30 марта 2014 года после вечернего богослужения в храме Пресвятой Богородицы в Ясеневе состоялась беседа с настоятелем храма архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным), посвященная советам, данным в душеспасительном творении преподобного Иоанна Лествичника.
Много веков «Лествица» является настольной книгой христианина. Проникнутое глубокой духовной опытностью, написанное простым, но полным силы, чистым и живым языком, творение преподобного Иоанна Лествичника является духовным руководством ревнующему о своем спасении совершить духовное восхождение по Лествице, возводящей на Небо.
В беседе настоятель рассказал о страстях и лобродетелях, особенно о страсти нечувствия, которая в той или иной мере присуща каждому, о молитве и посте, как средстве борьбы с этой, да и многими иными страстями. Свой рассказ он иллюстрировал цитатами из «Лествицы», примерами из священнической практики и духовного опыта старцев.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Однажды святитель Игнатий, епископ Кавказский, сказал: «Отныне, во время краткой земной жизни, которую Писание не назвало даже жизнью, а странствием, познакомься со святыми. Ты хочешь принадлежать на небе к их обществу, хочешь быть участником их блаженства. Отныне вступи в общение с ними. Когда выйдешь из храмины тела, они примут тебя к себе, как своего знакомого, как своего друга». И вот Великим постом, среди тысяч и тысяч святых, которые просияли в нашей Святой Православной Церкви, из года в год в богослужебном круге в воскресные дни вспоминается память только трех святых — из тысяч только трех святых! Почему? Чем они были так велики? Почему именно на них обращает наше внимание Православная Церковь во время Великого поста?
Первая седмица поста заканчивается Неделей Торжества Православия, а вторая Неделя посвящена святителю Григорию Паламе. Почему? Кто это? Что он привнес, какое учение он оставил Церкви? Что он дал, чем так дорога стала для Церкви его память, которая вспоминается Великим постом именно в воскресный день?
Подробнее: Неделя 4-я Великого Поста. Прп. Иоанна Лествичника
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Такие слова мы слышим с вами, братья и сестры, в Евангелии от Иоанна. Сейчас третья неделя Великого Поста, пройдена половина пути, потому что Страстная Седмица –это особая седьмая неделя, и сейчас, можно сказать, ровно половина нашего с вами постного подвига. Мы поднимались, как бы восходили на некую вершину, некий духовный пик, и неслучайно, что именно на этом пике, на этой вершине, в середине этого богослужебного восхождения, богослужебного подвига вдруг нам, для нашего сердечного внимания преподносится для поклонения крест Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Как некое средоточие, некая сердцевина, некий фундамент, некое основание, некая цель размышлений о том, что является содержанием нашей с вами жизни.
Праздник сорока Cевастийских мучеников всегда был большим событием в Православной Церкви. Издревле, с самого времени их мученической кончины в 320 году, Церковь торжественно прославляла этих святых. Они приняли страдание за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Тогда уже был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания, но были еще отдельные вспышки гонений перед той полной победой, когда христианство утвердилось во всей Римской империи. Так бывает: кончается война, и накануне победы кто-то принимает смерть.
Эти воины приняли страдание за Христа в ледяном Севастийском озере. Их смерть была особенно славной, потому что они имели возможность избавиться от страданий. На берегу озера была растоплена баня, и каждый из них мог оставить место мучений и прибегнуть к этому спасению.
Их подвиг памятен для нас и тем, что один из воинов не выдержал и предпочёл безопасную, благополучную жизнь без Христа смерти со Христом. Это видел один из стражников. По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там, где стоят эти мученики, — жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там Сам Господь. Видя мученические венцы, сходящие на воинов, он закричал: «И я христианин!» — и присоединился к ним, чтобы вместе с ними разделить и страдания, и славу.
19 марта 2014 года в культурном центре «Вдохновение» в рамках цикла бесед «Мир веры» состоялась встреча с настоятелем храмов Покрова Пресвятой Богородицы и святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным), посвященная теме «Иерусалим под московским небом».
Покровский храм, сочетающий в себе древнерусскую и византийскую традиции храмостроительства XI—XII вв., безусловно станет архитектурной жемчужиной не только района Ясенево, но всего града Москвы. Чудом является уже то, что всего за пять лет из небытия выросли белоснежные стены храма, засияли золотым светом его купола и кресты. Всего через полгода с начала строительства в стенах храма было совершено первое богослужение, был поставлен временный храм во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница», и после вручения святого антиминса не было ни одного дня, за исключением отдельных дней Великого поста, когда бы в храме не совершалась Божественная Литургия.
В ходе встречи архимандрит Мелхиседек рассказал историю создания храма, еще в начале которой ощущалось особое присутствие Божие и помощь, об удивительных событиях и чудесах, сопровождавших и сопровождающих его и участников строительства в ходе созидания храма, о вкладе простых людей в это богоугодное дело и о тех чудесных событиях, которые были ими поведаны и записаны, а также об удивительных, а подчас и веселых событиях из жизни прихода.
В завершение беседы настоятель ответил на многочисленные вопросы.
Следующая встреча состоится 9 апреля 2014 года в 18.30 и будет посвящена теме «Свет Православия в русской культуре».