого рода смертью Единородного Сына Божия.

Вечер дня естественным образом как бы сближается, сравнивается в вечернем богослужении с вечером нашей жизни, напоминая тем самым о неизбежном конце земного бытия каждого из нас — о смерти, побуждая просить у Бога, как о величайшей милости, о даровании нам мирной христианской кончины.

Это содержание вечерни подробно раскрывается в тех молитвословиях, песнопениях и священнодействиях, которые и составляют собой вечернее богослужение.

"Вся премудростию сотворил еси"

После возгласа священника Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков и обычного начала на вечерне всегда читается (или — на всенощной — поется) 103-й псалом, который иначе в богослужебной церковной традиции именуется предначинательным (поскольку им начинается вечерня, а следовательно, вместе с ней и весь суточный круг). В нем в ярких поэтических образах, в трогательных живописных картинах воспевается создание мира, прославляется Господь — его Творец и Промыслитель.

Псалмопевец восходит своей мыслью к Богу, одевающемуся светом, яко ризою (ср.: Пс. 103, 2), вспоминает сотворение небесных бесплотных сил — творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный (Пс. 103, 2), начало бытия видимого, материального мира, поражается его первоначальной красоте и благолепию. И, вкратце исчисляя то, что может свидетельствовать о величии и совершенстве Божественного замысла, он в восторге восклицает: Яко возвеличишися дела Твоя, Господи; вся премудростию сотворил еси! (Пс. 103, 24).

Во время чтения псалма совершающий службу священник, выйдя из алтаря, становится с непокрытой головой перед закрытыми царскими вратами и тайно, то есть про себя, читает так называемые светильничные молитвы (они называются так, поскольку читаются вечером, когда меркнет естественный свет и приходит время зажигать светильники). Таким образом, священник изображает собой одновременно и Адама, оплакивающего свое грехопадение перед затворенными для него и его потомков вратами рая, и обетованного Богом Ходатая за весь человеческий род — Христа Спасителя. Основное содержание светильничных молитв — восхваление Бога за Его милости к нам, исповедание нашей немощности и греховности, прошение о том, чтобы Господь не прогневался и не наказал нас за допущенные нами беззакония, благодарение за прожитый под покровом Божиим день и просьба, дабы и в оставшееся вечернее и ночное время по-прежнему сохраниться нам в мире и пребыть неуязвленными от зла.

"Миром Господу помолимся"

По окончании предначинательного псалма звучит великая, или, иначе, мирная, ектения, которую произносит диакон, а если его нет на богослужении, то священник.

Греческое слово "ектения" означает "распространение". Обычно ектенией называется ряд молитвенных прошений, которые служат развитием или распространением прошений кратких: "Господи, помилуй", "Подай, Господи" (существуют различные ектении, о них и о том, чем они отличаются друг от друга, мы будем говорить ниже).

Мирной эта ектения именуется, поскольку в первых прошениях ее говорится о мире, которого мы просим у Бога. (Здесь надо, конечно, понимать, что, произнося слова "миром Господу помолимся", мы имеем в виду не то, что собираемся молиться "всем миром". Подразумевается мирное состояние духа. И тот "свышний мир", о преподании нам которого мы просим у Бога далее, есть мир, завещанный Христом Его ученикам: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам [Ин. 14, 27]). Великой она названа по тому большому количеству прошений, которое в ней заключено.

В этой ектении мы молимся о ниспослании "мира миру", о храме и о присутствующих в нем, о церковном священноначалии и о мирских властях, о стране и о граде, в которых мы живем, и вообще о каждой стране и каждом граде и обитающих в них верующих людях. Мы просим в ней, чтобы Господь даровал нам необходимое для жизни "изобилие плодов земных", ходатайствуем особо о тех, кто находится в беде: о "плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих и плененных", молимся, чтобы и нас самих избавил Бог от "всякой скорби, гнева и нужды", и просто — помиловал и спас, в чем заключается, наверное, полнота всех наших прошений. Не будет, пожалуй, преувеличением, сказать, что мирная ектения охватывает собой все основные нужды, о помощи в которых просит человек у Бога на земле.

Жертва вечерняя

После мирной ектении по Уставу полагается стихословие (чтение) кафизмы из Псалтири, которое, к сожалению, в приходской практике чаще всего сокращается.

За ней впервые звучит малая ектения, начинающаяся словами "Паки и паки (то есть снова и снова) Господу помолимся" и представляющая собой сокращение великой.

Затем поются и читаются стихи псалмов 140, 141, 129 и 116: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи. Господи, воззвах к тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя, Господи. В это время совершается каждение всего храма — с одной стороны, в напоминание о жертвах и курении фимиама, совершавшихся в Ветхом Завете, с другой — как выражение возношения к Богу наших молитв через веру в Искупителя.

После псаломских стихов звучат стихиры — особые песнопения, в которых прославляется святой, память которого совершается в этот день, либо то или иное благодеяние Божие, в честь которого установлено празднество. Так в стихирах указывается на исполнение в Новом Завете того упования, которым жили праведники Ветхого Завета. Называются эти стихиры по своему месту в богослужении стихирами на Господи, воззвах. На практике они исполняются следующим образом. Канонарх (им бывает один из чтецов на клиросе) громко выкликает начало очередного стиха из вышеуказанных псалмов, и затем хор поет окончание этого стиха и следующую за ним по порядку стихиру. Можно встретить указания, что следует петь стихиры "на 10", "на 8", "на 6" и т.д. Смысл этого заключается в том, что поется либо 10, либо 8, либо 6 стихир. Псалмы прочитываются до соответствующей отметки, так что остается 10, 8 или 6 стихов, и стихи эти надлежащим образом "канонаршатся перед стихирами".

Завершаются стихиры на Господи, воззвах пением стихир на Славу и ныне, причем на и ныне всегда, за исключением некоторых праздников, полагается петь Богородичен, то есть песнопение, посвященное Божией Матери.

Добавить комментарий