1 марта 2015 года в Неделю первую Великого поста, Торжества Православия после вечернего богослуженияв храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево по благословению настоятеля храма архимандрита Мелхиседека (Артюхина) состоялась беседа с известным миссионером и проповедником, православным писателем и публицистом протоиереем Андреем Ткачевым на тему «Православие».
В ходе беседы протоиерей Андрей Ткачев прежде всего рассказал что такое православие, в чем состоит Торжество Православия. В частности он сказал: «Православие — это торжество благодати, которая царствует в разумной твари, покорившейся благодати.
Подробнее: Беседа с протоиереем Андреем Ткачевым. "Православие"
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры!
Первое воскресенье Великого поста Святая Матерь Церковь посвящает особому празднику — Торжеству Православия. В этот день вспоминаются Вселенские Соборы. Их было семь, и именно на них были утверждены догматы православной веры. В частности, Седьмой Вселенский Собор утвердил иконопочитание, принял знаменитую формулу святых отцов: когда мы взираем на изображенный образ, мы мысленно переносимся к Первообразу. То есть когда мы смотрим на икону Иисуса Христа, Матери Божией или угодника Божия, то поклоняемся, конечно же, не краскам и доске, а тому, кто изображен на этой иконе, кто предстоит за этой видимой для нас сущностью. Икона — это окно в иной мир, через которое Бог взирает на нас. Сегодня мы в чине Торжества Православия будем вспоминать всех тех великих угодников Божиих, кто донес нам неповрежденную, сохраненную в чистоте и истинности Святую Соборную и Апостольскую веру, ради которой наши святые шли на страдание и смерть. Быть в Церкви для них означало все; потерять Церковь — равноценно потери самой жизни. Святой Киприан Карфагенский говорит: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец». Сам Господь говорит: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18).
Песнь 2
Мужа убих, глаголет, в язву мне и юношу в струп, Ламех, рыдая вопияше; ты же не трепещеши, о душе моя, окалявши плоть и ум осквернивши.
О како поревновах Ламеху, первому убийце, душу яко мужа, ум яко юношу, яко брата же моего, тело убив, яко Каин убийца, любосластными стремленьми.
Ламех — потомок Каина от одной из его сестёр. Известен тем, что взял себе две жены, а также совершил убийство вслед за своим предком — первым человеком-убийцей. (Быт. 4:17-24).
Каин — сын Адама и Евы. Когда Каин и его брат Авель принесли жертву Богу, Господь не принял жертвы Каина, потому что она была принесена не от чистого сердца. Но Каин не покаялся, а стал завидовать брату, жертва которого была угодна Богу и принята Им. Обманом Каин заманил Авеля в поле и убил его, став первым на земле убийцей (Быт. 4). Род Каина, изгнанный от остальных потомков Адама и Евы, впоследствии погиб в катастрофе, вошедшей в Священное Писание под названием всемирный потоп.
Великим постом каждый день — с вечера воскресенья по пятницу — читается удивительная молитва Ефрема Сирина. Молитву, которую предание приписывает одному из великих наставников духовной жизни, святому Ефрему Сирину, можно действительно назвать великопостной молитвой, т. к. она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Поста.
Вот текст этой молитвы:
Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Подробнее: Великопостная молитва святого Ефрема Сирина: о чём мы молимся?
Песнь 2
Поползохся, яко Давид, блудно и осквернихся, но омый и мене, Спасе, слезами.
Давид — израильский царь, автор Псалтири, прародитель Спасителя мира. В этой песне канона вспоминается случай грехопадения Давида, соблазнившегося Вирсавией, женой своего воина Урии (2 Цар. 11-12). Подробнее см. объяснение к 7-й песне канона, читаемого в понедельник первой седмицы Великого поста.
Кому уподобилася еси, многогрешная душе? Токмо первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми.