Вопрос от: Ирина
Дата создания: 31.03.2014 11:42
Ответил: Expert
Дата ответа: 31.03.2014 19:13
Здравствуйте Ирина!
Каноническая позиция Церкви по этому вопросу определяется словами святого апостола Павла из Первого послания к Коринфянам: «...Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор 7,1-7).
Из этих слов апостола ясно следует, что нужно уклоняться друг от друга «для упражнения в посте и молитве». Великий пост - это как раз и есть время для такого упражнения, потому что для этого он и предназначен.
Как известно, пост установлен Богом и Церковью для укрощения плоти и воздержания от страстей с целью духовного возрастания христианина: «и будеши великий купец», - духовно ободряет постящихся Церковь на первой седмице Великого поста.
Святитель Василий Великий прямо указывает о супружеском воздержании во время поста: «Пост знает меру и в делах супружеских, удерживая от неумеренности в том, что дозволено законом; по согласию отделяет время на то, «да пребывают в молитве» (1Кор.7,5)... Супруг не подозревает измены в супружеской верности, видя, что супруга свыклась с постом. Супруга не снедается ревностью, примечая, что супруг возлюбил пост» (Беседа о посте 1-я).
Преподобный Иоанн Лествичник: «Пост есть насилие естества... Погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений» (Лествица. 14:33).
Христианин знает, что во время поста ему нельзя вступать в супружескую связь, ибо это самоограничение стоит в одном ряду с воздержанием от скоромной пищи. Во время поста, при правильном его прохождении, душа готова с радостью воздерживаться от многих телесных поблажек и у неё практически не появляется желаний интимной близости. В том же случае, если всё же появляется такое желание, невольное возбуждение плоти и мысль об интимных супружеских отношениях, человек говорит себе: «нельзя, сейчас пост; Господи, помоги мне воздержаться» - и это является важным внутренним стимулом в борьбе со страстью невоздержания. Подвижник (а таковыми Церковь призывает быть во время Великого поста всех православных христиан) прежде всего должен, в своей брани против страстных помыслов, молитвенно призывать на помощь Господа, чтобы Он погасил похоть, которая восстала в нём, и постоянно помнить о заповеданном Церковью Христовою постном подвиге воздержания, в подражание того поста, которым Господь постился сорок дней в пустыне. Сопротивляясь желаниям плоти, душа постепенно приобретает навык в борьбе со страстями и блудными помыслами и на непостное времени, когда супружеские отношения позволены.
Таким образом, во время поста и воздержания ум приучается к трезвению, т.е. к вниманию за тем, что происходит внутри человека. Во-первых, такое воздержание, по правилам Церкви, вменяется человеку в добродетель, но в меньшей мере, чем добровольное решение угождать Господу посредством чистоты. Во-вторых, если человек привыкнет к каноническому церковному воздержанию, то ему будет легче перейти со временем на постоянное воздержание по собственной воле. Невоздержание же лишает человека благодати: «ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание» - читается в первый день Великого поста на Великом каноне. Так что, как видим, и исполнение уставного канона и самовластие над своими чувствами ради Господа угодны Богу, и от нас зависит, на какую духовную ступень мы готовы подняться.