Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!».
Сегодня мы слышали о дивном событии, о котором нам повествует Святое Евангелие, что за сорок дней до Своего распятия, ибо так нам говорит Святая Церковь, что это событие происходило именно в этот период, чтобы утвердить учеников Своих в вере, Господь преобразился пред учениками. Ибо Господь так и сказал: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин. 10, 17–18).
Он взял на гору высокую одних только учеников. Высокая гора — это образ восхождения, образ труда, образ подвижничества, образ аскетики, образ очищения. Славу Божию можно увидеть только в молитвенном труде и в труде доброделаний. Ибо Господь нам так и говорит: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). Чтобы сотворить волю Отца Небесного, ее надо знать. А она указана в Евангелии.
Ломоносов однажды сказал: «Бог оставил нам две книги: одну писанную, а другую неписанную. В одной Он показал Свою волю, а в другой показал Свою Премудрость». Книга неписанная — это наш мир, через который Бог показал Свою Премудрость. А книга писанная, в которой Он показал Свою волю, есть Священное Писание.
Лето – время отдыха и некой духовной расслабленности, когда человек настраивает себя на праздность, отдыхает от своих трудов. Очень часто ему бывает трудно сосредоточиться на том, чтобы воздерживаться, поститься. Возникают в этом отношении нарекания и в адрес Успенского поста.
Но хотелось бы отметить, что мера восприятия и исполнения постов зависит от системы приоритетов каждого человека.
Если во главе своих приоритетов человек ставит Христа, Православную Церковь, а потом уже все остальное – семью, Родину, работу и так далее, то посты для него не являются чем-то экстраординарным, временем скорби и печального воздержания от тех или иных видов продуктов. Они являются, в первую очередь, периодом, когда он сможет попытаться еще ближе стать ко Христу. Сможет ради Бога претерпеть какие-то лишения, пусть достаточно условные, ведь в наше время существует огромное изобилие постных продуктов, и поститься для любого человека — совершенно незатруднительно даже таким строгим постом, каким является Успенский.
Подробнее: 10 замечаний о посте на оставшиеся 10 дней до Успения
В понедельник, 19 августа, Православная Церковь празднует Преображение Господне.
Согласно христианской традиции, Преображение Господне - это праздник, установленный в воспоминание о великом событии в жизни Иисуса Христа. Для апостолов смысл Преображения Господня заключался в том, чтобы они, когда увидят Иисуса распинаемым, не усомнились в его учении, а засвидетельствовали добровольные страдания и смерть Спасителя за нас, грешных, и проповедали миру, что Господь Иисус Христос есть истинный Сын Божий.
Преображение показало наличие в Иисусе Христе двойственной природы - Божественной и человеческой. Как говорил святой Иоанн Златоуст, Преображение произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».
Местом Преображения церковное предание считает гору Фавор в Галилее. Святая царица Елена, мать первого римского императора-христианина Константина Великого, построила на горе храм в честь Преображения Господня, разрушенный в XIII в.
***
Накануне праздника вчитаемся в тексты праздничной службы: как и о чем говорил Господь с человеком — предлагаем паремии, читаемые на Всенощном бдении, в русском переводе с толкованиями.
***
Про Великий пост сейчас знают все, и даже некоторые нецерковные люди пытаются его соблюдать. А вот услышав о прочих, особенно летних постах, многие недоумевают: в чем смысл такого частого отказа от удовольствий? Порой и для православных пост, казавшийся в годы неофитства чем-то значительным и глубоким, со временем превращается в повинность. Хозяйкам прибавляется хлопот на кухне, денег уходит больше... Так в чем же смысл поста? Как поститься с пользой для души? На эти вопросы отвечают известные священники.
Постом многие советуют не только отказываться от скоромной пищи, но и вообще уделять кулинарным вопросам меньше внимания. На деле же именно пост становится для хозяйки испытанием. Денег больше уходит (постные продукты дороже), все мысли только о том, чем накормить мужа и детей. Когда поста нет — проще, больше выбор, не приходится все время думать об этом. Разве это правильно?
14 августа начинается Успенский пост. Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери.
«В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) Успенский пост — время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост — это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, — жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.
Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми» (митрополит Антоний Сурожский)
Успенский пост уже считается осенним, и, действительно – он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. Успенский пост - единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.