Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры. Мы сегодня собрались в этот святой день в нашем храме, чтобы почтить память наших усопших родных и близких, помолиться о них, просить у Бога послабления их жизни там, в Вечности. Мы сегодня слышали дивные слова: «Блаженни яже избрал и приял еси Господи и память их в род и род». Значит, есть Тот, Кто избирает, Тот, Кто принимает и есть Тот к Кому приходит всякая душа человеческая.
Господь Сам о Себе сказал: «Я не есть Бог мертвых, а Бог живых, ибо для Меня все живы. Я пришел чтобы имели жизнь и имели с избытком». Вот к какой жизни призывается каждый человек, каждая душа, которая приходит в этот временный мир, она Богом уже приготовляется к Вечности. И вся жизнь будущего века зависит только от нас самих, от того, как мы пройдем с вами путь этой земной жизни и насколько мы в этой жизни будем человечны. Ибо печать человечности, если она вообразится в нас, и мы действительно станем образом и подобием Божиим, то тогда по этой печати узнают нас Небесные Силы. Ибо что посеет человек в этой жизни, то и пожнет в Вечности.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Преподобный Иоанн Лествичник сказал: «Не падать свойственно одним только Ангелам, падать и вставать свойственно людям, а, падши, никогда не вставать свойственно бесам. И мы будем осуждены перед Богом не за то, что мы пали, а за то, что, падши, не встали». И вот сегодняшняя евангельская притча повествует именно об этом: о падении и о милосердии Божием к падшему человеку.
Было два сына. Один сказал: «Дай мне положенную мне часть имения» (Лк. 15, 12). И отец дает наследство своему младшему сыну. Тот расточил его, живя блудно, и пришел в такое состояние, что ему было нечего есть. Он пошел к одному человеку и нанялся пасти его свиней. Этот человек посылает его в свое село, и тот желает напитаться хотя бы рожками, которые ели свиньи. Рассказывают, что эти рожки — бобовые, они сначала сладкие, а потом вызывают горечь, поэтому ими питаются только свиньи. Но и этой пищи ему никто не давал. И Священное Писание говорит, что он не мог насытиться. Почему человек не может насытиться свинской пищей? Потому что каждый из нас носит в себе образ и подобие Божие. Люди ищут идеалы, стремятся к их достижению, начиная с самого детства: сначала к хорошим оценкам, потом в спорте, в музыкальной школе, потом в институте, в работе, в семье, в здоровье, в творчестве, в поэзии, в любимом деле, в самой жизни. Но как бы мы ни хотели, как бы мы этого всего ни любили — все эти цели имеют свой придел, конец. А душа наша может успокоиться только в одном — в Бесконечном, то есть в Боге. И именно с этой тоской по бесконечному, по Божественному живет человек. И какими бы «рожками» он ни питал себя, насытиться он не может.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие о Господе отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю вас с праздником и желаю в этот святой день укрепления душевных и телесных сил, благодатной помощи Божией во всех ваших трудах и заботах!
В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как Симеон Богоприимец, взяв на свои руки Богомладенца, сказал пророческие слова, обращенные к Приснодеве Марии: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу,— да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34–35).
Святой Симеон предсказал страдания Спасителя, подвиг Его искупления всего рода человеческого. Он знал, что Матерь Божия — единственная, Кто останется вместе с Иоанном Богословом при Кресте Ее Божественного Сына. Страдания, переносимые Христом, переносила и Матерь Божия, как мать Его по плоти и крови. Все страдания Его в неизъяснимой, неимоверной степени пережила Пресвятая Богородица. Святые отцы иногда называют Матерь Божию первомученицей, потому что те страдания, ту сердечную боль и тоску, что пережила Она, стоя у Креста Сына, уподобляют Ее мучениченикам.
Бог многочасно и многообразно, древле говоривый во пророках, на последок времен заговорил, сказал Себя в Сыне Своем Им же и веки сотворил.
Поначалу Бог явил Себя ангелам, и они, познав Духом Спасителя мира, воспели гимн: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение». Поначалу Бог явил Себя миру в очень небольшом масштабе. Если не считать Святого Семейства, Он явил Себя безвестным пастухам, которые в окрестностях Вифлеема в ночное время несли свою стражу. Это был знак, символ слов Спасителя. Он явил Себя в мире, показал Себя ангелам, верой должен быть принят человечеством. Первые кто принял Его верою, были пастухи. Они не усомнились и нашли эту пещеру, движимые Духом, и там Духом увидели и познали Спасителя.
Бог явил Себя миру Сыном Своим. Сын во всем послушный Отцу, святой и праведный слуга Своего Отца, как человек, исполняет во всем закон. Через 40 дней Он должен быть принесен в храм, чтобы как первенец быть представлен Богу, и за Него должны быть принесены обычные дары. И снова перед нами явление чуда, о котором сказано: Бог принят будет миром верою.
Движимый Духом Святым древний праведник Симеон, которому было сказано, что он встретит Господа, был, однако из тех, кто шел верою трудным путем. Даже можно сказать так, что он был из тех, кто запнулся в вере, ибо известно из предания, что он не поверил словам пророка Исаии, о том что Дева примет во чреве и родит Сына, и подумал, что наверное тут ошибка – женщина родит как и положено. И вот ему было сказано, что он увидит, как силен Господь, исполнив всякое Свое слово, и что это будет знамением для него и для всего Израиля. Дева принесет ему Младенца, и он познает Его верою.
Предлагаем вашему вниманию перевод на русский язык и пояснения к отрывкам из Священного Писания, которые читаются в храме в праздник Сретения Господня.
Паремии — это отрывки из книг Ветхого Завета. Предложенные три отрывка положено читать на праздник Сретения потому, что Сретение было исполнением Пресвятой Богородицей заповедей Божиих. Хотя Она могла считать Себя свободной от жертвы и выкупа (положено было вносить 5 сиклей за младенца), но Она никого не хотела смущать неисполнением закона, как не хотела и тайну рождения Сына делать достоянием толпы. Для Богомладенца исполнение закона было явлением послушания Богу Отцу, о котором Он позже говорил, что пришел не отменить закон, но исполнить.