Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня Евангелие нам говорит о встрече Бога и человека. Это рассказ о Закхее. «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Этими словами Господа завершается сегодняшнее чтение. Этот рассказ мы все хорошо знаем и помним. Но Евангелие это не слово человеческое. Это слово живого Бога, и оно имеет великую животворящую силу. Слова Мои есть Дух и жизнь, как говорит Сам Господь.
Эта всем нам известная история о Закхее не перестает волновать нас и сегодня. Господь проходит через Иерихон. В этом городе жил Закхей. Он был богатым человеком. Он был не просто мытарем – сборщиком податей для Рима. Он был начальником мытарей в Иерихоне. К мытарям народ относился с презрением и ненавистью. Мытарь – это было слово, как позорное клеймо на человеке алчном, жестоком, бессовестным, закосневшим в своей неправде. Для фарисеев, да и не только для них, мытари, эти сборщики податей для ненавистного им Рима, были изменниками и предателями в Израиле. И даже Сам Господь говорит о тех, кто ожесточается в своей нераскаянности: «А если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь».
Пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель московского подворья Оптиной пустыни архимандрит Мелхиседек (Артюхин) в интервью сайту «Монастырский вестник» рассказал о предстоящей работе монашеского направления XXIII Международных Рождественских образовательных чтений.
— Отец Мелхиседек, 22-23 января в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре Москвы начнет свою работу направление «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви». Синодальный отдел по монастырям и монашеству на протяжении трех лет выступает организатором этого направления. Скажите, какие задачи стоят на этот раз перед участниками предстоящего форума?
Вода связана с праздником Крещения Господня. Господь Иисус Христос перед общественной проповедью на реке Иордан принял водное Крещение от Иоанна Крестителя. Происходил святой обряд так: люди приходили к Иоанну, исповедывались в своих грехах, и он их омывал в воде Иордана. Это было знаком отпущения грехов. Господь Иисус Христос был безгрешен, но исполнял обычай, чтобы, как все, принять водное Крещение. В этот момент по Евангелию открылись небеса, и в виде голубя на Иисуса Христа сошел Святой Дух, что было засвидетельствовано Иоанном Крестителем.
Этот праздник еще называется Богоявлением, поскольку одновременно с Крещением Святая Троица явилась на Иордан. После Крещения Господь наш Иисус Христос выходит на проповедь Евангелия и три года проповедует, заканчивая свой светлый путь распятием на Голгофе. Поскольку начало главным событиям было положено у реки Иордан, в празднике Крещения заключается, может быть, все Евангелие.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3, 16–17).
И в сегодняшний день — день Крещения Господа нашего и Спаса Иисуса Христа — мы, именующие себя христианами, вспоминаем великое чудо, когда безгрешный Господь «нас ради человек и нашего ради спасения» крестился в Иордане от Иоанна Предтечи. Зачем же это было нужно Ему — Тому, Кто был безгрешен абсолютно?
А нужно это было для того, чтобы очистить нас от греха, проклятия и смерти, чтобы положить начало нашему с вами восстановлению, крещению во оставление грехов, приобщению Духа Святого и в наследие жизни вечной.
18 января 2015 года Святая Православная Церковь отмечает Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)
В храме святых апостолов Петра и Павла Царские часы и Чин изобразительных были совершены в пятницу утром, как и положено по Типикону, когда Сочельник приходится на субботу или воскресенье.
В сам Крещенский Сочельник, в воскресение, была отслужена Божественная Литургия святителя Иоанна Златоуста. Затем была отслужена Великая Вечерня и по заамвонной молитве был совершен чин великого освящения воды.