17 декабря 2013 года в культурном центре «Вдохновение» состоялась, ставшая уже традиционной, встреча с настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе и свв. первоверховных апп. Петра и Павла в Ясеневе архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным). Беседа была посвящена теме «Оптина Пустынь: прошлое и настоящее».
В начале встречи был показан документальный фильм, посвященный истории восстановления Оптиной Пустыни.
После просмотра отец Мелхиседек рассказал об истории создания монастыря Оптина пустынь, о том, как там зародилось старчество. Также он рассказал о жизни и поучениях оптинских старцев.
Затем отец Мелхиседек поделился своими личными воспоминаниями о том, как восстанавливалась Оптина Пустынь. Батюшка, будучи молодым иеромонахом, в числе братии, в 1988 году указом патриарха Пимена был переведен из Троице-Сергиевой Лавры в разрушенный монастырь и непосредственно участвовал в его восстановлении. Отец Мелхиседек рассказал о том, как начиналось восстановление монастыря, как возвращались исторические постройки, о строительстве, об обретении мощей и прославлении Оптинских старцев, поделился воспоминаниями об удивительных людях, которые встречались ему в то время, и о многих других событиях, вошедших в историю монастыря. А так же рассказал о том, как сейчас проходит монашеская жизнь в обители. Встреча продолжалась более трех часов.
В завершении беседы батюшка ответил на многочисленные вопросы пришедших на встречу людей. Он сердечно поблагодарил всех присутствовавших и пригласил посетить следующую встречу, которая состоится в конце января уже 2014 года. Точная дата будет позже опубликована в новостях.
Видео беседы можно посмотреть здесь: http://optina-msk.ru/video/1030-beseda-optina-pustyn-proshloe-i-nastoyashchee
Апостол Андрей - один из двенадцати ближайших учеников Иисуса Христа, прозван Первозванным потому, что был первым призван Спасителем на проповеднический путь и первым последовал за Ним. Это нам известно из Евангелия от Иоанна, который в отличии от остальных евангелистов более детально описывает призвание апостолов. В свою очередь св. Иоанн был другом Андрея Первозванного (оба они входили в число учеников Иоанна Крестителя) и, таким образом, будучи очевидцем и непосредственным участником упомянутых выше событий, мог подробно описать и упомянуть о них, что он и сделал в своём Евангелии.
О призвании апостола Андрея, кроме Иоанна Богослова не упоминает ни один евангелист. По сути, святого Иоанна тоже можно называть первозванным,ведь Христос позвал их обоих и одновременно, однако Церковь присвоила ему наименование Богослова, в силу того, что Соборный разум в этом вопросе руководствовался не логическими измышлениями и не фактами пространственно-временных событий или научно-историческими предположениями, а боговдохновенностью Священного Писания и свидетельством святых. Иоанн умолчал о себе, не стал писать о том, что он первым призван, и был прославлен Богом редчайшими духовными дарами и как Богослов - самым высшим наименованием, которое носят в православной Церкви только три святых.
Родом апостол Андрей был из города Вивсаиды, по роду деятельности - рыбак, как и его брат Пётр, по образу жизни - ревностный иудей, посвятивший свою жизнь Богу и не вступивший в брак. Примечательно то, что Пётр, в последствии ставший первоверховным апостолом, был приведен к Спасителю своим старшим братом - Андреем, т.о. он и первый среди апостолов, деятельно начавший своё служение.
Поздравляем Вас, дорогие о Господе, отцы, братья, сестры, с престольным праздником иконы Божией Матери «Знамение».
Часто приходится слышать такой вопрос: «Что значит исполнять волю Божию? А как ее узнать?» Если мы действительно хотим знать и исполнять волю Божию, то должны, прежде всего, жить так, чтобы Евангелие стало основной книгой нашей жизни, а целью жизни нашей должны стать слова Божии. Каким образом? – Надо каждый свой поступок, мысль или суждение сверять со словом Священного Писания и спрашивать себя: «Так ли я делаю или нет?»
Но как может человек оценить свою жизнь или свой поступок, если он не знает Священного Писания? А если у него нет этого в уме, в сердце, то тем более этого не будет в делах.
28 ноября начался Рождественский пост, который называется еще Филипповым, поскольку его заговенье приходится на день памяти святого апостола Филиппа, одного из Двенадцати. Все посты готовят верующих к тому, что находится за пределами собственно поста.
И если целью Великого поста является Христово Воскресение, то нынешний пост готовит нас ко встрече пришедшего в мир воплотившегося Сына Божия. Для того чтобы войти в этот праздник с чистыми сердцем, душой и телом, Церковь предлагает нам очиститься с помощью покаяния, воздержания и молитвы.
В литургической жизни Церкви таинство Рождества Христова приближается по значению к таинству Воскресения из мертвых, а потому продолжительность и значение Рождественского поста подобны Великому посту, предшествующему Пасхе. Однако не всегда этот пост был сорокадневным. Даже Великий пост, самый древний, имел разную продолжительность и строгость. Еще в середине ХІІ века известный византийский канонист Феодор Вальсамон, Антиохийский Патриарх, отвечая на вопрос об обязательности постов перед праздниками Рождества Христова, апостолов Петра и Павла и Успения Божией Матери, отвечал, что их следует соблюдать по семь дней, «ибо один только пост сорокадневный — святой и великой Пасхи». А в 1431 году Григорий протосинкел писал, что в его время в Константинополе Рождественский пост некоторые соблюдали с 15 ноября, некоторые с 6 декабря, а некоторые даже с 20 декабря – со дня предпразднства.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. В этот воскресный день чрезвычайно важно поговорить на такую всеобъемлющую и очень важную тему – евангельский отрывок о человеческих страданиях – о болезни, исцелении и смысле этих страданий. И скажем несколько слов об этом.
Буквально с первых строк очень важный момент и очень важные ответы для нас на последующие вопросы: «В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи, она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: "Женщина! Ты освобождаешься от недуга твоего"».
Где Он исцелил? На улице? В больнице? В аптеке? В амбулатории? В санатории? На рынке? Где? «В одной из синагог учил Он в субботу, там была женщина, восемнадцать лет в недуге...» Что такое была ветхозаветная синагога? Сейчас слово «синагога» в таком, естественно, негативном свете воспринимается, но тогда за неимением храма это была ветхозаветная часовня и училище воскресной школы. Потому что там приносились молитвы, но не совершались жертвоприношения которые были только в одном Иерусалимском храме, разбирался и толковался закон Божий, Ветхий Завет, который, как говорит нам апостол Павел, был детоводителем ко Христу. Вот где встретил ее Христос – в училище благочестия, в часовне, во время молитвы.