Великий Четверг. Некоторые ученые, богословы сомневаются, принял ли Иуда-предатель Пречистое Тело Господа Иисуса Христа, причастил ли его Господь? В каноне Великого Четверга прямо, недвусмысленно говорится: да, причастил.
И это очень страшно! Это так страшно! В этом – свободная воля человека, который получил Пречистое Тело Господа Иисуса Христа в день Тайной Вечери и при этом не раскаялся, не переменил своих мыслей, а пошел и предал Господа. Как страшно и поучительно! И частое причащение без страха и без исповеди может к таким последствиям тоже привести. Будьте осторожны! Иуда был причащен, но пошел и предал Господа.
Подробнее: Евхаристия Великого Четверга. Когда вечность входит во время
Продолжаем тему богослужений Страстной Седмицы. Прошлый раз мы с вами дошли до утрени Великой Среды, то есть до службы накануне Великого Четверга. Пока привычный ритм служб, когда служится утреня, ничем не нарушается. В среду вечером начинается утреня, в которой вместо «Се Жених грядет в полунощи» поется уже другое песнопение. Песнопение особенное, которое поется только лишь в день Великого Четверга торжественным напевом, таким же, как «Се Жених...».
Это песнопение, тропарь, который нужно обязательно знать и понимать:
«Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся».
«Когда ученицы на умовении Вечери просвещахуся»... Чем они просвещались? Просвещались словами Господа Иисуса Христа и Его примером: Я, ваш Учитель и Господь, делаю так, так и вы делайте – вы делайте дела смирения, и не смущайтесь омывать ноги ученикам, ближним вашим, тем, которые даже ниже вас по уровню.
Подробнее: Утреня Великого Четверга: «Заушается Зиждитель, и ударяется тварь»
В сегодняшний день святая Церковь, молитвенно сопереживая со святыми апостолами и учениками Христа Его последние дни, вспоминает то страшное злодеяние, что совершил один из учеников Христовых — бывший апостол Иуда. Он задумал предать своего Божественного Учителя. Читая Евангелие, каждый из нас обращает особое внимание на этот случай. Как же это произошло?
Евангелие от Матфея, глава 26, стихи 3-16:
...собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.
Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.
Великий Понедельник. На 6-м часе читается паремия, ветхозаветное чтение – пророчество Иезекииля, описание его видения, страшного видения (Иез. 1, 1–20). Дух Господень является ему в свете и даже блеске «И посреде его яко видение илектра посреде огня» (илектра – корень слова тот же, как и у слова электричество).
Пророк видит мощное сверхсияние и какие-то колеса, в которых много очей. Это что? Это видение, и даже, как мы читаем в Великую Среду, – это не просто видение, а видение Славы Божией. Но оно настолько непередаваемо на язык нашего времени и нашего ума, что мы даже не пытаемся представить себе, как это и что это.
Если мы возьмем фантастическую литературу, связанную с инопланетными путешествиями, где героям встречаются всякие существа, то там писатели-фантасты пытаются передать другую реальность нашими человеческими понятиями – всякими бластерами, всякими сверхпроводимыми материалами, машинами времени и так далее.
Утреня Великого Вторника также начинается пением тропаря «Се, Жених грядет в полунощи». В основе его лежит притча о десяти девах (см.: Мф. 25, 1–13); воспоминанию о ней и посвящено богослужение Великого Вторника. В Великий Понедельник на утрене был как бы лишь отдаленный клик в нощи: Се Жених грядет. Он повторяется и теперь, но усиливается и расширяется в последующих песнопениях и в евангельском чтении о десяти девах. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха. «Жениха, братие, возлюбим,— поется в седальне на утрене,— свещи своя украсим, в добродетелех сияюще и вере правой: да яко мудрыя Господни девы готови внидем с Ним на браки, Жених бо дары, яко Бог всем подает нетленный венец»