Предлагаем вашему вниманию видеозапись беседы архимандрита Мелхиседека о старце Амвросии Оптинском, которая состоялась 17 октября 2013 года
http://optina-msk.ru/video/955-beseda-o-dukhovnoj-zhizni-po-tvoreniyam-prp-amvrosiya-optinskogo
15 октября 2013 года в культурном центре «Вдохновение» состоялась встреча с настоятелем храма свт. первоверховных апп. Петра и Павла в Ясеневе архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным). Беседа была посвящена вопросам веры, неверия и верности Богу.
В ходе беседы были затронуты такие вопросы, как обретение веры, смысла жизни, укрепление веры в тяжелых жизненных обстоятельствах, об отношении к скорбям и страданиям, о любви, благодарности и доверии Богу, о том, что каждый православный христианин должен нести людям благую весть о Боге и всей своею жизнью свидетельствовать о Христе.
18 ноября 2013 года состоится следующая встреча в КЦ «Вдохновение» с архимандритом Мелхиседеком
Видеозапись беседы можно посмотреть здесь: http://optina-msk.ru/video/938-beseda-vera-neverie-vernost
4 октября 2013 года в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе состоялась беседа со схиархимандритом Иоакимом (Парром), настоятелем монастыря во имя преподобной Марии Египетской Тема беседы - «Христианский смысл страданий». Переводил беседу, сопровождающий отца Иоакима иеромонах Савватий (Агеев).
В ходе беседы отец Иоаким затронул вопросы: что такое страдание, каков духовный смысл страданий, как принимать посылаемые скорби и о том, какое значение страдания имеют в жизни христианин. В конце беседы отец Иоаким ответил на многочисленные вопросы, заданные пришедшими на эту встречу.
Подробнее: Беседа со схиархимандритом Иоакимом Парром "Христианский смысл страданий"
Беспрецедентными всеторжественными богослужениями ознаменовался нынешний престольный праздник Покровского храма в Ясеневе. Впервые в истории прихода всенощное бдение накануне великого праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии было совершено в верхнем – главном храме этого духовно-просветительского комплекса. Последование великой вечерни, литии и праздничной утрени возглавил настоятель прихода – архимандрит Мелхиседек (Артюхин) c приходским духовенством.
Особую отраду доставило в этот день присутствие на торжественном богослужении многочисленных паломников, которые по зову своих сердец прибыли в Ясенево, чтобы разделить радость великого события с постоянными прихожанами Покровского храма. Среди молившихся были жители Красноярска, Сахалина, нескольких подмосковных городов, а также многочисленных районов столицы: Кунцева, Сокольников, Зюзина, Конькова, Тёплого Стана и др.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Всех вас, возлюбленные о Господе братья и сестры, сердечно поздравляю в этот святой день Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии! Поздравляю вас с этим великим праздником, свидетельствующим о великой любви Божией Матери к роду человеческому и о Ее всегдашнем заступлений за нас, всегдашнем пребывании Ее здесь, в святой Церкви Божией, в Церкви воюющей и церкви спасающейся, которая еще только проходит путь своего спасения здесь, на земле. Мы все вместе, в этом едином союзе любви между Богом и человеком и друг с другом проходим этот путь.
Вне Церкви, вне этой благодати Христовой, вне покаяния, вне причащения, вне жизни по закону Церкви невозможно никакое спасение. Именно сегодняшний праздник Покрова свидетельствует о том, что Церковь является для всех нас Матерью, она является для. нас спасительным кораблем, пребывая в котором человек безбедно может переплыть это бушующее житейское море и достичь всем нам так желательной пристани, то есть Царства Небесного, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь и радость бесконечная.
Церковь для каждого из нас является больницей, врачем ее является сам Господь наш Иисус Христос, единый в Троице славимый Бог наш, который дарует людям спасение и исцеление, кто истинно возжелал покаяния, исправления своей жизни, кто возжелал переменить ее от худшего к лучшему. Церковь для каждого из нас является деревом, на котором каждый из нас в меру своих сил и возможностей является маленькой веткой. Господь говорит сам о себе: Я есмь лоза, вы же ветви. Всякий, пребывающий во Мне, сотворит плод мног, а кто не будет во Мне, тот засохнет и не сотворит никакого плода. Каждый из нас хочет душевного мира, душевного спокойствия, благополучия, каждый из нас стремится к тому, чтобы жизнь внутри нас и вокруг нас была благословенна и благодатна. Но все это можно почерпнуть и достичь, живя жизнью Церкви, только живя, вместе с Церковью, только будучи ее настоящим сыном или дочерью. Святой мученик Киприан Карфагенский сказал: Кому церковь не мать, тому Бог не Отец. Грех разделения с Церковью не смывается даже мученической кровью. И наоборот, когда мы в Церкви, какие бы мы немощные не были, какой бы не был у нас духовный возраст, мы знаем, что наши молитвы, соединяясь друг с другом, с молитвами священника, восходят к престолу благодати Божией. В Священном Предании нашей Церкви говорится, что одно только "Господи, помилуй", произнесенное в Церкви вместе со всеми, выше Псалтири, прочитанной человеком одним в своей келье. Вот эта общая молитва, общее единение в духе, общая любовь, соединенная и выражающаяся в нашем богослужении в храмах Божиих, больше келейной молитвы. Особенно в эти великие праздники даруется сугубая благодать Божия. Мы все-таки понудили себя придти в храм Божий, оставили какие-то свои земные попечения, оставили работу и необходимые дела ради Бога, ради памяти Матери Божией, ради Ее великого праздника. Такой человек никогда не будет оставлен Богом без помощи, без попечения Господня и заступления Царицы Небесной, потому что мы маленькую часть от себя даем Богу, а Господь гораздо больше дает нам с вами и помощи, и благословения, и утешения, и сил переносить многие тяготы, болезни, напасти и искушения, которые выпадают на нашу долю.
Мы должны помнить слова Бога, который говорит: Женщина, когда рождает, терпит скорбь, но когда родит младенца, тогда уже не помнит скорби за пришедшую радость, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете скорбь ныне, говорит Господь, - но Я узрю вас и возрадуется сердце ваше и радости вашей никто не отнимет от вас. У нас сейчас время вот этого плодоношения, когда мы вынашиваем свою собственную душу, чтобы она в срок и вовремя родилась для Царствия Божия. Когда женщина носит ребенка, это бывает для нее болезненно и скорбно, сопряжено со многими трудностями и проблемами, а тем более рождение души для вечности. И поэтому без церкви, без ее богослужения, без всегдашнего молитвенного правила, без питания своей души словом Божиим, молитвой, невозможно чтобы она пришла в здравие, чтобы она возрастала, чтобы она имела успех и очищение. Поэтому Господь нас побуждает и призывает в этот святой день в храм Божий, чтобы почтить великий праздник в честь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Великий угодник Божий преподобный Серафим Саровский говорил, что Матерь Божию надо чтить не одними только устами, но наипаче чтить Ее делами своими. То есть теми делами, которыми Она прославилась сама. А Она прославилась смирением, бесконечной любовью к людям, бесконечным люблением Бога. Нам Священное Писание говорит, что все слова Христовы, Ее возлюбленного Сына, Она слагала в сердце своем для того, чтобы их исполнить, чтобы жить по ним, чтобы волю Божию сотворить в своей жизни. Вот и мы, последуя Ей, будем жить жизнью Церкви, жизнью духа, жизнью Царства. Надо чтобы жизнь наша была наполнена содержанием, чтобы она была без этих многочисленных ошибок и падений, без многочисленных уклонений от пути истины. Слово Божие должно вселяться в нашу душу обильно. Об этом апостол Павел говорит нам: Слово Божие да вселяется в вас обильно. Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, потому что гнев не творит правды Божией.
Почитание Матери Божией испокон веков, с первых времен христианства было всегдашним достоянием Церкви. В нашей жизни и в жизни Церкви есть бесчисленные примеры помощи и заступления Матери Божией. И ни что так не ненавистно духу злобы, как почитание Царицы Небесной. Вот почему постепенно, заблуждая один ум за другим, дьявол отводил некоторых людей, отпадших от Церкви от почитания Матери Божией. От этого почитания отпали протестанты, которые говорят, что истинно одно только Евангелие и не почитают Царицу Небесную. Хотя само же это Евангелие обличает их и говорит через Матерь Божию: Се бо отныне ублажат Меня вси роди, то есть весь мир. Тот, кто не воздает должного почитания Царице Небесной и Ее иконам, не имеет молитвенных к Ней воздыханий, тот человек погибает и сам себя отсек от тела церковного.
В одном из наших церковных повествований есть назидательный случай, который показывает, как дьяволу ненавистно почитание Матери Божией и как наоборот спасительно для каждого человека упование и вера на предстательство Царицы Небесной о людях.
Один из старцев передал нас рассказ аввы Феодора Илиотского. На горе Елеонской жил затворник, великий подвижник. Дьявол сильно обуревал его блудными помыслами. Однажды при сильном нападении дьявола старец, потеряв терпение, воскликнул: Когда же ты наконец оставишь меня в покое? Отступи от меня по крайней мере хоть в старости. Тогда дьявол видимым образом явился старцу и сказал: Поклянись мне, что никому не откроешь того, что скажу тебе и я перестану нападать на тебя. - Клянусь Живущим на небе, поклялся старец, что никому не открою сказанного тобою. Перестань покланяться вот этому образу, сказал дьявол, и я прекращаю брань но тебя. А на иконе было изображение Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии с Предвечным Младенцем Господом нашим Иисусом Христом. Дай мне подумать, ответил старец. На следующий день старец передал все авве Феодору Илиотскому, жившему тогда в Лавре Фаран. От него мы и узнали это. Воистину, авва, ты поругал, - сказал авва Феодор этому старцу, потому что поклялся. Но хорошо поступил, что не умолчал. Знай, что нет гибели ужасней, чем отречься от поклонения Господу нашему Иисусу Христу и Его Матери. После этого, успокоив и подкрепив старца, различными наставлениями, авва Феодор удалился к себе. Снова, дьявол явился затворнику. Что же это значит, негодный старик, сказал дьявол, - не клялся ли ты мне, что никому не будешь говорить? Зачем ты все рассказал? Знай, что ты будешь осужден в день суда, как клятвопреступник. Старец отвечал ему: Не тебе, клятвопреступник, уличать меня. Сам знаю, что я клялся и нарушил свою клятву, но не перед тобою, а перед Господом и Творцом моим. Тебя, же слушать не стану, ты уже подлинно подвергнешься неизбежной казни как первый виновник всякого зла и клятвопреступник. И избавил Господь старца за молитвы его аввы от этого поклонения дьявольского и даровал ему силы до конца своих дней поклоняться и чтить Пресвятую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию.
Вот этот рассказ говорит о том, как сопротивнику нашему ненавистно, когда люди молятся и призывают в помощь Царицу Небесную. Это всем нам предостережение, что ни при каких обстоятельствах не надо давать места в своей жизни, в своей молитве фантазии, увлекаться помыслами и собеседованиями с духами злобы. Это может привести человека к прелести, к падению, к заблуждению. И наоборот, исцеление человек может получить в своих духовных заблуждениях, когда он свои помыслы, свои сомнения и недоумения разрешает со своим духовником. Иоанн Лествичник говорит нам, что враг больше всего ненавидит откровение помыслов. Когда камень поднимают с земли, то змеи под действием солнца сразу же расползаются, ток и мысли от злых духов уходят из нашей жизни, когда мы их открываем своему духовнику, ожидая от него совета и суда над этими мыслями, планами, пожеланиями и своими фантазиями. Сеющий без благословения, - говорит нам Писание, без благословения и пожнет; а сеющий с благословением, с благословением и пожнет.
Когда у нас есть эти недоумения и сомнения, которые нам приносит лукавый дух против Церкви, против установлений и законов церковных, все это надо исповедывать священнику. Один мудрый человек сказал: Дьявол нам даровал "миф свободного падения, свободного полета", но полет этот ведет в пропасть. Так и люди ради каких-то наслаждений думают, что если переступят закон, то будут свободными, как бы крылья появятся и можно будет полететь. Но куда человек полетит в своем грехе свободы? Полетел он не куда-нибудь, а в пропасть. Закон Божий - это маленькая тропинка, маленькое бревно, перекинутое через пропасть, шаг влево, шаг вправо - падение и погибель.
Да, путь этот узок. Но кто когда-нибудь в горах видел хорошие дороги или мосты. Этого нигде нет. Где большие трудности, где опасности, там и узкий и маленький выход из ситуации. Так и Господь говорит нам, что широкий путь и широкие врата ведут в погибель, а узкие врата ведут в Царствие Божие. Мы не должны тяготиться своими молитвами и постами, узаконениями церковными по отношению к причащению. Сегодня вот подходит человек к причастию с накрашенными губами, в брюках. Спрашиваю: А ты исповедовалась? - Исповедывалась. Ну, наверно и чайку попила? Да, только немножко чайку попила. И идет такой человек причащаться. Ну, где же человек жил, где воспитывался? Элементарных таких вещей не знает, или думает что это очень тяжело. Неужели до 12-ти часов нельзя потерпеть? Привык человек вот так ходить широким путем и никак ему в голову не идет, что чего-то в жизни можно добиться только благодатью и помощью Божией, а также великим трудом над самим собой.
Многие из нас имеют в своей жизни и болезни, и скорби, различные испытания, подвержены недугам душевным и телесным. Мы должны знать, где искать помощь и заступление. Человек - существо двоякое, состоящее из души и тела, и поэтому то, что касается тела, с этим и надо поступать соответствующим образом. К тем, кому вверено врачевание тела, то есть врачам, которым дана премудрость и знания, надо помолившись и обращаться к ним за помощью. А поскольку человек состоит еще и из души, то необходимо знать, что причина всех наших болезней и недомоганий состоит прежде всего в греховной жизни. А поэтому, чтобы иметь телесное здравие, надо прежде всего уврачевать свою больную душу через покаяние, через причащение святых Христовых Тайн, через соборование, через обращение к Матери Божией, к Спасителю и ко всем святым угодникам Божиим, ходатайствующим о нашем спасении.
И вот как сильна, как благодатна помощь Царицы Небесной в наших духовных немощах, об этом есть повествование в нашей святой Церкви. Одна раба Божия, Прасковья Дмитриевна Ильинская, по ее словам, от природы имела слабые легкие. После замужества ее здоровье расстроилось настолько, что горловое кровотечение сделало ее совершенно неспособной к труду. Врачи посоветовали поехать ей в Крым на лечение, но не имея средств, она не могла воспользоваться советами докторов. Когда это стало известно ее воспитательнице, рабе Божией Морозовой, она все расходы взяла на себя. И больная уже через неделю была в крымском санатории. Главный врач, осмотрев ее, сказал что здоровье ее очень плохое и перспектив почти никаких. В эту же самую ночь, рассказывает больная раба Божия Параскева, - я вижу сон, будто нахожусь в своей квартире в Москве. Вдруг простенок между окном исчез, открылось бесконечное пространство, которое наполнилось неописуемым светом ив этом свете я увидела в воздухе Иверскую икону Божией Матери, которая до этого висела в моей квартире В Москве. Перед святой иконой появилось много страждущих людей и все они просили милости и предстательства Божией Матери. И в то же время осмелилась приблизиться и я к Царице Небесной. И вдруг слышу Ее голос: Что тебе, раба Моя? Матерь Божия, - восклицаю я, прошу себе милости Твоей и здоровья телесного, а детям Твоего премилосердного благословения о спасении их душ. Матерь Божия сказала тогда: Да будет тебе по вере твоей. И стала невидима. Когда я проснулась и начался обход, ко мне подошел профессор, прослушав меня, он выразил необыкновенное удивление и закончил тем, что объявил меня совершенно здоровой. Через три дня меня выписали из санатория и я неожиданно для мужа и родных вернулась домой совершенно здоровой. Таковы дивные дела милосердия. Божией Матери, бываемые по нашей вере.
И в нашей Церкви, и в нашей жизни таких примеров бесчисленное множество. Поэтому да возложим все упование свое на Царицу Небесную в наших трудностях, болезнях, печалях, скорбях и испытаниях. Будем помнить и знать о том, что всякий молитвенный вздох не останется без помощи и заступления, всякая покаянная слеза не останется неутешенной, всякий покаянный вздох о прощении своих родных и близких не останется без помощи.
И поэтому в этот святой день возблагодарим Царицу Небесную за Ее всегдашнюю помощь, ходатайство о спасении рода человеческого и каждого из нас святыми Ее молитвами Господь да сохранит в добром здравии и в спасении души. Аминь
архимандрит Мелхиседек (Артюхин)