«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). И когда мы сегодня, возлюбленные о Господе братья и сестры, милостью Божией, стоим перед Святой Плащаницей, то мыслью, умом и сердцем мы переносимся к тем далеким евангельским событиям, о которых мы слышали в течение Страстной седмицы из Священного Писания. Ведь слова Священного Писания, будучи не просто буквой закона, а заключая в себе жизнь, они, как семя, брошенное в наше сердце, проросли и дали свой плод. И если этого не произошло, то все наше Православие, вся наша христианская жизнь, все наше благочестие будет бессмысленным. Как сказал апостол Иаков, чтобы мы были «исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» (Иак. 1, 22–25).
Вечером в Великий четверг совершается Утреня Великой пятницы, или служба 12-ти Евангелий, как обычно называют это богослужение. Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.
В нем Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи!» После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Всех вас, возлюбленные о Господе братья и сестры, поздравляю с Великим Четвергом, с этой великой Божественной благодатью, которой нас сподобил Господь: быть причастниками Святых Христовых Животворящих Божественных Таин. В такую же ночь, две тысячи лет назад, когда «Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся» хотел предать своего Учителя, впервые Господь на Тайной вечере в Сионской горнице подал Своим ученикам Свое Тело и Свою Кровь — эту Божественную благодать, этот Небесный Хлеб, о котором Господь сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную»; «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет»; «Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6, 54, 49–50, 55). В Евангелии от Иоанна содержится это учение, раскрывающее тайну Божественных Тела и Крови Господних, которые преподал Иисус Своим ученикам.
Фотоальбом "Вербное воскресение"
Во Вторник Страстной седмицы вспоминается день, когда Господь Иисус Христос учил в Иерусалимском Храме. В тот день Господь рассказал Своим ученикам о Своем втором пришествии и притчи о десяти девах и талантах.
Притча о десяти девах — тема первых трех дней Страстной седмицы. Именно к ней отсылают тропарь Великого Понедельника, Великого Вторника и Великой Среды «Се, Жених грядет в полунощи» и ексапостиларий «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный».
Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40).