Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Такие слова мы слышим с вами, братья и сестры, в Евангелии от Иоанна. Сейчас третья неделя Великого Поста, пройдена половина пути, потому что Страстная Седмица –это особая седьмая неделя, и сейчас, можно сказать, ровно половина нашего с вами постного подвига. Мы поднимались, как бы восходили на некую вершину, некий духовный пик, и неслучайно, что именно на этом пике, на этой вершине, в середине этого богослужебного восхождения, богослужебного подвига вдруг нам, для нашего сердечного внимания преподносится для поклонения крест Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Как некое средоточие, некая сердцевина, некий фундамент, некое основание, некая цель размышлений о том, что является содержанием нашей с вами жизни.
Праздник сорока Cевастийских мучеников всегда был большим событием в Православной Церкви. Издревле, с самого времени их мученической кончины в 320 году, Церковь торжественно прославляла этих святых. Они приняли страдание за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Тогда уже был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания, но были еще отдельные вспышки гонений перед той полной победой, когда христианство утвердилось во всей Римской империи. Так бывает: кончается война, и накануне победы кто-то принимает смерть.
Эти воины приняли страдание за Христа в ледяном Севастийском озере. Их смерть была особенно славной, потому что они имели возможность избавиться от страданий. На берегу озера была растоплена баня, и каждый из них мог оставить место мучений и прибегнуть к этому спасению.
Их подвиг памятен для нас и тем, что один из воинов не выдержал и предпочёл безопасную, благополучную жизнь без Христа смерти со Христом. Это видел один из стражников. По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там, где стоят эти мученики, — жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там Сам Господь. Видя мученические венцы, сходящие на воинов, он закричал: «И я христианин!» — и присоединился к ним, чтобы вместе с ними разделить и страдания, и славу.
19 марта 2014 года в культурном центре «Вдохновение» в рамках цикла бесед «Мир веры» состоялась встреча с настоятелем храмов Покрова Пресвятой Богородицы и святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным), посвященная теме «Иерусалим под московским небом».
Покровский храм, сочетающий в себе древнерусскую и византийскую традиции храмостроительства XI—XII вв., безусловно станет архитектурной жемчужиной не только района Ясенево, но всего града Москвы. Чудом является уже то, что всего за пять лет из небытия выросли белоснежные стены храма, засияли золотым светом его купола и кресты. Всего через полгода с начала строительства в стенах храма было совершено первое богослужение, был поставлен временный храм во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница», и после вручения святого антиминса не было ни одного дня, за исключением отдельных дней Великого поста, когда бы в храме не совершалась Божественная Литургия.
В ходе встречи архимандрит Мелхиседек рассказал историю создания храма, еще в начале которой ощущалось особое присутствие Божие и помощь, об удивительных событиях и чудесах, сопровождавших и сопровождающих его и участников строительства в ходе созидания храма, о вкладе простых людей в это богоугодное дело и о тех чудесных событиях, которые были ими поведаны и записаны, а также об удивительных, а подчас и веселых событиях из жизни прихода.
В завершение беседы настоятель ответил на многочисленные вопросы.
Следующая встреча состоится 9 апреля 2014 года в 18.30 и будет посвящена теме «Свет Православия в русской культуре».
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Во вторую Неделю святого Великого поста Церковь празднует память святителя Григория, архиепископа города Фессалоники. И многие задаются вопросом: почему мы совершаем память именно этого святого сразу за Неделей Торжества Православия? Дело в том, что Церковь, как мудрая мать, выстраивает для нас лестницу духовного восхождения в течение Великого поста. Стартовой чертой Великого поста было Прощеное воскресенье, которое напоминало нам о необходимости стяжать добродетели милосердия и всепрощения: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36), говорит Господь.
Следующая неделя за Прощеным воскресеньем — Торжество Православия. Апостол Павел говорит: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 1, 6), потому что правая вера является основанием, фундаментом нашего спасения. А третьей составляющей в этом фундаменте является молитва. И Господь нам так и говорит: «Сей род (бесовский) изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21). А какое отношение к молитве имеет этот святой, чью память мы ныне совершаем?
Он жил в XIV веке. В своих богословских трудах он сформулировал то понимание, то видение и знание Церкви, которое имели подвижники и святые. Он объяснил, что через молитву мы реально можем соединяться с Богом. У него были оппоненты, которые говорили: с Богом соединиться невозможно, потому что Бог находится над этим миром и с ним никак не соединим. Он трансцендентен, Он пребывает над этим миром и никак с ним не смешивается. И тогда святитель Григорий сказал: да, действительно, Бог Своей Сущностью находится над этим миром, но Своей энергией, Своей благодатью Он пребывает в этом мире и действует в нем. Мы не можем соединиться с солнцем — оно бесконечно удалено от земли. Но с лучами солнца мы можем соединиться: когда мы подставляем свое тело под лучи солнца, то оно греет нас.
Великий пост — один из важнейших периодов церковного года, значение которого для души православного христианина трудно переоценить. Вместе с тем подлинный смысл, духовное содержание поста очень часто ускользает от понимания постящегося человека, оттесняется на задний план его внешней, телесной составляющей. Ниже представлена вторая часть размышлений над текстом известной стихиры, которые посвящены «воздержанию языка».
«Постимся постом, приятным, благоугодным Господеви:/
истинный пост есть злых отчуждение,/
воздержание языка, ярости отложение,/
похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления./
Сих оскудение/ пост истинный есть и благоприятный»
***