двуглавый храм Петра и ПавлаПравославный храм представляет сбой сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ. Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно.

Храм как целостный символ - это и образ Вселенной, и существующей в ее пределах Церкви, распространенной по всему миру и созерцаемой в перспективе.

Ярусы храма – символически отражают связь Земной Церкви с иерархией Церкви Небесной, с ярусами Небес, восходящих к престолу Божию. Уменьшение ярусов к верху является образом уменьшения числа восходящих в «вышние Небеса», то есть ступеней духовного восхождения, раскрытых в «Лествице» преп. Иоанна Лествичника.

Св. Иоанн Златоуст учит, что каждый из верующих и все вместе есть храм, и все народы суть четыре стены, из которых Христос создал единый Храм. Так же стены, по словам Св. Дмитрия Ростовского, толкуются как Закон Божий. И в этом смысле интересно сопоставить росписи стен внутри Храма с символикой архитектурных деталей снаружи. Содержание стеновых росписей обычно составляют евангельские события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, Св. Апостолов – зримый образ Закона Божия, данного христианам в Новом Завете. На стенах так же пишутся и образы Святых – князей, святителей, мучеников, преподобных – жизнью исполнивших и проповедовавших закон христианской веры. Таким образом, стены храма – это и образ служения Церкви небесной нам, Церкви земной: защита чистоты Православия и соборное молитвенное предстательство о живущих перед Богом.

Белый цвет стен храма означает возрождение к иной, преображенной жизни. Бурый цвет стен храма символизирует кровь Христа, жертвенность во имя спасения и преображения мира.

Вход в храм всегда устраивается с запада - потому что вход в храм есть удаление от тьмы, появляющейся на западе, и приближение к свету, идущему с востока.

Храмы обращены алтарем к востоку: восток есть образ светлого царства Иисуса Христа, в Которого верует и к Которому в царство стремится Церковь, т.е. общество верующих; с востока происходит и сама Церковь: там была первая Церковь безгрешных прародителей (Адама и Евы); там родился, страдал и устроил Свою новозаветную Церковь Спаситель Иисус Христос; с востока придет судить весь род человеческий и всех верующих Спаситель.

Схема храма