Расписание богослужений

 закомараАрхитектурные формы – окна, аркатура, карнизы, даже без изображений на них несут в себе символ отсутствующего образа, так как они не отделимы от всего храма – образа земной и небесной Церкви. Например, ромбы изразцов в аркатурах шей храмов XVI-XVII веков (напоминающие форму священнической палицы – «меча духовного») - суть знамения чинов святых Небесной Церкви, а им подобные или иные изразцы и орнаментальные пояса карнизов шеи – знаки чинов Сил бесплотных. Это относится и к различным поребрикам, бегунцам и другим элементам декора архитектурных форм. Разнообразные спирали, волнообразные и зигзагообразные линии и другие знаки обозначают Небесные силы и проявления их действия.

Закомара - полукруглое или килевидное завершение прясел церковного здания, примерно соответствующее кривизне закрываемого свода. Ложная (не повторяющая внутренней формы свода) закомара называется кокошником. Кокошники имеют только декоративное значение. Они имеют полуциркульную, трехцентровую, килевидную либо треугольную форму. Закомары и ярусы «кокошников», окружающих главу (или несколько глав) – образ Небесной Церкви (Ангелов и Праведников), предстоящей престолу Божию и его славящей. Разнообразие в очертаниях форм закомар и кокошников может означать различные виды служения и исповедания веры многочисленной Небесной Иерархии Небесной Церкви.

Аркатурные пояса - это поэтический рассказ о жизни святых в райском саду.

Столбцы и арочки – символ идеальных деревьев. Между ними растут еще деревца, на которых сидят птицы.

Основания столбцов аркатуры – «корни» деревьев, возле них ходят диковинные животные. И все это служит обрамлением как бы парящих над некоей райской землей спокойных фигур Святых. Это собирательный образ Святых, прославивших все страны света, все концы земли, и отсюда – прямое сходство арктурного пояса храмовых стен с аркатурой шеи церковного верха.

Птицы – символ праведных душ, ими часто изображались апостолы. Общеизвестные символы евангелистов: Матфей (ангел), Марк (лев), Лука (телец), Иоанн (орел). Человек, лев, вол и орел – это четыре символических образа, которые видели пророк Иезекииль и Евангелист Иоанн видениях – как стоят они под престолом Всевышнего (Иез. 1, 5; Откр. 4, 6). Согласно священным писателям, это изображает четыре основных добродетели: мудрость, храбрость, правду и чистоту. Человек означает мудрость, Лев – храбрость, Вол означает правду, так как это было жертвенное животное, которое приносилось в оправдание за грех, Орел в полете означает чистоту, потому, что он поднимается на большие высоты, а в высотах – чистота.

дмитровский собор во владимиреЕще эти четыре символических образа означают различные духовные силы возле престола Божия, которые день и ночь поют: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!»

Обозначением Ангельских сил часто были такие зооморфные символы как лев, конь, орел, вол. Конь – символ послушного и верного слуги.

Из такого соотношения наружных и внутренних изображений в общем строе символики храмовой архитектуры становится понятным, какие истины веры могли быть открыты всем, в том числе и язычникам, а какие должны быть только тайным знанием посвященных по мнению древних христиан.

Строгие, без изображений аркатурные пояса, где нет изображений райских деревьев, а только столбики, перехваченные «дыньками» – это тоже символ райского сада.

Орнаментальные пояса, поднятые наверх прясел стен под закомары, таким образом образуя карниз, имеют керамические балясины, напоминающие столбики аркатурных поясов, подчеркивают единство символики с аркатурой. Смысл раннемосковского орнаментального пояса – жизнь святых в Раю, как плод земного подвига исповедания вер и жизни в Законе Божием.

Часто содержание одной архитектурной формы сочетает в себе не один символ, а несколько . Это относится и к храмовым стеновым столпам, на которых снаружи вместо символов ангельских Сил и Святых часто помещается изображение виноградной лозы, как знака Древа Жизни. Значение винограда в христианской символике очень многогранно, но два из них – образ Рая и Причастия, которое тоже «Огонь» - совершенно органично сочетаются с образом Сил Небесных, ибо они населяют Рай и образуют небесный Огонь.

Валики – небольшая, но очень распространенная архитектурная деталь, которая присутствует почти во всех профилях закомар, кокошников, наличников, порталов, карнизов, цоколей, которые часто раскрашиваются косыми полосками красного, белого, синего, зеленого цвета и имитирующих плетеную веревку («вервь»). Прямой аналог этой формы – «верви», скреплявшие конструкцию Скинии, где они встречаются и четырехцветными, и позолоченными в разных случаях.

Являясь знаком соединения столпов, стен, закомар, верхов храма, валики – «верви» несут в себе образ единства всей конструкции храма, то есть символ единства, соборности Земной и небесной Церкви, все иерархические ступени которой обозначены архитектурными формами русского православного храма.

Аркатурно-колончатый пояс

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция