Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.
О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: "После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти".
Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю - 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.
В воскресенье 12 июня, на пятидесятый день после Пасхи Господней, когда церковным Уставом заповедано сугубо прославлять Святую Троицу, на Оптинском подворье состоялись праздничные богослужения. Накануне вечером духовенством храма свв. первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе во главе с его настоятелем игуменом Мелхиседеком (Артюхиным) было совершено всенощное бдение, а в самый день праздника две Божественных литургии. Служение поздней Литургии также возглавил отец Мелхиседек.
Главной богослужебной особенностью Дня Святой Троицы является великая вечерня, совершаемая сразу же после Божественной литургии, во время которой прочитываются коленопреклоненные молитвы с особыми прошениями, обращёнными ко Господу за живых и усопших. Постановлениями Вселенских соборов строжайше запрещено православным христианам совершать земные поклоны в период от Светлого Христова Воскресения до Дня Святой Троицы, когда подобает «радоватися и веселитися» о Христе Иисусе, победившем смертию смерть. И только с чтения этих покаянных и в то же время исполненных искренней надежды молитв верующие люди снова возвращаются на путь усиленных молитвенных подвигов, сопровождающихся не только духовным, но и телесным деланием.
Предлагаем вниманию беседу кандидата богословия Валерия Духанина с преподавателем Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской Духовной семинарии, доцентом, священником Вадимом Леоновым на тему «Реформация литургических традиций Русской Православной Церкви».
Подробнее: Исповедь и Причастие — вместе или врозь? Беседа со священником Вадимом Леоновым
С давних времен существует благочестивый обычай украшать в день Троицы храмы и дома зеленью – ветками берез, цветами.
Откуда берет начало этот обычай?
Многие задают этот вопрос.
Я думаю, тут две причины: одна – церковно-историческая, а другая – символическая.
Исторически, я думаю, эти ветви напоминают нам о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Мы это видим на иконах, которые лежат у нас в праздничный день [на аналое].
20 мая 2011 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялось открытие и пленарное заседание VI Оптинского форума.
Открыл заседание Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент. На открытии форума прозвучали приветствия и выступления министра культуры РФ А.А. Авдеев, Председателя Императорского Православного Палестинского Общества, Председателя Счетной палаты РФ С.В. Степашина, Председателя Союза кинематографистов РФ Н.С. Михалкова, Сопредседателя Союза писателей России В.Н. Крупина, Председателя Союза журналистов России В.Л. Богданова, Председателя Союза театральных деятелей РФ А.А. Калягина, Секретаря Союза художников России А.У. Грекова и других руководителей творческих и научных союзов России.