8 января, в день Собора Пресвятой Богородицы, в домовом храме пансионата N 6, освящённого в честь Воскресения Христова, была отслужена праздничная Божественная Литургия, которую возглавил настоятель храма архимандрит Мелхиседек (Артюхин) в сослужении с клириками храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе иереем Димитрием Бабуриным, иереем Евгением Марковым, а так же иереем Романом Смирновым. По запричастном стихе иерей Роман Смирнов огласил Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. За богослужением большая часть прихожан храма приобщилась Святых Христовых Таин. После отпуста со словами поздравления к молящимся обратился иерей Димитрий Бабурин.
По завершении богослужения всем прихожанам были вручены небольшие рождественские подарки.
А рождественский праздник продолжался. Проживающих в пансионате ветеранов поздравили ученики воскресной школы при храме первоверховных апп. Петра и Павла в Ясеневе. Дети ходили по этажам пансионата и в каждой комнате давали подготовленный ими маленький концерт и дарили подарки. Их встречали с радостью, подпевали им, а некоторые проживающие дополняли выступления детей чтением стихов и рассказов.
Затем в актовом зале пансионата состоялся показ рождественской сказки «Заколдованный принц», поставленной силами членов ПМО «Покров».
Радостью светились лица тех, на чью долю выпали нелегкие жизненные испытания. Радостная весть Рождества Христова наполнила сердца и тех, для кого был устроен этот праздник, и тех, кто принимал участие в его организации.
Тема воплощения Спасителя в восточно-христианском искусстве отражена не только в иконах, изображающих Рождество Христово, но и в образах, посвященных празднику Собора Пресвятой Богородицы.
В богослужебном годовом круге есть следующая особенность: после «основного», «главного» праздника, на следующий день празднуется особая память тех лиц, связанных с данным праздиком. Так, после Богоявления отмечается «Собор Иоанна Предтечи», после дня первоверховных апостолов Петра и Павла — «Собор 12-ти апостолов». Слово «собор» в данном контексте означает некое, не ограниченное ни временем, ни пространством, собрание верных, совершаемое в честь какого-либо святого. Празднование Собора Богоматери совершается во второй день Рождества Христова, 8 января (н.с.). Богослужения этих дней тесно связаны по смыслу и по характеру, так же связаны иконографии этих праздников. В день Собора Богоматери мы чествуем Ее как Пресвятую Деву и Матерь Сына Божия, послужившую великой тайне Боговоплощения.
Соотнесенное с праздником Рождества празднование в честь Богородицы возникло в Церкви очень рано, уже в IV веке. Это был самый первый богородичный праздник, из которого позднее сформировались другие богородичные празднования.
Иконография «Собор Богоматери» сформировалась достаточно поздно, только в конце ХШ века. Основой ее стали иконография Рождества Христова и некоторые важные элементы, внесенные под влиянием текста рождественской стихиры. Это четвертая стихира Великой Вечерни праздника Рождества: «Что Ти принесем, Христе, яко явился eси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас». В рукописи Софийской библиотеки XIV в. ( № 193) говорится, что пастухи приносят Христу в качестве благодарения «дивление».
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Ин.1:14) Новое исчисление 2014 год с Рождества Христова, как вступили именно в этот год. И начало нового исчисления так и называлось началом новой эры. Что же это за начало целой новой эры? Какой новой эры? Что такого нового произошло 2014 лет назад, что мир, осознав величие происходящего события, пусть не сразу, не всецело, не всей душой и сердцем, но с Рождества Христова начал новая эру, эру бессмертия, эра реальной жизни Бога в этом мире, о котором апостол Иоанн сказал: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни» (1Ин.1:1). Непостижимая вещь – Бог становится простым младенцем. Питается молоком, пачкает пелёнки, кричит, зависит от юной девушки и одновременно Он творит небо и землю. Кто-то говорил: «Если начать молиться перед иконой Рождества и пытаться понять, что мы видим, то спустя какое-то время это становится невозможным». Понять мы это не можем. Мы это можем только созерцать. Потому что это невероятная тайна, о которой апостол Павел так и сказал: «Велия благочестия тайна, Бог явился во плоти, показал себя ангелам, проповедан в народах, вознёсся во славе» (1Тим.3:16). И вера, которая открыта нам, это не плод человеческих фантазий. Такого Бога придумать было не возможно. Который плачет, Которого бьют, Которого, в конце концов, распинают, но Тот, Который, в конце концов, воскресает и даёт жизнь всему миру.
Во Имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися в Вифлееме.
В тропаре праздника на Рождество Христово мы с вами, возлюбленные о Господе братья и сестры, слышим такие слова: «Рождество Твое, ХристеБоже наш, возсия мирови свет разума» (Тропарь, глас 4).
Что же открыл Бог Своим явлением, Своим пришествием в этот мир? Для чего Он невидимый, непостижимый, необъятный, вдруг стал видимым, постижимым и объятным?
Святитель Василий Великий нам говорит, что с преступлением Адама, смерть соединилась с нашим телом и принесла ему смерть и тление. Надо было, чтобы и Жизнь соединилась с нашим телом. Чтобы тленное было побеждено бессмертием.
По благословению Патриарха Кирилла к празднику Рождества Христова в январе 2014 года в пределы Русской Православной Церкви впервые будет принесена священная реликвия Афона - Дары волхвов. Это одна из немногих реликвий, связанная с земной жизнью Спасителя, сохранившаяся до сегодняшнего дня. По преданию, до IV века Дары волхвов хранились в Иерусалиме, откуда впоследствии были перенесены в Константинополь и помещены в храме св. Софии. После падения Константинополя реликвия была передана на Афон, где пребывает до настоящего времени.
Дары, которые принесли новорожденному младенцу Иисусу волхвы с Востока, доставят 6 января вечером со Святой горы Афон в храм Христа Спасителя к началу патриаршего богослужения на Рождество.
Подробнее: Как волхвы стали святыми, а их дары святынями ...