Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь.
Вознеслся еси во славе Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
В этот святой праздничный день Вознесения Господня, которое описано в Святом Евангелии, ликует сердце наше, что простое человеческое, смертное естество раз и навсегда, неслитно, неизменно, нераздельно соединившееся с Божеством нашего Господа, преображено, предочищено, воскресло и бессмертно прибывает на Небе. Путь проложен, дело осталось за нами. Как водами все умирают, так во Христе все живут. И как мы носили образ «бесного», так мы и будем носить образ небесного. Первенец-Христос, потом, Христовы. Первенец где? Первенец во всем. Первенец в служении, в самоотверженной любви, в страдании и в воскресении. И все это была Его человеческая жизнь, соединенная, нераздельная с Его божеством. Значит и для нас возможна существенная, нераздельная жизнь с Богом. Она уже сейчас начинается здесь, в этой нашей повседневной жизни, в которой кажется так мало духовности, кроме тех моментов, когда мы с вами в храме, на молитве, за чтением Священного Писания или за добрыми делами.
Первыми словами по воскресении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа были, — Мир вам, и — Радуйтесь. Не раз эти слова повторялись женам-мироносицам и ученикам. Радуйтесь и паки реку радуйтесь! Это были те дары, которые принес в мир Христос воскресший, победивший смерть и даровавший нам смысл и радость земного бытия в надежде на бытие вечное.
Святой апостол Павел говорит, — Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь за все благодарите. Оказывается состояние радости является для христианина совершенно нормальным всегдашним состоянием. Во всяком случае, так должно быть, если человек живет в духе, живет верой, живет молитвой, живет в чистоте дел, совести и помыслов.
Во имя отца и Сына и Святаго Духа!
С праздником дорогие братья и сестры! Все мы с вами слышали такое выражение, что вера есть дар Божий. Но вере, если человек ее приобрел, мы можем своими делами и поступками помочь и от веры тоже можем человека отвратить нашими делами и поступками. Потому что спасение в этом мире осуществляется как промыслом Божиим о нас, так и делами рук и ног человеческих. И получается так, что когда мы празднуем день памяти какого-то святого, прежде всего мы повторяем его жизнь. Мы повторяем память того, что он в своей жизни сделал и как он сделал. Однажды преподобного Паисия Святогорца спросили: Батюшка, вот Царство Небесное, а как это будет? Преподобный Паисий задумался и сказал, что в Священном Писании есть указание, что Господь говорит, что в дому Отца Моего обителей много, Я иду уготовать эти обители для вас. Если было бы не так, то Я бы вам сказал.
И вот, сказал преподобный Паисий одному из своих чад: «Я думаю так, что у одного человека после смерти, когда попадет он в Царствие Небесное, будет чашка радости, а у другого будет тарелка радости, а у третьего человека будет целое озеро радости. А у некоторых людей будет целое море радости». Но почему, спросили у преподобного Паисия? « Все зависит от того, думаю я, – сказал он, – как этот человек жил и как относился к другим людям».
Сегодня речь идет о удивительном сошествии Христа в страну дольнюю, забытую, заброшенную, в проклятую даже – в Самарию. И с тем, чтобы Он в этой пустыне остался один на один тоже с существом забитым, почти проклятым фанатиками, с женщиной. И именно с ней заговорил. И так заговорил, что она в себе открыла человека, богослова, боголюбца. Впоследствии, она стала ученицей Христовой.
Но посмотрим, как же это все было. Господь поневоле попал в это место. Он проповедовал и крестил в Иудеи вместе с Иоанном Крестителем и крестил больше. И к Нему переходили ученики от Иоанна и другие вокруг Него. Они чувствовали особую, новую совершенно силу, силу также и в Его крещении. И много спорили с иудеями, доказывая, что их крещение более правильно, более сильно, более свято. И вызывали при этом обычную человеческую яростную жалость и зависть. И не желая вступать в эти распри, Господь оставляет Свое это крещение и идет к Себе домой в Галилею. По пути, а это ближайший говорят путь, Он и попадает в это пустынное место среди самого пустынного часа. 12 часов дня, страшная жара. Ученики каким-то образом тоже оставляют Его одного, пошли купить в какое-то селение хлеба. И вот Господь приходит к источнику Иаковлеву, весь изнуренный, опаленный жарой. Возле источника, который глубок, Он не может напиться. И вот идет Ему навстречу с водоносами жена самарянка.
И надо нам с вами почувствовать и понять всю невозможность этой встречи, встречи, которая не могла состояться как общение, не могла состояться как беседа. Самаряне не сообщались с иудеями. А уж женщины вообще не должны были говорит с иудеями. И Господь, Который живет не для себя и нас этому учит, и это главное, что мы должны у Него взять, Он, зная, что будет, Сам заговаривает с этой женщиной. И чтобы это не было для нее уж совсем дико, чтобы она не испугалась и ничего плохого не подумала, Он смиряется и как просто жаждущий путник говорит: дай Мне пить. На этот вопрос она уже почти не может не ответить и начинает по-женски чутко реагировать на него.
Преполовение Пятидесятницы - это один из самых древних праздников в Церкви. О нём упоминает, например, великий святой и учитель, живший в V веке, святитель Иоанн Златоуст. Собственно, слово «преполовение» происходит от слова «половина»: это праздник середины срока в 50 дней от дня Светлого Христова Воскресения до дня Сошествия Духа Святого на апостолов - Пятидесятницы.
Эти два праздника отмечают самые значительные вехи в истории человечества: Воскресение Христа, Его победу над нашей гибелью, нашим небытием, и - приход к нам, людям, Утешителя, Духа Истины, Бога Духа Святого. Так раскрывается значение подвига и жертвы, которые совершил ради человечества Господь наш Иисус Христос. Ведь Бог Сын, Бог Слово, для того и стал плотью, одним из нас, людей, чтобы нас спасти от гибели и наполнить жизнью, соединив неразрывной связью со Святым Животворящим Духом.