Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, матушки игумении, братья и сестры! Высокие представители государственной власти!
Я всех вас хотел бы сердечно поздравить с великим праздником для всего нашего исторического Отечества, для всей Руси — с днем памяти святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.
Преподобный угодник Божий Сергий является действительно светильником в масштабе всей своей жизни и всей истории. Как в пламени свечи концентрируется вся ее энергия, так и в личности преподобного Сергия сконцентрировались весь свет и вся духовная сила Святой Руси.
Когда мы говорим «Святая Русь», что мы имеем в виду? Некоторые считают, что это лишь мифологема, некая идея, которая была присуща нашему народу в средние века. Другие пытаются найти воплощение Святой Руси в том или ином историческом отрезке времени и, указывая на тот или иной период, говорят: вот это и была Святая Русь. Но ни то, ни другое не верно. Святая Русь — это не миф, и Святая Русь — это не историческая реальность. Святая Русь — это то, что мы называем метареальностью, то, что за границами человеческой реальности. Но если мы употребляем слово «реальность», значит, то, что находится за границей, имеет отношение к нашей повседневной жизни. И становится ясным, что Святая Русь — это неумирающий духовно-нравственный идеал нашего народа, и выражением этого идеала, его доминантой является святость.
Фотоальбомы с престолького праздника в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
«Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учители, Владыку всех молите, мир вселенной, даровати, и душам нашим, велию милость».
Такими словами Матерь наша Святая Церковь прославляет ныне святых славных первопрестольных апостолов Петра и Павла, которые потрудились в проповеди Евангелия, в проповеди вечной жизни; потрудились во славу Божию; которые основали множество Церквей для спасения душ людей, уверовавших в истину, уверовавших, во Христа. Они потрудились более всех святых апостолов, призванных нашим Господом.
Священное Писание повествует нам о том, что апостол Петр был родным братом апостола Андрея, и оба эти апостола именуются первозванными, потому что Христос, когда пришел в наш грешный мир, призвал их к проповеди, призвал быть своими учениками не мудрых мира сего, но людей ничего не значущих, призвал рыбарей. И нам Священное Писание говорит, что когда они, родные братья Андрей и Петр ловили рыбу, Христос подходя к ним, сказал: «Идите за мною и Я сделаю вас ловцами человеков», - они тут же оставили все и последовали за Ним. А что же они оставили? Оставили то малое, что имели - средства к жизни - сети и лодку, которыми добывали себе хлеб насущный. Они не стали спрашивать: что будет впереди, чем Он их обеспечит; они увидели в Нем не простого человека, они увидели в Нем Сына Божьего, оставили все и последовали за Ним; и, оставив малое, приобрели многое - они оставили землю, но приобрели небо, оставили тленное, но приобрели нетленное, оставили телесное, но приобрели вечно духовное и никогда не оскудевающее, приобрели Царя, а вместе с Ним и приобрели Царство Божие. Они приобрели Христа, стали его учениками и последователями, не задумываясь о том, что их ждет впереди, зная только то, что когда мы в Боге, когда мы в истине, когда мы со Христом, тогда все с нами и Царствие Божие внутри нас.
12 июля святая православная Церковь чтит память славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, в честь которых освящён главный Престол храма, являющегося ныне московским подворьем ставропигиального мужского монастыря Введенской Оптиной Пустыни. Накануне вечером и в самый день праздника здесь прошли торжественные богослужения, собравшие под гостеприимным кровом Петропавловского храма в Ясеневе большое число молившихся, как постоянных прихожан, так и многочисленных паломников, прибывших на оптинское подворье, чтобы почтить память выдающихся проповедников Слова Божия, «весь мир ученьми своими просветивших и вся концы ко Христу приведших».
Блаженный псалмопевец Давид говорит: «День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум». Какое слово, какой глагол сегодняшний день возвещает нам с вами, собравшимся здесь, в Церкви, – день, когда мы празднуем обретение мощей преподобного и богоносного отца нашего Амвросия? Не ошибемся, если скажем, что это слово – слово о Воскресении Христовом.
Свидетели, которые некогда посещали римские катакомбы, где были гробы первых мучеников за Христа, говорили о том, что входя в священные пещеры, они вдруг радовались неизреченной великой радостью. Непонятно, откуда происходила она. Она словно ветер налетала на них, сбрасывала печали и скорби, горести их, как ветер сметает опавшие осенние листья. И они стояли и только радовались и веселились. И ничего, кроме голоса: «Христос Воскресе из мертвых!» не было в их сердце.