Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня, возлюбленные братья и сестры, в апостольском Послании к Филиппийцам мы слышали уже пасхальные нотки. Если мы во время Великого поста слышали покаянные молитвы, покаянные песнопения, обращающие нас внутрь себя, то сегодня мы уже услышали эту пасхальную нотку в послании апостола Павла: «Братия, радуйтеся всегда о Господе; и паки реку: радуйтеся» (Флп. 4, 4).
Мы можем спросить себя: а чему нам радоваться в нашей жизни? Много чему мы можем радоваться и должны радоваться в своей жизни: радоваться своему уму, что у нас есть хоть какой-то ум. Когда однажды отец Иоанн Кронштадтский служил молебен на открытие Дома умалишенных в Кронштадте, по окончании молебна к нему подошел больной человек и говорит: «Отец Иоанн, я хотел у Вас спросить, Вы когда-нибудь Бога благодарили за свой светлый разум?». И тогда отец Иоанн задумался о том, что он настолько естественно воспринимал наличие здравого ума, что даже никогда не возносил за него благодарственной молитвы. Он поклонился этому больному человеку до земли и поблагодарил его, страдающего недостатком ума, а с другой стороны, исполненного такой глубочайшей мудрости.
Поэтому и в нашей жизни мы должны радоваться тому, что мы сейчас стоим здесь на «своих двоих», что нам дана вера, нам дано знание о будущем, знание о вечной жизни, знание о Христе, элементарное знание о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», что такое «добро» и что такое «зло». Сейчас многие люди живут просто «растительной» жизнью. Поели, попили, поспали, пошли на работу, посмотрели телевизор — и так проходит вся жизнь: без смысла, без содержания, без цели, без радости. Стоит произойти малейшему колебанию в жизни: уменьшилась зарплата, повысилось давление, кто-то сказал грубое слово, начальник на работе понизил в должности — все, целая трагедия! А если годы человека приближаются к старости, жизнь клонится к закату, время — к зиме, тогда такой человек вообще исполняется отчаянием, потому что понимает, что молодость прошла, надежды не исполнились, впереди безвестность, впереди только «два метра». Где его фундамент, в чем основание его жизни, чему такому человеку радоваться?
Предлагаем вашему вниманию текст праздничной службы Благовещения пресвятой Богородицы с русским переводом и пояснениями. Издание подготовлено Обществом им. М.Н. Скабаллановича при Свято-Троицком Ионинском монастыре, г. Киев. Неделя_Ваий_2014.doc
Иисус Христос пришел в место, где много плачут, чтобы возвести нас туда, где никогда не плачут и чтобы мы не оказались там, где плачут всегда. Место, где много плачут - это наш с вами грешный, изуродованный мир. Место, где никогда не плачут – это Царство Небесное. И место, где плачут всегда – это и есть место лишенное света, именуемое адом. Потому что, нет там Божественной благодати для тех людей, которые добровольно при жизни не захотели жить с этим светом, с этим солнцем любви.
И сегодня день, когда закончилась святая четыредесятница, потому что, страстная неделя, это уже неделя, которая просто присоединяется к четыредесятнице дней Святого Великого Поста. И сегодня Господь уже показывает что Он - начальник жизни и смерти, что Он смерти не сотворил, а люди сами привнесли её в этот грешный мир. Показывает, что Ему всё возможно, что Он пришел для того, чтобы «имели жизнь и имели с избытком». Показывает, что Он даёт законы естества. Он делает сверхъестественное дело, Он сотворяет невероятное чудо: четверодневный мертвец, уже почти разложившийся, и вдруг произносятся слова - «Лазарь выйди вон» (Ин. 11:43). Эти слова слышит Лазарь, слышат люди которые видят выходящего из погребальной пещеры Лазаря. Лазарь так и именуется «четверодневный», потому что, именно столько времени он и провёл в этой погребальной пещере. Это было невероятное событие, это было невероятное чудо, это было непостижимо человеческому уму и народ стал восклицать: «осанна Сыну Давидову».
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобой».
Такими словами Святая Матерь наша Церковь в нынешний всеторжественный, богоспасаемый день именует Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим Пресвятую Деву Богородицу. В этот святой и праздничный день вся вселенная Ей приносит хвалебные пения: Радуйся Благодатная, Господь с тобою! а если Господь с Тобою, то Господь и с нами.
Именно сегодня в этот всеторжественный день Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, произошло событие с которого началось наше с вами спасение. И архангел Гавриил, которому по воле Божией было открыто рождение от Неё истинного Бога и истинного Человека Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, благовествует Ей об этом чрезвычайном событии. Но событие это возможно было только при одном условии, при согласии с волей Божией и воли человеческой. И когда Она спросила, как же это будет возможно? Рождение от Меня Сына? Архангел отвечает: «Дух Святый найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя» (Лк.1:35). И только тогда, тогда Матерь Божия дала согласие на это, на именно такую жизнь внутри Её и рядом с Ней Сына Божия, Она отвечает: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
На небе бывает радость об одном грешнике кающимся, нежели о девяносто девяти праведниках, не нуждающихся в покаянии. И Господь однажды нам сказал: «Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся» (Мф.18:2). Так и бывает радость на небе об одном грешнике кающемся. Иоанн Златоуст нам говорит: «Не падать свойственно ангелам, падать и вставать свойственно людям, а падать и никогда не вставать свойственно одним только бесам». И мы будем осуждены не за то, что мы пали, но за то, что мы, падши, не встали. Однажды ученик подходит к своему авве и говорит:
- Авва, я пал.
- Вставай и иди.
- Авва, я опять пал.
- Опять вставай и иди.
- Авва, я опять пал.
- Вставай и опять иди.
- До каких же пор?
- До самой смерти борись с грехом и не давай ему победы. Ибо силен Бог сотворить избавление от греха, только бы человек приложил истинное свое старание, истинно бы возненавидел грех, истинно, а не лицемерно обратился к путям покаяния.