Вопрос от: Ольга
Дата создания: 20.07.2014 23:31
Ответил: Expert
Дата ответа: 23.07.2014 09:09
Здравствуйте Ольга!
По учению Церкви, смирение - это не забитость; это не унижение; это не раболепство; это не пассивность - нет - это реальное переживание реального своего состояния - кто я есть на самом деле. И это видение дает импульс к покаянию, исправлению себя. Вот на этом пути видения себя - начинается очищение сердца! Мера смирения – это и есть мера совершенствования человека.
Чувство собственного достоинства, безусловно, следует отличать от гордыни. Достоинство - от прилагательного "достойный", это некая характеристика человека с точки зрения его соответствия своему предназначению. Понятно же, что своему предназначению соответствует только смиренный человек, поэтому эти понятия не только не исключают друг друга, но даже и взаимно порождают. Именно от смирения и происходит чувство собственного достоинства, а любой грех, в том числе гордыня, лишают человека своего достоинства. Не совсем верно говорить о смирении как о осознании своей незначительности, какая же это незначительность, если за нас умер Христос? А вот что мы (лично каждый из нас) сделали с этой великой значительностью - вот об этом стоит подумать.
Образец правильного «чувства человеческого достоинства» явлен нам во Христе. Господь сказал: «Кто ударит тебя в одну щеку, обрати к нему и другую». Однако, когда Господа схватили враги, так ли Он поступил Сам? В Евангелии прямо написано, что когда один из слуг первосвященника ударил Иисуса по щеке, то Господь не подставил ему другую щеку. Господь ответил ему: если Я поступил плохо, скажи — в чем плохо, а если нет, то за что же ты бьешь Меня? Обратите внимание, во-первых, на то, что высказывания Христа подобные тем, что Он сказал о подставлении другой щеки нельзя понимать буквально. Речь то не об этом, а о том, что в случившемся столкновении между людьми кто-то должен проявить большую духовную силу, проявить великодушие. Не обидой за обиду воздавать, иначе из малейшей искры вспыхнет пламя вражды и ненависти, а проявить христианское смирение и великодушие. Сказать «ну прости меня, я виноват, давай не будем ссориться» и тем самым прекратить, остановить вражду. Вот оно — подставление другой щеки.
Как научиться правильному проявлению «человеческого достоинства»? Только познавая себя. Что значит познавать себя? Это значит очень внимательно относиться к своей жизни, постоянно проверять себя, насколько наше поведение соответствует Евангельским заповедям. От такого делания рождаются два очень важных плода: опытное познание своей греховности (потому что обнаруживается постоянное нарушение в себе этих заповедей) и опытное познание своей немощи (потому что, несмотря даже на очень сильное желание соблюдать эти заповеди, обнаруживается крайняя немощь и неумение этого делать). Отсюда рождается настоящая искренняя молитва, и возникает начальное чувство смирения. От этого чувства происходит правильное отношение не только к другим людям, но и к самому себе, к своим поступкам, к своему поведению. Рождается сочувствие и любовь к другим людям. Является понимание того, что они тоже не могут справится со своими страстями, что все мы — «пациенты в больнице», один болен одной болезнью, второй — другою, третий — своею и т. д.
Можно почитать еще очень интересную статью-рассуждение о христианском смирении: http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=1660
http://www.pravmir.ru/smirenie-i-dostoinstvo-v-duhovnoy-zhizni-lichnosti/