Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«Совершилось!» (Ин. 19, 28) — совершилось дело нашего спасения, дело нашего избавления, дела нашего воссоединения с Богом. Вновь человеку возвращен потерянный рай, и все это совершилось на голгофском Кресте, на страшном голгофском Кресте, на котором и сейчас, подходя к Кресту и лобызая его, мы видим умиротворенного Христа, висящего на древе.
Но надо представить себе это иго, эти страдания, бичевание, когда тело Его приняло 39 ударов плетками от римских легионеров. Понтий Пилат хотел отпустить Его, он не хотел, чтобы Его распинали, и думал, что кровожадные иудеи, будут удовлетворены тем, что увидят избитого, израненного почти до смерти Человека. И римские легионеры по приказу Понтийского Пилата нанесли Ему 39 ударов плетками с металлическими наконечниками, которые буквально изодрали на кусочки Его пречистое тело.
...Дважды во время чтения паремий открываются Царские врата. И хор поет на клиросе, и хор поет в алтаре, и чтец поет – все поют песнопение: «Славно бо прославися: коня и всадника верже в море. Поим Господеви, славно бо прославися».
Эта песнь является песней всех первых песней канонов. Во весь год в любой праздник канон поется, начиная с этого: «Поим Господеви, славно бо прославися». И вот, рядом с Мариам, стоит инокиня Кассия и вместе с отроковицами они поют «Поим Господеви, славно бо прославися». Тут важнейший смысл! У меня нет такого языка академического, научного, чтобы объяснить, что это — как бы некая некая модель, модуль. Как корабль когда строят, бревно-киль положат на песок, и потом всё к нему размеряют. Вот эти паримии и это пение «Поим Господеви, славно бо прославися» и «Отроки в пещи» – модули, на которых весь мир сотворен, весь мир из этого и для этого и через это существует. И Господь пришел, - и вот это всё мы воспеваем, слышим, радуемся.
Подробнее: «Воскресни, Боже, суди земли…» Литургия Великой Субботы
Фотоальбом "Чин погребения Плащаницы"
Первые десять, двенадцать, тринадцать лет со дня открытия храма утреню и последование Погребения Спасителя служили ночью, всю ночь. Теперь наступило время, когда уже нет ни сил, ни здоровья, так уже не можем — служим в пятницу вечером. Но какая же Великая Преблагословенная Суббота, «в ней же Господь, уснув,/ воскреснет тридневен...»!
Я не буду подробно рассказывать о содержании службы, только самое основное. Когда мы выносим Плащаницу, кладем её посреди храма, когда мы поем песнопения, кадим, нам кажется, что так было и в дни земной жизни Господа, когда Он претерпел распятие и умер на Кресте.
Ничего подобного! Сами подумайте: что происходит в условиях – даже не современного мегаполиса, – а Иерусалима, города не очень большого, в три часа дня... Кстати, расположение Москвы совпадает с Иерусалимом по меридиану, значит, совпадают и часовые пояса, то есть – в это же самое время, в три часа дня, Господь умер на Кресте.
По закону Моисееву после шести часов вечера никто не имел права касаться умершего, иначе ты не смог бы Пасху праздновать, был бы как изгой. А Пасха – это был и есть особый, великий праздник, поэтому закон Моисеев никак нельзя было нарушать.
Подробнее: «Господь, уснув, воскреснет тридневен». Утреня Великой Субботы
Дорогие братья и сестры! Для тех, кто покаким-то причинам не может быть в храме, мы начинаем трансляции основных богослужений Страстной седмицы из нашего храма святых апостолов Петра и Павла. Начало трансляции по расписанию богослужений
Послушать прямую трансляцию можно по ссылке: http://yatv.ru/PokrovTV/