Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня наша Церковь ублажает Пресвятую Богородицу дивным песнопением: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный».
Из литургических песнопений праздника открывается красота этого события, так как загорается «Купина Неопалимая», утверждается «Лествица от земли на небо», открываются «Врата, ведущие во Святая Святых Любви Божией», возвышается «несекомая Гора, приосененная славою крестной любви», восходит прекрасная «Луна, являющая Солнце Правды и Свет Жизни вечной».
Подробнее: Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней...
Рождество Богородицы, день Ее рождения, этот праздник, как писал святой Андрей Критский, есть «начало праздников: он служит дверью к благодати и истине».
Много сказано проповедей, немало написано торжественных од, богословских статей, рассказов и песнопений восхваляющих Рождество Богородицы, но все же главной его составляющей является отношение наших прихожан к Заступнице рода христианского. Недаром главные Богородичные праздники имеют именно народное определение – Пречистая.
Несколько примеров о любви к Божьей Матери, доверии к Ее молитвам и скорой помощи вспоминаются. Вот они.
* * *
— Не могу, батюшка, зуб третий день покоя не дает – жалуется на вечерней службе у исповедального аналоя наш прихожанин.
Подробнее: Не имамы иныя надежды, или Обычные истории о помощи Божией Матери
1. Рождество Божией Матери — первый двунадесятый праздник церковного года
Церковный год начинается 14/1 сентября. Рождество Божией Матери — первый великий праздник церковного года, Успение — последний.
2. Копты празднуют Рождество Богородицы в мае
Христиане, живущие по юлианскому календарю, празднуют это событие 21 сентября (по н.ст.), живущие по григорианскому — 8 сентября. А вот копты установили празднование в честь Рождества Пресвятой Богородицы 9 мая. Это связано с тем, что повсеместно праздновать Рождество Богородицы стали уже после V века. Коптские христиане не приняли решений Халкидонского собора и отпали от Церкви раньше, и решение о дате праздника принимали независимо от всего христианского мира.
Братия, Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас. Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами. Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
Подробнее: Неделя 15-я по Пятидесятнице: о чём читают в храме Апостол и Евангелие.
Предлагаем вашему вниманию текст праздничной службы Рождества Пресвятой Богородицы с русским переводом и пояснениями. Издание подготовлено Обществом им. М.Н. Скабаллановича при Свято-Троицком Ионинском монастыре, г. Киев.
Скачать можно здесь: Рождество_Божией_Матери.doc