Верхняя часть храма
Верх Храма - состоит из основания, которое иногда называют «трибун», а также «шеи» или «барабана» и главы, состоящей из «маковицы» (купола) и Креста.
Основание глав храма – раскрывается через смысл внутренней конструкции этого основания и системы внутренних росписей. Внешне это иногда плоский прямоугольник (в плане квадрат), иногда сужающийся к шее конус с округленными концами. Часто эти основания украшают «закомарами» или «кокошниками», что подчеркивает связь Евангелия и Евангельской проповеди с Небесными силами.
Внутри основания размещался сводчатый переход от крестовых сводов основного объема храма к цилиндру шеи, называемый «парусами» (в древнерусском языке встречается название этой конструкции «пазуха»). «Главу бо церковную держит Христос, шею – Апостолы, пазухи – Евангелисты»
Основание главы есть символ Евангелия, распространения всего христианского учения на четыре стороны света, просвещение ими всего мира. Часто основание главы было восьмигранным, что позволяло выделить в плане и на фасаде Крест, ориентированный, как и весь храм, по сторонам света. С появлением в русской архитектуре бесстолпных храмов, где нет внутри пазух, евангелисты изображаются вверху сомкнутого свода, основанием главы можно считать верхний ряд кокошников, обрамляющий храмовый верх.
Шея (барабан) главы храма – изображение Небесной Церкви через образы Апостолов, Пророков, Праотцев, Архангелов, Херувимов и Серафимов. Внутри шеи главы обычно находится изображение апостолов, либо поярусное изображение всех чинов Небесной Церкви – Пророков, Апостолов, Архангелов и высших чинов небесных сил – Херувимов и Серафимов.
В древних храмах снаружи, в простенках между окнами шеи помещались изображения Апостолов, иногда Праотцев и Пророков (но таких изображений на Руси не сохранилось). Сохранились наружные изображения Небесных сил на венчающих частях шеи непосредственно под маковицей главы. То есть снаружи храма в прикровенных символах обозначается то, что скрыто в иконописных образах внутри.
Окна шеи – символично обозначает свет учения Церкви, простенки – чины святых, а венчающий шею карниз - небесные силы.