Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Приближаясь к неизреченному событию, всеторжественному и вседуховному празднику Рождества Христова, к этому поистине небесному и земному ликованию не только на земле, но и на небе, со всей полнотой Церкви взываем: «Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите! Христос на земли — возноситеся, пойте Господеви вся земля...»...
Сегодня, в этот святой день, когда уже началось это Рождественское торжество, наши мысленные взоры переносятся к событиям той ночи, в которую родился Господь наш Иисус Христос, истинный Бог и истинный Человек. «Нас ради и нашего ради спасения» Господь стал одним из нас по Своему желанию. Он так же, как и мы, воспринимал и боль, и радость, и тоску, и ликование. Господь и алкал, и жаждал, и оплакивал Своих друзей — Лазаря Четверодневного, был гоним врагами и, наконец, на Голгофе принес Себя в жертву за грехи всего человечества — не просто за все абстрактное человечество, а за каждого человека конкретно, за тебя, за меня.
Рождественский канон. Смысл его для невладеющих церковнославянским остается темен. Сначала все понятно: «Христос раждается -- славите!» Но чем дальше, тем сложнее на слух рождественское песнопение: «вознесый рог наш», потом про морского зверя, который «изблевал», чуть позже -- «приосененную чащу» и так далее. Смысл канона для невладеющих церковнославянским остается темен. Попытаемся прояснить его.
Песненный канон
На самом деле рождественских певческих канонов не один, а два: оба были сочинены в VIII веке двумя великими церковными поэтами-гимнографами: Космой Маюмским и его братом — Иоанном Дамаскиным. Ирмосы первого канона (Космы Маюмского) исполняются каждую субботу начиная со дня празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря по н. ст.) до Рождества и ежедневно во все время Святок до крещенского сочельника (18 декабря): так выражена связь между событием Введения — началом подготовки Богородицы к Ее будущей миссии — и рождением Спасителя.
Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник): в этот день Святая Церковь завершает подготовку к великому празднику Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. На вечерней службе читаются несколько паремий. Вот некоторые из них.
Книга пророка Михея (V, 2–4)
Рождество ХристовоИ ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли.
Данная паремия, читаемая на первом часе, посвящена пророчеству Михея о рождении Христа в городе Вифлееме.
Предлагаем вашему вниманию последование служб Рождественского Сочельника и Рождества Христова
Братия, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
Подробнее: Неделя 30-я по Пятидесятнице. О чем читают в храме Апостол и Евангелие