В Великий Понедельник Христос проклял и иссушил смоковницу.
Во время оно, возвращаясь в город, Иисус взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то', что' сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. [Мф. 21, 18 – 19.]
У апостола Марка говорится, что еще не наступило время смоковнице давать плоды. За что же тогда проклял ее Христос? Архиепископ Аверкий (Таушев) объясняет:
За то, что она видом своим обманывала, вводила в заблуждение. На смоковнице листья являются обычно после плодов, а эта смоковница своим зеленеющим видом обещала плоды проходящим по дороге путникам, в то время как в действительности на ней ничего, кроме одних листьев, не было. По учению Церкви смоковница эта была символом представителей и руководителей иудейской ветхозаветной церкви — первосвященников, книжников и фарисеев, которые имели только внешний вид исполнителей Закона Божия, а действительных плодов веры не приносили. Господь обрек их на иссушение в наказание за их лицемерие, и предрек, как мы увидим дальше, что «отъимется от них Царствие Божие и дастся языку творящему плоды его».
Великий пост закончился в пятницу, а дальше дни бегут с повышенной скоростью. За болью, трагизмом и величием событий не всегда удается разглядеть их удивительную череду и символичность. В субботу Христос воскресил своего друга Лазаря, это первые подземные толчки в аду (где до Воскресения Христова оказывались все умершие, даже святые, поэтому на иконе Сошествие Христа во ад праведники с нимбами), ровно через неделю ад падет. Христос пройдет через ад и уничтожит его, с этого момента человек перестал быть обреченным на вечную смерть, теперь мы можем пойти за Христом и жить вечно, со смертью наша жизнь не прервется.
В воскресенье Господь вошел в Иерусалим, с этой минуты, с первого крика «Осанна!» начинается его медленный и быстрый путь ко Кресту и смерти. Начался обратный отсчет времени.
В Великий понедельник на страстной седмице Святая Церковь своими песнопениями призывает встретить «начатки страстей Господних» и последовать за Господом на пути в Иерусалим. Грядущие невинные страдания Спасителя показаны в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа.
«Иосиф, — говорится в Синаксаре, — есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для своих единоплеменников-иудеев, продается учеником за тридцать сребреников, заключается в мрачный и тесный ров-гроб и, восстав из него, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и в конец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом — Своею Живоносною Плотию».
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня, возлюбленные братья и сестры, в апостольском Послании к Филиппийцам мы слышали уже пасхальные нотки. Если мы во время Великого поста слышали покаянные молитвы, покаянные песнопения, обращающие нас внутрь себя, то сегодня мы уже услышали эту пасхальную нотку в послании апостола Павла: «Братия, радуйтеся всегда о Господе; и паки реку: радуйтеся» (Флп. 4, 4).
Мы можем спросить себя: а чему нам радоваться в нашей жизни? Много чему мы можем радоваться и должны радоваться в своей жизни: радоваться своему уму, что у нас есть хоть какой-то ум. Когда однажды отец Иоанн Кронштадтский служил молебен на открытие Дома умалишенных в Кронштадте, по окончании молебна к нему подошел больной человек и говорит: «Отец Иоанн, я хотел у Вас спросить, Вы когда-нибудь Бога благодарили за свой светлый разум?». И тогда отец Иоанн задумался о том, что он настолько естественно воспринимал наличие здравого ума, что даже никогда не возносил за него благодарственной молитвы. Он поклонился этому больному человеку до земли и поблагодарил его, страдающего недостатком ума, а с другой стороны, исполненного такой глубочайшей мудрости.
Поэтому и в нашей жизни мы должны радоваться тому, что мы сейчас стоим здесь на «своих двоих», что нам дана вера, нам дано знание о будущем, знание о вечной жизни, знание о Христе, элементарное знание о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», что такое «добро» и что такое «зло». Сейчас многие люди живут просто «растительной» жизнью. Поели, попили, поспали, пошли на работу, посмотрели телевизор — и так проходит вся жизнь: без смысла, без содержания, без цели, без радости. Стоит произойти малейшему колебанию в жизни: уменьшилась зарплата, повысилось давление, кто-то сказал грубое слово, начальник на работе понизил в должности — все, целая трагедия! А если годы человека приближаются к старости, жизнь клонится к закату, время — к зиме, тогда такой человек вообще исполняется отчаянием, потому что понимает, что молодость прошла, надежды не исполнились, впереди безвестность, впереди только «два метра». Где его фундамент, в чем основание его жизни, чему такому человеку радоваться?
Предлагаем вашему вниманию текст праздничной службы Благовещения пресвятой Богородицы с русским переводом и пояснениями. Издание подготовлено Обществом им. М.Н. Скабаллановича при Свято-Троицком Ионинском монастыре, г. Киев. Неделя_Ваий_2014.doc
Иисус Христос пришел в место, где много плачут, чтобы возвести нас туда, где никогда не плачут и чтобы мы не оказались там, где плачут всегда. Место, где много плачут - это наш с вами грешный, изуродованный мир. Место, где никогда не плачут – это Царство Небесное. И место, где плачут всегда – это и есть место лишенное света, именуемое адом. Потому что, нет там Божественной благодати для тех людей, которые добровольно при жизни не захотели жить с этим светом, с этим солнцем любви.
И сегодня день, когда закончилась святая четыредесятница, потому что, страстная неделя, это уже неделя, которая просто присоединяется к четыредесятнице дней Святого Великого Поста. И сегодня Господь уже показывает что Он - начальник жизни и смерти, что Он смерти не сотворил, а люди сами привнесли её в этот грешный мир. Показывает, что Ему всё возможно, что Он пришел для того, чтобы «имели жизнь и имели с избытком». Показывает, что Он даёт законы естества. Он делает сверхъестественное дело, Он сотворяет невероятное чудо: четверодневный мертвец, уже почти разложившийся, и вдруг произносятся слова - «Лазарь выйди вон» (Ин. 11:43). Эти слова слышит Лазарь, слышат люди которые видят выходящего из погребальной пещеры Лазаря. Лазарь так и именуется «четверодневный», потому что, именно столько времени он и провёл в этой погребальной пещере. Это было невероятное событие, это было невероятное чудо, это было непостижимо человеческому уму и народ стал восклицать: «осанна Сыну Давидову».