Расписание богослужений

 "Слава в вышних Богу..."

 Вторая часть всенощного бдения, соответствующая праздничной утрене и следующая сразу за благословением предстоятеля в конце вечерни, начинается малым славословием. Оно состоит из двух стихов, первый из которых заимствован из Ангельской песни в момент рождения Спасителя — "Слава в вышних Богу…", а второй — "Господи, устне мои…" — из покаянного 50-го псалма. Обычно малое славословие читает чтец, но на всенощной ради увеличения торжественности службы оно может петься хором.

Если малое славословие поется, а не читается, то светильники в храме (зажженные к пению тропаря на вечерне) гасятся не сразу после священнического благословения, а после славословия, при начале чтения шестопсалмия.

 

Во многих храмах шестопсалмие на всенощных читается не чтецом, а кем-то из священнослужителей, если, разумеется, есть такая возможность. Как и на вседневной утрене, это происходит на середине храма, перед аналоем с праздничной иконой, сразу после исполнения малого славословия; в это время священник читает перед Царскими вратами светильничные молитвы. После шестопсалмия диакон возглашает великую ектению и стихи "Бог Господь". Как обычно, после "Бог Господь" хор поет тропарь дня "с Богородичном его". Однако на наиболее торжественных бдениях (например, на двунадесятые праздники) поется троекратно только праздничный тропарь.

 

После исполнения тропарей на клиросе читается положенный на данный день отрывок из Псалтири, после которого диакон возглашает малую ектению. Хотя по Уставу на утрени положено чтение нескольких кафизм Псалтири (двух или трех — соответственно, диакон должен был бы возглашать несколько ектений по кафизмам), но в приходских храмах обычно читается лишь одна кафизма. После ектении читаются положенные седальны (которые на бдении обычно берутся из службы праздника).

После седальнов начинается самая торжественная часть праздничной утрени — полиелей. С началом полиелея в храме возжигаются все светильники, лампады, свечи, зажигается паникадило и хоросы, если они есть, открываются Царские врата, и все священнослужители, участвующие в праздничной службе, прикладываются к престолу и торжественно исходят Царскими вратами к аналою с иконой праздника в центре храма. Для самого слова "полиелей" исследователи приводят две возможные этимологии. Согласно одной версии, это слово происходит от греческого πολυελαιον, то есть "много масла". Поскольку в Греции, откуда на Русь пришло и само Христианство, и большинство богослужебных традиций, основной способ освещения храма — масляные светильники, то возжжение всех светильников в храме означало использование большого количества растительного масла. Вторая версия возводит название полиелея к словосочетанию πολυελεος, которое в древних славянских богослужебных книгах передавалось одним словом — "многомилостиво". Такое наименование связано с основной частью полиелея — пением клиросом псалмов 134-го и 135-го (или избранных стихов из них), в которых перечисляются благодеяния, оказанные Богом израильскому народу, и часто повторяются благодарственные слова: "Яко благ, яко в век милость Его". Повторение этих слов и связало самое название полиелея с многой милостью Божией.

Хор начинает пение полиелейных псалмов сразу после седальнов по кафизмам, и именно с началом этого пения из алтаря исходят священнослужители. Все священнослужители кланяются в сторону алтаря и предстоятелю, после чего диакон передает священникам зажженные свечи, а предстоятелю — еще и кадило, а сам (также с зажженной свечой) отходит к аналою. Предстоятель, поклонившись сослужащим с ним собратьям, начинает (в предшествии диакона) полное каждение храма. Вначале совершается каждение со всех четырех сторон аналоя, на котором лежит икона святого или праздника, потом, также со всех четырех сторон,— престола (для чего священник и диакон заходят Царскими вратами в алтарь), икон в алтаре, створок Царских врат, иконостаса (сначала правой стороны, потом левой). После иконостаса совершается (с солеи) каждение находящихся в храме христиан в такой последовательности: священнослужителей, стоящих перед аналоем, певчих и чтецов сначала на правом клиросе, потом на левом, и молящихся на обе стороны от аналоя. Далее совершается каждение собственно храма — икон на стенах и молящихся, как и в начале бдения.

 

Диакон, идущий со свечой впереди священника, совершающего каждение, как бы напоминает всем находящимся в храме о тех временах, когда христиане собирались на молитву в катакомбах, и для совершения каждения священнослужителям нужны были светильники для освещения пути.

 

По Уставу, на большинстве бденных служб к полиелею присоединяется пение величания — краткого стиха, прославляющего Господа, Божию Матерь или святого, начинающегося обычно словом "Величаем". Если величание есть, то оно многократно поется во все время совершения каждения, перемежаясь специально подобранными из Псалтири стихами, составляющими все вместе так называемый "избранный псалом". Как и паремии, избранный псалом подбирается сообразно празднику, на котором он возглашается. По традиции, первый раз величание поют священнослужители у аналоя с иконой праздника, после чего величание подхватывает хор. Последний раз величание обычно поют также священнослужители во главе с предстоятелем, завершившим каждение храма.

 

На воскресном бдении к полиелейным псалмам присоединяются тропари, называемые Уставом (как обычно, по первым их словам) "Ангельский собор". В собственном смысле эти тропари должны петься "по Непорочных", то есть после исполнения 118-го псалма, начинающегося словами "Блажени непорочнии". Устав предписывает исполнение именно Непорочных (а не полиелейных псалмов) в большинство воскресных дней года. 118-й псалом должен по Уставу петься весь на тот же 5-й глас, что и тропари после него. Однако в современной приходской практике Непорочны, как пение существенно более длинное по сравнению с полиелеем, на воскресной утрене практически никогда не исполняются; от них остались только тропари, перелагающие в поэтической форме все евангельское повествование о Воскресении Господнем — от недоумения Ангельских сил в момент Крестной смерти Спасителя до явления Ангела мироносицам с вестью о том, что время их скорбного рыдания закончилось — "Спас бо воскресе от гроба".

 

По завершении каждения храма предстоятель кадит еще раз сослужащее с ним духовенство, после чего диакон кадит самого предстоятеля и, отдав пономарям кадило, возглашает малую ектению. Чтением седальнов после этой ектении завершается собственно полиелей. На бдении, совершаемом накануне воскресных дней, седальны "по полиелеи" заменяются кратким песнопением, называемым ипакои. Это слово происходит от греческого глагола υπακουω, означающего "прислушиваться". Само название этих кратких молитвословий показывает, что они должны выслушиваться с особым вниманием. И если при чтении седальнов древняя практика допускала сидение, то на ипакои молящиеся непременно стояли. По своему содержанию воскресные ипакои — торжественное воспоминание Ангельского благовествования женам-мироносицам о Воскресении Христовом, когда "плач мироносиц радость возвести" (ипакои 1-го гласа). В древности ипакои (как и седальны) пелись на соответствующий глас, в современной практике они практически всегда читаются.

 

Своей торжественностью полиелей как бы подчеркивает важность той части службы, что следует непосредственно после него: чтения Святого Евангелия.

 

Во время чтения седальнов диакон уходит в алтарь. Хор в это время поет так называемые степенны — составленные преподобным Феодором Студитом песнопения, написанные в подражание псалмам из 18-й кафизмы, названным в Псалтири "песнь степеней". Степенны по Уставу исполняются антифонно, то есть двумя клиросами попеременно. Устав предусматривает разделение степенных песен на 3 антифона, по четыре стиха в каждом. На воскресной всенощной поются степенны гласа, находящиеся в соответствующей воскресной службе в Октоихе, а на праздничных бдениях исполняется 1-й антифон степенных 4-го гласа — "От юности моея…"; в современной практике обычно и на воскресных бдениях поется только первый антифон.

 

При пении последнего стиха степенных диакон прикладывается к престолу, берет с престола Евангелие и выходит Царскими вратами на амвон, держа Евангелие "при персех", то есть опирая его на грудь. Торжественный выход диакона с Евангелием символизирует явление во славе Самого Господа, слова Которого буквально через несколько минут услышат из уст предстоятеля все молящиеся в храме. Как и на вечерне, чтению Священного Писания предшествует прокимен (греч. — "предшествующий"). Утренний прокимен подбирается из стихов Псалтири так, чтобы не только соответствовать содержанию праздника, но и отвечать сугубой торжественности евангельского чтения. Прокимен возглашает диакон с амвона; после прокимна, который меняется от службы к службе, диакон тем же порядком возглашает торжественные стихи из 150-го псалма: "Всякое дыхание да хвалит Господа" и прошение: "И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелиа Господа Бога молим".

 

На воскресных всенощных читается одно из так называемых воскресных евангельских чтений. Воскресных чтений всего 11, заимствованных из повествований всех четырех Евангелистов, и они прочитываются в течение года в соответствии со специальной таблицей — так называемыми "столпами евангельскими". Но, наверное, чаще всего в наших храмах звучит отрывок из Евангелия от Луки о посещении Приснодевой Своей родственницы Елисаветы, которая первой из всех людей назвала Марию Матерью Господа,— это чтение положено на бдениях в честь Божией Матери.

 

Прежде чтения Евангелия предстоятель обращается к молящимся со словами "Мир всем". Диакон призывает молящихся ко вниманию, и предстоятель читает положенный евангельский отрывок. Чтение Слова Божия — кульминация и средоточие совершаемого бдения. В эти минуты через Свои слова, сохраненные боговдохновенными апостолами, к христианам как бы обращается Сам Сын Божий, влагая в их души Свое сеяние, чтобы посеянное семя принесло плод — "иное в тридцать раз, иное в шестьдесят, и иное во сто" (см.: Мк. 4, 8).

 

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция