Песнь 2
Поползохся, яко Давид, блудно и осквернихся, но омый и мене, Спасе, слезами.
Давид — израильский царь, автор Псалтири, прародитель Спасителя мира. В этой песне канона вспоминается случай грехопадения Давида, соблазнившегося Вирсавией, женой своего воина Урии (2 Цар. 11-12). Подробнее см. объяснение к 7-й песне канона, читаемого в понедельник первой седмицы Великого поста.
Кому уподобилася еси, многогрешная душе? Токмо первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня утром, для тех кто был утром, на утрене, на седальне пелось: «Господи, спасительное воздержание двуеденствующе вопием Тебе: умили сердца наши, рабов Твоих и приими сущие со страхом молитвы наши, подая нам благое поста поприще, очищение и велию милость». А по-русски это будет звучать так: «Господи, второй день пребывая в спасительном воздержании, мы взываем к Тебе: пошли умиление в сердца Твоих рабов и прими молитвы наши приносимые со страхом, даруй нам успешно пройти путем постным очищение и богатую милость».
А поется так потому, дорогие братья и сестры, что уже в первый день Великого Поста мы уже вкусили, что это тяжело. Тяжело и по питанию, и потому что и службы длинные, тяжело и потому, что вокруг вроде бы стоят и люди, а начинают кусаться, потому что первый день поста. Тяжело потому что нападения бесовские на нас чувствуем: где-то что-то покалывает, тут мы очки уронили, тут мы споткнулись. И все это пост. И как же так, когда говорится и поется, что пост это для души и очищение и умиление и радость и весна души. А нам, когда Великий Пост начинается, становится с первого дня как бы телесно и душевно плохо.
Подробнее: Проповедь после покаянного канона Андрея Критского
Песнь 1
Каиново прешед убийство, произволением бых убийца совести душевней, оживив плоть и воевав на ню лукавыми моими деяньми.
Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго.
Яко Каин и мы, душе окаянная, всех Содетелю деяния скверная, и жертву порочную, и непотребное житие принесохом вкупе: темже и осудихомся.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры!
Ныне — особое время, начало Великого поста, день, который Святой нашей Матерью Церковью называется Прощеным воскресеньем. Начало Великого поста святые отцы называют «весной для души», и с завтрашнего дня в храме все будет иное: будет иное облачение, иное богослужение, иные великопостные распевы и молитвы, будет иная пища на нашем столе — и все это ради того, чтобы мы сами стали иными. Чтобы мы стали детьми Божиими, детьми Бога любви, призванными к чистоте, святыни, призванными всей своей жизнью восхвалять Бога Отца, призванными стать похожими на Него, как дети похожи на своего отца. Как ученики похожи на своего учителя, так и мы должны быть похожи на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
В эти святые дни апостол Павел призывает всех нас такими словами: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны» (Кол. 3, 12–15).
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие возлюбленные о Господе братья и сестры!
Один епископ говорил: «Как человек проведет первую неделю поста — так он проведет весь пост. Как он проведет весь пост — так он проведет весь год». Потому что Великий пост является первым постом в году. Он является как бы даром Богу, залогом того, что мы к чему-то себя понуждаем — ради заповедей Божиих, которые преступил Адам, вкусив запретный плод и лишившись рая. Поэтому мы путем воздержания и послушания воле Божией будем стараться возродить в себе эту духовную жизнь в дни Великого поста, о которых святые отцы сказали: «Возсия весна постная...», и: «Постимся постом приятным... Пост есть — злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания (то есть клеветы), лжи и клятвопреступления — сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный».
Пост еще не успел начаться, а многие уже испытывают на себе диавольские искушения — некие страхования, боязни: как мы его проведем, что впереди? Каждый из нас должен знать, что во время Великого поста мы объявляем войну диаволу. Мы — люди слабые, немощные, никуда не годные — знаем, что без помощи Божией невозможно в чистоте, правильно, богоугодно, православно совершить святой пост. И в то же время знаем о том, что Господь говорит каждому из нас: «Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 17–18).