Расписание богослужений

 Возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь…"

 В те дни, когда Святая Церковь вспоминает какое-либо событие Священной Истории либо память святых угодников Божиих с особой торжественностью, вместо вечерни и утрени в храмах совершается особая служба, называемая всенощным бдением.

 Название этой службы происходит от древнего обычая (и по сей день соблюдаемого, например, в монастырях Святой Горы Афон) совершать ее в течение всей ночи, пребывая все это время в непрестанном бодрствовании (по-церк.-слав. — бдении). В современной приходской практике всенощное бдение (или, кратко, всенощная) совершается обычно с вечера, чтобы все молящиеся имели возможность присутствовать на этой величавой и торжественной службе. Как правило, в служении всенощной принимают участие все священнослужители данного храма или монашеской обители.

По своему составу всенощное бдение представляет собой соединенные в одно целое вечерню и утреню, имеющие при своем совершении ряд особенностей по сравнению с обычными (так называемыми "вседневными") вариантами этих служб, и присоединяемый к ним первый час.

 Церковный Устав назначает совершение всенощного бдения накануне:
 
  • всех воскресных дней в течение года (кроме Святой Пасхи, богослужение которой имеет свои отличительные особенности);
  • всех двунадесятых праздников;
  • пяти великих праздников (Обрезания Господня, Усекновения главы и Рождества святого Иоанна Предтечи, дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла и Покрова Пресвятой Богородицы);
  • всех престольных праздников храма или монастыря;
  • дней памяти особо чтимых святых: святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, святителя Николая Чудотворца, святителя Иоанна Златоуста, святого великомученика Георгия Победоносца, собора трех Вселенских святителей.

По благословению настоятеля бдение может также совершаться и в иные праздничные дни (например, в день памяти какого-либо святого, если в храме хранится частица его святых мощей).

Всенощное бдение предваряется совершаемым предстоятелем каждением алтаря и сослужащего с ним духовенства, после чего диакон обращается к молящимся возгласом: "Востаните!", на что хор от лица всех присутствующих в храме испрашивает у Господа благословение на совершение праздничной службы.

 Сама всенощная начинается тем же возгласом священника, что и обычная утреня: "Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков", но (в отличие от вседневной утрени) при открытых Царских вратах иконостаса. При совершении этого возгласа предстоятель начертывает кадилом Крест перед Святым Престолом, после чего совершает каждение иконостаса, прочих находящихся в храме икон и всех молящихся. Это каждение призвано напомнить нам о благодатном состоянии наших прародителей в Эдемском саду до их грехопадения. Священник кадит не только иконы, но и стоящих в храме людей, поскольку христиане, сотворенные по образу и подобию Божию (см.: Быт. 1, 26), облекшиеся во Христа во святом Крещении (см.: Гал. 3, 27) и принявшие при святом Миропомазании дары Святого Духа (см.: Деян. 2, 38), есть как бы одушевленные иконы Божии и храмы Его (см.: 1 Кор. 3, 16). Во время каждения хор поет стихи повествующего о сотворении мира 103-го псалма.
 

Вообще особенностью всенощного бдения является резкое преобладание пения над чтением: даже те молитвы, которые на обычных вечерне и утрене читает чтец (103-й псалом, "Сподоби, Господи", "Ныне отпущаеши", славословие на утрене), на праздничном всенощном бдении поет хор — дабы подчеркнуть особую торжественность богослужения.

После каждения Царские врата затворяются в память изгнания Адама и Евы из рая, и диакон произносит великую ектению уже перед затворенными Царскими вратами в знак нашей непрестанной нужды в милости Божией.

За ектенией следует пение стихов 1-го антифона 1-й кафизмы Псалтири, называемых в Уставе (по их первым словам) "Блажен муж". Пение этих стихов, к каждому из которых поется в качестве рефрена ангельская песнь "Аллилуиа", есть как бы увещание к человеку, излагаемое от лица святого Царя и псалмопевца Давида: "Блажен муж, иже не Иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста… Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет". Пение этих стихов завершается малой ектенией, провозглашаемой диаконом (или священником, если диакона нет).

 Только после этой ектении на всенощном бдении начинается пение стихир "на Господи, воззвах". Особенностью всенощной является то, что уставное количество этих стихир (8 или 10) больше, чем при вседневной вечерне, и берутся они исключительно из праздничной службы (исключение составляет воскресная всенощная, допускающая исполнение не только воскресных стихир, но и стихир календарного дня).
 
 По традиции, последняя стихира любого стихирного цикла службы посвящена Богоматери. Но на всенощной к стихирам "на Господи, воззвах" припевается не обычный Богородичен, а так называемый Догматик. Эти торжественные песнопения, составленные прп. Иоанном Дамаскиным общим числом 8, по одному на каждый глас, с прославлением Божией Матери соединяют изложение догматического учения о Боговоплощении (от чего и получили свое название); они заимствуются из воскресных служб соответствующего гласа.
 Во время пения Догматика на бдении положен так называемый вечерний вход: священник, предшествуемый диаконом с кадилом, исходит из алтаря северной диаконской дверью и входит в алтарь уже через Царские врата. Вход символизирует Боговоплощение и то, что Сын Божий, "сошед с небесных кругов, снова восшел на небо и возвел нас с собою" (св. Симеон Солунский). В знак этого на Царских вратах и изображается в обязательном порядке Благовещение как начало Боговоплощения — на входе священнослужители действиями изображают то же самое, что написано красками на вратах иконостаса. Царские врата перед входом отверзаются, как и врата храма из пророчества Иезекииля, через которые проходит Господь (см.: Иез. 43, 4). После пения догматика диакон, стоя перед Царскими вратами, начертывает перед ними кадилом Крест, возглашая: "Премудрость, прОсти", то есть стойте внимательно, затем диакон вместе со священником входят в алтарь, прикладываются к Престолу и встают за Престолом лицом к молящимся, символизируя этим Господа, воцарившегося над всем миром. Во время собственно входа священнослужителей в алтарь хор поет вечернюю песнь "Свете Тихий".

После входа при отверстых Царских вратах следует, как и на вседневной вечерне, прокимен, а после него на любом бдении, кроме воскресного, положены несколько чтений из Священного Писания, называемых паремиями. Обычно паремий три, и они заимствуются из Ветхого Завета; паремии подбираются таким образом, чтобы через символы и пророчества Ветхого Завета или повествования Нового Завета раскрыть суть празднуемого события или подвига того святого, чья память совершается. Например, в праздники в честь Божией Матери паремии рассказывают о ветхозаветных прообразах Божией Матери — лестнице, которую видел во сне Иаков, вратах храма из пророчества Иезекииля или Неопалимой Купине, в которой Бог явился святому пророку Моисею, а на дни памяти святых мучеников одна из паремий заимствуется из пророчества святого Исаии, в котором он говорит о тех, кто будет свидетелями Господними для всех народов. Именно это слово (μαρτυρος — "свидетель"), как известно, было использовано в раннехристианских общинах для обозначения мучеников за веру.

 После паремий диакон возглашает сугубую ектению, обычно находящуюся в самом конце вечерни, после которой следует пение молитвы "Сподоби, Господи" и обычная просительная ектения "Исполним вечернюю молитву нашу Господеви". После ектений следует часть всенощной, резко отличающей ее от любой другой службы — вечерняя литиЯ. Лития положена на любом бдении (кроме воскресного) и по Уставу совершается "в притворе". В древности это указание исполнялось буквально — все молящиеся выходили из основной части храма в притвор. Издревле притвор предназначался для кающихся грешников, не допускаемых до поры в полное церковное общение, и "Церковь, как бы нося образ кающихся и оглашенных, смиряясь перед Богом и испрашивая Его помилования, совершает в притворе некоторую часть службы" (Вениамин, архиеп. Нижегородский. Новая скрижаль. Ч. 2. § 30. СПб., 1899. С. 95). В современной практике лития совершается хотя и не в притворе, но у самого входа в храм, для чего туда исходит служащее духовенство. По многолюдности на современных всенощных допускается молящимся оставаться на своих местах, но все священники и диаконы совершают "исхождение" по-прежнему (на деле лития совершается в наше время не на любой бденной службе, а "аще изволит настоятель").

Исхождение духовенства сопровождается пением особых стихир на литии. Во время их пения диаконы совершают каждение иконостаса, духовенства, певчих и малое каждение молящихся (без обхождения храма), после чего присоединяются к остальному духовенству. Молитвы литии (они включают в себя особую ектению, завершаемую возгласом "Услыши ны, Боже, Спасителю наш", и читаемую предстоятелем молитву "Владыко Многомилостиве"), как совершаемые на границе внешнего по отношению к Церкви мира, носят особый характер всеобщности и всенародности.

 После последнего возгласа предстоятеля духовенство возвращается в основную часть храма (а именно к аналою с иконой празднуемого события или святого), а хор поет стихиры на стиховне, также взятые из службы праздника. После стихир следует пение молитвы "Ныне отпущаеши", чтение Трисвятого и троекратное пение тропаря праздника (в воскресный день троекратно поется "Богородице Дево, радуйся").

Если совершалась лития, то во время "Ныне отпущаеши" из алтаря выносятся пять хлебов и сосуды с растительным маслом, вином и пшеничными зернами (иногда это делается даже в начале литии). Во время пения тропаря диакон совершает троекратное каждение стола, на который поставляются "хлебы, пшеница, вино и елей", после чего предстоятель читает молитву благословения. По разъяснению Служебника, "благословенный хлеб есть помогательный от всяких зол, аще с верою приемлется". После благословения хлебов хор поет стихи 33-го псалма, во время которых духовенство (кроме предстоятеля) уходит в алтарь, а предстоятель, дождавшись конца пения, с амвона преподает народу благословение и также уходит в алтарь. Этим благословением завершается первая часть всенощного бдения, соответствующая великой вечерне.


 "Слава в вышних Богу..."

 Вторая часть всенощного бдения, соответствующая праздничной утрене и следующая сразу за благословением предстоятеля в конце вечерни, начинается малым славословием. Оно состоит из двух стихов, первый из которых заимствован из Ангельской песни в момент рождения Спасителя — "Слава в вышних Богу…", а второй — "Господи, устне мои…" — из покаянного 50-го псалма. Обычно малое славословие читает чтец, но на всенощной ради увеличения торжественности службы оно может петься хором.

Если малое славословие поется, а не читается, то светильники в храме (зажженные к пению тропаря на вечерне) гасятся не сразу после священнического благословения, а после славословия, при начале чтения шестопсалмия.

 

Во многих храмах шестопсалмие на всенощных читается не чтецом, а кем-то из священнослужителей, если, разумеется, есть такая возможность. Как и на вседневной утрене, это происходит на середине храма, перед аналоем с праздничной иконой, сразу после исполнения малого славословия; в это время священник читает перед Царскими вратами светильничные молитвы. После шестопсалмия диакон возглашает великую ектению и стихи "Бог Господь". Как обычно, после "Бог Господь" хор поет тропарь дня "с Богородичном его". Однако на наиболее торжественных бдениях (например, на двунадесятые праздники) поется троекратно только праздничный тропарь.

 

После исполнения тропарей на клиросе читается положенный на данный день отрывок из Псалтири, после которого диакон возглашает малую ектению. Хотя по Уставу на утрени положено чтение нескольких кафизм Псалтири (двух или трех — соответственно, диакон должен был бы возглашать несколько ектений по кафизмам), но в приходских храмах обычно читается лишь одна кафизма. После ектении читаются положенные седальны (которые на бдении обычно берутся из службы праздника).

После седальнов начинается самая торжественная часть праздничной утрени — полиелей. С началом полиелея в храме возжигаются все светильники, лампады, свечи, зажигается паникадило и хоросы, если они есть, открываются Царские врата, и все священнослужители, участвующие в праздничной службе, прикладываются к престолу и торжественно исходят Царскими вратами к аналою с иконой праздника в центре храма. Для самого слова "полиелей" исследователи приводят две возможные этимологии. Согласно одной версии, это слово происходит от греческого πολυελαιον, то есть "много масла". Поскольку в Греции, откуда на Русь пришло и само Христианство, и большинство богослужебных традиций, основной способ освещения храма — масляные светильники, то возжжение всех светильников в храме означало использование большого количества растительного масла. Вторая версия возводит название полиелея к словосочетанию πολυελεος, которое в древних славянских богослужебных книгах передавалось одним словом — "многомилостиво". Такое наименование связано с основной частью полиелея — пением клиросом псалмов 134-го и 135-го (или избранных стихов из них), в которых перечисляются благодеяния, оказанные Богом израильскому народу, и часто повторяются благодарственные слова: "Яко благ, яко в век милость Его". Повторение этих слов и связало самое название полиелея с многой милостью Божией.

Хор начинает пение полиелейных псалмов сразу после седальнов по кафизмам, и именно с началом этого пения из алтаря исходят священнослужители. Все священнослужители кланяются в сторону алтаря и предстоятелю, после чего диакон передает священникам зажженные свечи, а предстоятелю — еще и кадило, а сам (также с зажженной свечой) отходит к аналою. Предстоятель, поклонившись сослужащим с ним собратьям, начинает (в предшествии диакона) полное каждение храма. Вначале совершается каждение со всех четырех сторон аналоя, на котором лежит икона святого или праздника, потом, также со всех четырех сторон,— престола (для чего священник и диакон заходят Царскими вратами в алтарь), икон в алтаре, створок Царских врат, иконостаса (сначала правой стороны, потом левой). После иконостаса совершается (с солеи) каждение находящихся в храме христиан в такой последовательности: священнослужителей, стоящих перед аналоем, певчих и чтецов сначала на правом клиросе, потом на левом, и молящихся на обе стороны от аналоя. Далее совершается каждение собственно храма — икон на стенах и молящихся, как и в начале бдения.

 

Диакон, идущий со свечой впереди священника, совершающего каждение, как бы напоминает всем находящимся в храме о тех временах, когда христиане собирались на молитву в катакомбах, и для совершения каждения священнослужителям нужны были светильники для освещения пути.

 

По Уставу, на большинстве бденных служб к полиелею присоединяется пение величания — краткого стиха, прославляющего Господа, Божию Матерь или святого, начинающегося обычно словом "Величаем". Если величание есть, то оно многократно поется во все время совершения каждения, перемежаясь специально подобранными из Псалтири стихами, составляющими все вместе так называемый "избранный псалом". Как и паремии, избранный псалом подбирается сообразно празднику, на котором он возглашается. По традиции, первый раз величание поют священнослужители у аналоя с иконой праздника, после чего величание подхватывает хор. Последний раз величание обычно поют также священнослужители во главе с предстоятелем, завершившим каждение храма.

 

На воскресном бдении к полиелейным псалмам присоединяются тропари, называемые Уставом (как обычно, по первым их словам) "Ангельский собор". В собственном смысле эти тропари должны петься "по Непорочных", то есть после исполнения 118-го псалма, начинающегося словами "Блажени непорочнии". Устав предписывает исполнение именно Непорочных (а не полиелейных псалмов) в большинство воскресных дней года. 118-й псалом должен по Уставу петься весь на тот же 5-й глас, что и тропари после него. Однако в современной приходской практике Непорочны, как пение существенно более длинное по сравнению с полиелеем, на воскресной утрене практически никогда не исполняются; от них остались только тропари, перелагающие в поэтической форме все евангельское повествование о Воскресении Господнем — от недоумения Ангельских сил в момент Крестной смерти Спасителя до явления Ангела мироносицам с вестью о том, что время их скорбного рыдания закончилось — "Спас бо воскресе от гроба".

 

По завершении каждения храма предстоятель кадит еще раз сослужащее с ним духовенство, после чего диакон кадит самого предстоятеля и, отдав пономарям кадило, возглашает малую ектению. Чтением седальнов после этой ектении завершается собственно полиелей. На бдении, совершаемом накануне воскресных дней, седальны "по полиелеи" заменяются кратким песнопением, называемым ипакои. Это слово происходит от греческого глагола υπακουω, означающего "прислушиваться". Само название этих кратких молитвословий показывает, что они должны выслушиваться с особым вниманием. И если при чтении седальнов древняя практика допускала сидение, то на ипакои молящиеся непременно стояли. По своему содержанию воскресные ипакои — торжественное воспоминание Ангельского благовествования женам-мироносицам о Воскресении Христовом, когда "плач мироносиц радость возвести" (ипакои 1-го гласа). В древности ипакои (как и седальны) пелись на соответствующий глас, в современной практике они практически всегда читаются.

 

Своей торжественностью полиелей как бы подчеркивает важность той части службы, что следует непосредственно после него: чтения Святого Евангелия.

 

Во время чтения седальнов диакон уходит в алтарь. Хор в это время поет так называемые степенны — составленные преподобным Феодором Студитом песнопения, написанные в подражание псалмам из 18-й кафизмы, названным в Псалтири "песнь степеней". Степенны по Уставу исполняются антифонно, то есть двумя клиросами попеременно. Устав предусматривает разделение степенных песен на 3 антифона, по четыре стиха в каждом. На воскресной всенощной поются степенны гласа, находящиеся в соответствующей воскресной службе в Октоихе, а на праздничных бдениях исполняется 1-й антифон степенных 4-го гласа — "От юности моея…"; в современной практике обычно и на воскресных бдениях поется только первый антифон.

 

При пении последнего стиха степенных диакон прикладывается к престолу, берет с престола Евангелие и выходит Царскими вратами на амвон, держа Евангелие "при персех", то есть опирая его на грудь. Торжественный выход диакона с Евангелием символизирует явление во славе Самого Господа, слова Которого буквально через несколько минут услышат из уст предстоятеля все молящиеся в храме. Как и на вечерне, чтению Священного Писания предшествует прокимен (греч. — "предшествующий"). Утренний прокимен подбирается из стихов Псалтири так, чтобы не только соответствовать содержанию праздника, но и отвечать сугубой торжественности евангельского чтения. Прокимен возглашает диакон с амвона; после прокимна, который меняется от службы к службе, диакон тем же порядком возглашает торжественные стихи из 150-го псалма: "Всякое дыхание да хвалит Господа" и прошение: "И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелиа Господа Бога молим".

 

На воскресных всенощных читается одно из так называемых воскресных евангельских чтений. Воскресных чтений всего 11, заимствованных из повествований всех четырех Евангелистов, и они прочитываются в течение года в соответствии со специальной таблицей — так называемыми "столпами евангельскими". Но, наверное, чаще всего в наших храмах звучит отрывок из Евангелия от Луки о посещении Приснодевой Своей родственницы Елисаветы, которая первой из всех людей назвала Марию Матерью Господа,— это чтение положено на бдениях в честь Божией Матери.

 

Прежде чтения Евангелия предстоятель обращается к молящимся со словами "Мир всем". Диакон призывает молящихся ко вниманию, и предстоятель читает положенный евангельский отрывок. Чтение Слова Божия — кульминация и средоточие совершаемого бдения. В эти минуты через Свои слова, сохраненные боговдохновенными апостолами, к христианам как бы обращается Сам Сын Божий, влагая в их души Свое сеяние, чтобы посеянное семя принесло плод — "иное в тридцать раз, иное в шестьдесят, и иное во сто" (см.: Мк. 4, 8).

 


 

"Слава Тебе, показавшему нам свет!"

 

Если всенощное бдение совершается в честь праздника или святого, то сразу по прочтении Евангелия диакон заносит его через Царские врата в алтарь и кладет на престол. На воскресной же всенощной после прочтения предстоятелем Евангелия положено пасхальное песнопение "Воскресение Христово видевше…". Оно призвано напомнить всем находящимся в храме о том, что всякое воскресенье есть "малая Пасха". По традиции, "Воскресение Христово видевше…" поют все молящиеся в храме. В Греции и на православном Востоке это песнопение исполняет на середине храма предстоятель (при архиерейском служении — сам Архиерей). Во время пения диакон стоит на амвоне с Евангелием в руках лицом к народу, напоминая молящимся о том ангеле, который благовестил женам-мироносицам о Воскресении Спасителя. Само Евангелие в эти минуты — образ Господа, явившегося по Воскресении апостолам и обещавшего им, что Он пребудет со Своими последователями "во все дни до скончания века" (Мф. 28, 20). В воскресные дни между Пасхой и Вознесением "Воскресение Христово видевше…" поется три раза в знак сугубой радости христиан о Воскресшем Христе. После этого песнопения диакон возвращается на середину храма и кладет Евангелие на аналой вместо иконы. На праздничной всенощной на аналое в центре храма всю службу находится икона того святого или того события Священной Истории, в честь которого совершается праздничное богослужение.

 

После этого песнопения на воскресном или сразу после чтения Евангелия на праздничном бдении читается или поется покаянный 50-й псалом, за которым следует так называемая "стихира по 50-м псалме". Пение самой стихиры предваряется двумя припевами: в первом прославляется святой, которому посвящено бдение, во втором — Божия Матерь. На воскресном бдении первый припев обращен к ученикам Господним: "Молитвами Апостолов, Милостиве, очисти множество согрешений наших", а в качестве стихиры поется пасхальное песнопение "Воскрес Иисус от гроба…". В службах некоторых праздников поются собственные припевы, свойственные только им. Так, например, в припевах Рождества Христова звучит ликование о пришествии в мир Сына Божия: "Всяческая днесь радости исполняются: Христос родися от Девы".

По окончании пения диакон (встав на солее возле иконы Спасителя), а при его отсутствии священник на середине храма произносит молитву "Спаси, Боже, люди Твоя…". По Уставу, эта молитва положена на любой праздничной утрене, однако, по установившейся традиции, она опускается, если на вечерне была совершена лития (в которую входит и эта молитва). В этом случае произносится только ее заключительный возглас — "Милостию и Щедротами…".

 

После возгласа начинается чтение канона. Само исполнение канона на всенощном бдении не отличается от вседневных служб, но в современной российской приходской практике с чтением канона совмещается так называемое "раздавание елея от лампады святого". В древности этот обычай исполнялся буквально — предстоятель брал в руки лампаду, горевшую перед иконой праздника или чествуемого святого, все молящиеся подходили приложиться к иконе, после чего предстоятель помазывал молящихся елеем из лампады, изображая на их челе святой Крест. Устав назначает для "раздавания елея" время между утреней и первым часом, однако на современном приходе (в отличие от древних монастырей) за богослужением на бдении могут присутствовать сотни людей, и целование иконы затянет службу на весьма длительное время. Поэтому помазание молящихся начинается непосредственно во время чтения с клироса канонов. Еще один компромисс между Уставом и современной практикой состоит в том, что помазывают молящихся обычно не из лампады, а из специального сосуда, в который наливают елей, благословленный на вечерней литии.

Священники помазываются сами, после чего под помазание подходят все остальные присутствующие за богослужением, начиная с диаконов. По традиции, начертывая елеем на челе молящегося Крест, священник повторяет припев канона праздника: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", "Пресвятая Богородице, спаси нас" и т.д. На воскресном бдении молящиеся прикладываются не к иконе Воскресения, а к Евангелию, которое на время помазания полагается на аналое.

 

Помазание верующих освященным маслом во время ночных богослужений упоминается уже в "Апостольских постановлениях" (VIII, 29), составленных священномучеником Ипполитом, папой Римским (†269). Растительное масло (преимущественно оливковое — елей в собственном смысле) издревле употреблялось в Средиземноморье как лекарство (о чем упоминает и Сам Спаситель — Лк. 10, 34), поэтому со временем стало символом исцеления и укрепления человека. А от кого еще ожидать христианину исцеления, как не от истинного Врача душ и телес человеческих? Утверждению этого символизма способствовала и схожесть в греческом языке слов "елей" и "милость". Поэтому к помазанию верующие подходят в чаянии получения от Бога милости молитвами того святого, в праздник которого они все собрались в храм.

По завершении помазания все священнослужители уходят в алтарь. Царские двери затворяются, тушатся светильники — канон продолжается в храме, освещенном лишь пламенем свечей и лампад.

 

В конце канона диакон, как обычно, совершает полное каждение храма. Как и на вседневной службе, после 8-й песни канона диакон, стоя на солее у иконы Божией Матери, призывает молящихся возвеличить в песнях Матерь Предвечного Света, на что хор отвечает многократным исполнением песнопения "Честнейшую Херувим…". Однако на бдениях в честь некоторых великих праздников в этом месте службы вместо песнопения в честь Божией Матери положены так называемые припевы — краткие стихи, посвященные теме праздника.

 

Канон завершается как обычно, только на воскресной всенощной в самом его конце следует ряд диаконских возгласов. Это — восторженная хвала христианина своему Создателю: "Свят Господь Бог наш… Над всеми людьми Бог наш".

Вслед за каноном поются три псалма — 148-й, 149-й и 150-й (или избранные стихи из них), соединенных с праздничными стихирами. По первым словам — "Всякое дыхание да хвалит Господа" — эти псалмы получили название хвалитных. В этих псалмах все творение — небо и земля — соединяется, чтобы воспевать славу Творца Своего.

 

Стихиры "на хвалитех" — завершение службы. Как правило, их отличает особая торжественность, служащая как бы заключительным аккордом песенной части всенощной. При начале пения последней, Богородичной, стихиры хвалитного цикла Царские врата вновь отверзаются.

 

По окончании стихир священник возгласом "Слава Тебе, показавшему нам свет!" полагает начало последней части праздничной утрени — великому славословию. Вновь, как и на полиелее, зажигаются все светильники в храме. В древности предстоятель произносил эти слова, обращая их к собранию верных, когда в конце всенощного бдения видел, что заря уже занялась на востоке; и христиане, прежде чем разойтись, исповедовали еще раз Божество Искупителя в одном великом и общем славословии, составленном из песней обоих Заветов.

 

Великое славословие, как и малое, начинается Ангельской песнью, прозвучавшей в момент пришествия в мир Сына Божия. Его слова содержат умиленное пение Пресвятой Троице: "Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея". Славословие завершается также Ангельской песнью — Трисвятым.

 

После Трисвятого поется еще раз тропарь праздника. В Уставе это последнее пение тропаря называется отпустительным, поскольку близится завершение службы. Эту часть всенощной завершают произносимые подряд обе утренние ектении — "Помилуй нас, Боже…" и "Исполним утреннюю молитву нашу Господеви".

После ектений следует отпуст — краткое благословение предстоятеля молящимся в храме. В этой краткой молитве на верующих призывается благословение Божие, по молитвам Его Пречистой Матери и того святого, в честь которого служилось бдение. Вторая часть всенощной, соответствующая праздничной утрене, завершена. При пении многолетия священноначалию, нашей родной стране, ее властителям, воинам и всему народу предстоятель уходит в алтарь. Царские двери затворяются, светильники в храме тушатся в последний раз — начинается финальная, самая короткая часть бдения, соответствующая первому часу вседневной службы.

 

Часы — краткие последования, включающие в себя по три псалма, некоторые особые молитвы и тропари и кондаки богослужебного дня. Часы всегда (за исключением Светлой седмицы) читаются, и от этого правила не отступает даже всенощная: первый час, завершающий бдение, также не поется, а читается.

 

Первый час по древнему палестинскому счету соответствует нынешним семи часам утра. В Святой Земле, где складывалось наше богослужение, это — начало нового светового дня. Утро, наступление которого лишь предвосхищалось в песнопениях утрени, уже наступило, и христиане совершают хвалу Богу за наступивший новый день, за то, что Господь сподобил нас увидеть еще один рассвет. В последней молитве этой краткой службы священник просит, чтобы Христос, Истинный Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир, осиял нас светом лица Своего и направил стопы наши к исполнению заповедей Его.

В современной практике первый час почти всегда присоединяется к утрене, а значит, совершается с вечера. При этом несколько теряется его пафос благодарения за новый день, но при этом его псалмы, читаемые в полумраке, как и шестопсалмие, заставляют христианина углубиться в самого себя: "Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи… Положил еси беззакония наша пред Тобою: век наш в просвещение лица Твоего". Первый час, а с ним и вся всенощная завершается торжественным пением кондака Божией Матери "Взбранной Воеводе" (на бдениях двунадесятых праздников — кондака праздника), после которого следует краткий отпуст. Верующие расходятся по своим домам, чтобы наутро вновь собраться в храме на великий духовный пир — Божественную литургию.

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция